Бакст

Художественный стиль Л. Бакста

Стиль Бакста сформировался на рубеже веков в оформлении журнала «Мир искусства». Это был изысканно-графичный, ирреальный стиль, покоривший Париж. С 1902 г. Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. С 1911 г. был художественным директором «Русских сезонов» С. Дягилева. В 1911-1913 гг. принимал участие в постановках И. Рубинштейн и А.П. Павловой.

Л. Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн (1908). Государственная Третьяковская галерея (Москва) В 1903 г. Бакст женился на Любови Третьяковой, дочери мецената П.М. Третьякова и вдове художника Н. Гриценко. Для этого он сменил вероисповедание (стал лютеранином). Но когда этот брак распался, снова принял иудаизм, за что был выслан из Петербурга, т.к. не все евреи имели право жить в столице. С 1910 г. Бакст жил в основном в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями. По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров.

Л. Бакст. Эскиз костюма Тамары Карсавиной к балету И. Стравинского «Жар-птица»

Л. Бакст. Эскиз костюма к балету И. Стравинского «Жар-птица». Царевна

Л. Бакст. Эскиз костюма к балету Н. Черепнина «Нарцисс». Вакханка Художник тщательно продумывал детали костюмов, сочетание цветов и узоры – всё во время танцев должно было подчеркивать пластику и гибкость актеров.

Примечания[ | ]

  1. Василенко В. Древний ужас // Краткий религиозно-философский словарь. — 1996.
  2. 12Иванов В. Древний ужас. по поводу картины Л. Бакста «Terror Antiquus».
  3. Соломон Волков. История культуры Санкт-Петербурга. С основания до наших дней
  4. 1234 И. Н. Пружан. Лев Самойлович Бакст. 1975. С. 114—119
  5. О. Ю. Иванова. Вяч. Иванов и И. Анненский: две точки зрения на картину Л. Бакста «Terror antiquus» (версия) Архивная копия от 31 мая 2008 на Wayback Machine
  6. В мае Бакст пишет к Бенуа: «Мои „Антигона“ и „Terror Antiquus“ подвигаются». В другом письме пишет о том, что издатель Р. Р. Голике просит дать ему две эти картины для воспроизведения, он пишет «на последнее я сказал, что не могу, ибо пишу крупную вещь на вариацию этой темы.
  7. Ю. Б. Демиденко. Художники на Башне // Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. — Спб.: Филологич. ф-т СПбГУ, 2006, с. 212—219 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 мая 2010. Архивировано 23 июня 2020 года.
  8. Серг. Мамонтов. Выставка «Союза». — «Русское слово», 1909, 29 декабря
  9. А. Бенуа. Художественные письма. Еще о «Салоне». — «Речь», 1909, 10 февраля
  10. Ольга Медведкова. Лев Бакст, портрет художника в образе еврея (неопр.) . Артгид. Дата обращения 17 сентября 2020.

Творческое наследие художника

Портретная живопись Леона Бакста подарила миру немало произведений кисти, с которых в день сегодняшний смотрят на зрителя выдающиеся личности, современники художника. Неизменно интересны картины Бакста с запечатлёнными на них историческими событиями, притягательны полотна, на которых угадываются мимолётные и яркие впечатления автора, поклонника красоты тела.

Самые знаменитые картины Бакста:

  • Автопортрет (1893),
  • «Портрет Александра Бенуа» (1898),
  • «Портрет Исаака Левитана» (1899),
  • «Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года» (1900),
  • «Ужин» или «Дама с апельсинами» (1902),
  • «Портрет Л.П. Гриценко» (1903),
  • «Портрет Андрея Белого» (1905),
  • «Портрет Зинаиды Гиппиус» (1906),
  • «Ливень» (1906),
  • «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906),
  • «Портрет Андрея Львовича Бакста» (1908),
  • «Портрет Анны Павловой» (1908),
  • «Портрет танцовщицы М. Казати» (1912),
  • «Портрет будущей графини Анри де Буажелен» (1924) и другие.

Огромную часть жизни художник посвятил оформлению театральных постановок труппы Дягилева, работал с Идой Рубинштейн. Костюмы артистов и декорации спектаклей сводили с ума публику, которая боготворила автора.

Сегодня представить и оценить происходящее 100 лет назад можно, рассматривая потрясающие эскизы, доступные для просмотра, благодаря интернету и печатным изданиям. Подлинники разбросаны по музеям и частным коллекциям по всем континентам.

Творчество Бакста стало революционным в мировом театральном искусстве. Костюмы артистов, декорации, музыка гениев, постановка выдающихся хореографов – всё слилось воедино. Такого раньше не было.

Идей и энергии у художника было не на одну жизнь. И всё ему удавалось блистательно. Не удалось только исполнить громадные планы – жизнь, к сожалению, оказалась коротка.

церковь покрова на нерли картина с Герасимова

картина летний сад

Баулин Сергей Алексеевич художник

Бакст Лев (Леон) Самойлович (1866-1924)

Графика Льва Бакста.


Акварели Льва Бакста.


Графика Льва Бакста.


Портреты Льва Бакста.


Портреты Льва Бакста.

«Бакст был удивительным человеком по своей почти детской, жизнерадостной и доброй простоте

Медлительность в движениях и в говоре давала ему порою какую-то «важность», скорее — невинное «важничанье» гимназиста; он природно, естественно оставался всегда чуточку школьником… Не скрытный — он был, однако, естественно закрыт, не имел этой противной русской «души нараспашку»

Лев Бакст.

«Париж был подлинно пьян Бакстом».

Театральные костюмы Льва Бакста.

«…Прозрачные шаровары гаремных одалисок, цветастые одеяния, эгреты и тюрбаны, драпировки восточных дворцов и гаремные подушки, яркие сверкающие камни и нити жемчуга – вся эта экзотика поразила воображение парижской публики».

Театральные костюмы Льва Бакста.

А сам Лев Самойлович отмечал: «В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность и целомудрие, иногда чувственность и даже зверство, иногда гордость, иногда отчаяние. Это может быть передано публике…Художник, умеющий извлекать пользу из этих свойств, подобен дирижеру.»

Театральные костюмы Льва Бакста.


Театральные костюмы Льва Бакста.


«Театральные


Театральные костюмы Льва Бакста.


Театральные костюмы Льва Бакста.


Модели одежды от Льва Бакста.


Модели одежды от Льва Бакста.


Юбилейная выставка Льва Бакста в Пушкинском музее.

«Если бы он был просто живописцем, он был бы через запятую среди многих. Но благодаря тому, что он стал известен как один из самых выдающихся сценографов, его стали замечать и как живописца. И сейчас его картины продаются по очень высокой цене».элегантные модели в сдержанных пастельных тонах.

Начало творческой карьеры

На смотре в Академии художеств Бакст провалился. В течение всего следующего года он учился писать с натуры, снова держал экзамен и справился — его допустили к занятиям. В академии юноша познакомился с единомышленниками. Одним из самых близких друзей стал Валентин Серов, с которым они вели долгие беседы по вечерам.

Несмотря на старание, Леон так и не закончил академию: он ушёл из неё после скандала, разразившегося из-за его работы на конкурсе. В рамках заявленной темы («Мадонна, плачущая над Христом») Бакст изобразил Мадонну старой женщиной с растрёпанными волосами. Судьи были вне себя.


Эскиз декораций Бакста к балету «Шехерезада», 1910. (Pinterest)

В 1891 году Бакст решил отправиться в заграничную поездку. В Париже он познакомился с молодым художником Альбертом Эдельфельтом, вместе с которым научился работать на пленэре. Этот опыт оказался очень полезен: через два года поступил заказ на большое полотно, посвящённое приезду делегации адмирала Авелана в Париж.

До начала 1900-х годов Бакст в основном жил во Франции и редко бывал в Санкт-Петербурге. Во время кратких визитов в Россию он зарекомендовал себя как отличный портретист. Ему удалось создать серию портретов своих знаменитых современников: Сергея Дягилева, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Зинаиды Гиппиус и других. Андрей Белый вспоминал о работе художника: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлён до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

В это же время Леон сблизился с Александром Бенуа, и это знакомство можно считать переломным моментом в его жизни. В кружок молодого критика входили писатели, философы, художники и просто любители искусства, поставившие перед собой цель уничтожить всё существующее, совершить революцию.

С 1898 года они начали выпускать собственный журнал, носивший название общества, — «Мир искусства». Сотрудником редакции нового издания, конечно, стал Бакст. Он занимался украшением обложки, рисовал красивые буквы и орнаменты. Кроме того, Леон иногда помогал Дягилеву, исправляя его работы. Художник пробовал свои силы и в иллюстрации, оформляя «Нос» Николая Гоголя. Эти рисунки можно рассматривать как первые опыты в разработке уникальных сценических костюмов. Позже в «Истории русской живописи» Бенуа написал: «У Бакста золотые руки».


Лев Бакст. «Майор Ковалёв встречает Нос», 1904. (Pinterest)

Мирискусники оставили значительный след в русской культуре. Они переосмыслили проблемы художественной формы и изобразительного языка, открыли новые пути в искусстве.

Последние статьи

  •   Зачем в школах уроки шахмат, почему дома розовые, а на флаге — оранжевая полоса: 10 любопытных фактов об Армении сегодня, 14:53
  •   Какие привычные русские слова могут обидеть или поставить в тупик англичанина сегодня, 13:44
  •   Кто из знаменитостей оказался в центре громких скандалов ушедшего года сегодня, 11:37
  •   Как уход Николая Караченцева повлиял на судьбу его единственного сына, и Почему он не пошёл по стопам отца сегодня, 10:55
  •   Как простой электромонтажник стал иконой геймеров Рунета: «последний король пиратов» Xatab сегодня, 09:40
  •   Как автомеханик из Германии стал африканским королём и управляет подданными по скайпу 11.03.2023, 23:23
  • +1   Русские и советские художницы, картины которых должны узнавать все культурные люди 11.03.2023, 20:30
  •   Снимается в кино в 76, выглядит на 20 лет моложе: Секреты молодости и успеха Сьюзан Луччи 11.03.2023, 18:10
  •   Как командир подлодки с 19 ядерными ракетами пошёл на риск и спас мир от Чернобыля в Белом море 11.03.2023, 15:11
  • +1   Как древнее надгробие спасло тысячи жизней, а простой гренадёр стал символом «Анонимных алкоголиков» всего мира 11.03.2023, 12:50

Все статьи

Наследие

В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Белоруссию (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета “Спящая красавица”» (1922) .

Bakst Costume design for L’Oiseau de feu 1922.jpg«Эскиз костюма Жар-птицы к балету “Жар-птица”» (1922)

На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2 ноября 2020 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Белоруссии (при поддержке Российской Федерации). Основным мероприятием, посвящённым юбилею художника в Минске, станет художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста», которая будет организована по инициативе Белгазпромбанка в феврале 2016 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь .

Творчество Бакста

В 1898 году совместно с Дягилевым, Леон принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира.

В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.

В 1903 году перешёл в лютеранство ради брака с дочерью П. М. Третьякова Л. П. Гриценко.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). В 1910 развёлся с Гриценко и вернулся к иудаизму. Всё это время жил в Европе, поскольку, будучи иудеем, не имел вида на жительство вне черты оседлости.

Во время визитов в Санкт-Петербург преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения.

В 1918 году Бакст окончательно разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 года умер в Париже от отёка лёгких.

Происхождение и детство

Родился в Гродно 27 января (8 февраля) 1866 года в еврейской семье строгого мировоззрения, чтящей веру, предков и семейные ценности. В семье воспитывалось четверо детей (у Льва был брат и две сестры).

Глава семьи был биржевым предпринимателем, мать из известных в светском обществе купеческих – её отец, Пинхус Розенберг, был купцом первой гильдии, поставлявшим сукно для царской армии. Ему, получившему за заслуги статус почётного гражданина Санкт-Петербурга, жал руку сам император Александр II.

Ещё ребёнком Лев часто бывал у деда в столице, позже сюда переехала вся семья. Здесь у него начал формироваться вкус, интерес к произведениям искусства и к живописи как основному занятию в жизни.

Многогранность таланта

К началу XX века Бакст уже является состоявшимся мастером, проявившим свой талант в разных областях художественного творчества: станковой живописи, сценографии, книжной иллюстрации, дизайне.Его кисти принадлежат портреты многих выдающихся современников: Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого, Клода Дебюсси и других.В 10-х годах XX века художник сотрудничает с известными литературно-художественными и сатирическими журналами: «Сатирикон», «Адская почта», «Аполлон», «Жупел».Кроме того, Лев Бакст проявил себя как талантливый педагог. В 1906 – 1910 годах он преподавал в художественной школе Е. Н. Званцевой. Одним из его учеников был Марк Шагал.Но настоящий революционный переворот в искусстве художник совершил благодаря своим театральным работам. Декорации и сценические костюмы, изготовленные по его эскизам, принесли ему всемирную славу.С 1910 года начинается многолетнее плодотворное сотрудничество Леона Бакста с Русским балетом С. Дягилева. Несмотря на то, что отношения между Дягилевым и Бакстом не всегда складывались гладко и случались периоды серьезных размолвок, художник успел поставить немало спектаклей, вошедших в историю мирового искусства. Среди них: «Шахерезада», «Жар-птица», «Клеопатра», «Нарцисс» и другие.Стиль Бакста основывается на гармоничном соединении музыки, пластичности движений и живописи. Формы, звуки, цвет и линии становятся равноправными «участниками» театрального действа, усиливая эмоциональное и эстетические воздействие на зрителей.Театральные костюмы и узоры на тканях, созданные Бакстом, положили начало формированию новой мировой моды. Роскошные сценические модели, соединившие в себе русский и восточный стиль, отличались необычными цветовыми сочетаниями, буйством ярких красок и смелыми силуэтами. Наиболее характерны для дизайнерского творчества Бакста насыщенный синий, пурпурный и коричнево-желтый цвета.Благодаря этому влиянию в Европе первых десятилетий XX века возникла мода на ориентальные (восточные) орнаменты, тюрбаны, покрой кимоно, шаровары. Элементы этого стиля до сих пор активно используют в своих коллекциях мировые дома мод.

Последние годы

В 1918 году сотрудничество Бакста с Дягилевым разладилось. Конфликт назревал давно – Дягилев диктаторски относился к тем, с кем работал, желая иметь влияние на каждую мелочь. Так, великий антрепренёр не мог даже позировать спокойно, когда художник работал над его портретом: постоянно делал замечания, критиковал каждый мазок и требовал, чтобы Бакст изобразил его красавцем. Но это было задолго до «Парижских сезонов».

Теперь же накопившиеся разногласия и противоречия дополнились объективными моментами. В связи с мировой войной Европе было не до балета, сыграло свою роль и расстояние – труппа театра пережидала войну в Париже, тогда как Бакст оказался в Швейцарии.

Популярность обеспечивала художнику множество частных заказов – он был завален работой, которая его изматывала морально и физически. Появились проблемы со здоровьем, но Бакст неистово трудился, не особо внимая докторам. В 1921 году вновь сотрудничает с Дягилевым – постановка «Спящей красавицы» на музыку Чайковского стала последней работой в союзе, подарившем миру 16 непревзойдённых спектаклей.

В 1924 году Франция вновь удостаивает художника высшей государственной награды, ордена Почётного легиона. В том же году Бакст, работая в Париже с труппой Иды Рубинштейн, берётся за оформление балета «Истар». Напряжение последних лет привело к приступу, который проявился как «нервный припадок», «отёк лёгких» и почечная недостаточность одновременно. В больнице помочь не сумели. 27 декабря 1924 года Леона Бакста не стало.

Первые шаги

Способности к рисованию определились, когда Лев учился в гимназии. Победа на конкурсе (рисовали портрет Жуковского) подтолкнула юного гимназиста оставить учёбу в 1883 году и резко изменить вектор своего развития – начинающий художник поступил в Академию художеств.

В Академии он не пропустил ни одного курса, виртуозно рисовал с гипса и с натуры, но закончить обучение не удалось. Комиссии очень не понравились экспрессия и новаторство работы на религиозную тему, подготовленной молодым художником на Серебряную медаль. Хотели выгнать просто так, но заступились Серов и другие именитые художники, и исключение из училища обосновали плохим зрением ученика.

Учёбу Бакст не оставил – посещал мастерскую Александра Бенуа, брал у него уроки живописи. С 1888 года начал работать – иллюстрировать детскую литературу, журналы.

Жил в большой квартире с братом и сёстрами (к тому моменту их родители развелись и занимались своей личной жизнью).

История полотна[ | ]

И. Пружан указывает, что всего Бакст работал в общей сложности над картиной около трёх лет. В начале 1905 года, по сообщению Бенуа, на выставке картин Союза русских художников он показал свой рисунок под названием «Terror Antiquus», судя по описанию, имевший непосредственное отношение к картине. Первое упоминание о картине относится к началу 1906 года.

Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910: лицо Европы также написано под влиянием той же самой статуи акропольской коры. Историки искусства пишут, что Бакст пробудил в Серове интерес к античности.

В 1907 году Бакст совершил поездку в Грецию и на Крит вместе с Валентином Серовым. Он начал работать над этим полотном ещё до своей поездки в Грецию, а по возвращении принимается за него снова. На создание замысла картины также повлияли визиты художника в знаменитую Башню Вячеслава Иванова. После визита в Грецию Бакст пишет, что был вынужден переосмыслить свои представления об античном мире.

В письме к жене Бакст пишет: «В картине много изменений… статуя становится страшна и фон мрачнее — я всё добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью; вода на первом плане недостаточно „бездонна“». «Картина моя мне разонравилась. Я не того хотел добиться, что вышло. Надеюсь, в следующей вещи удастся выразить вполне то, что тянет сделать. Может, я и ошибся с этой картиной, может, она мне пригляделась!».

«„Древний ужас“ был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста. Это была последняя живописная работа художника, после которой он практически не работал маслом и не создавал картин (только в 1920-е годы декоративные панно в США и Великобритании). В то же время „Древний ужас“ оказался и этапной работой в истории отечественного искусства 1900—1910-х годов, обозначив ту линию его развития, которая превратилась в хроническую „болезнь“ всей отечественной культуры — неоклассицизм. В глазах современников это было если не выдающееся, то, несомненно, заслуживающее самого пристального внимания полотно. Хорошо известны отклики отечественных критиков по поводу „Древнего ужаса“ (Вяч. Иванова и М. Волошина). Но это произведение имело и крайне удачную экспозиционную судьбу за пределами России. Картина демонстрировалась на Брюссельской выставке (1910) и получила Золотую медаль, участвовала в Международной выставке в Риме (1911), на выставке „Мира Искусства“ в Праге (1912), на персональной выставке Бакста в Лондоне (1913)».

Первое появление «Древнего ужаса» — на выставке Осеннего Салона (Париж) и затем на выставке «Салон» (Санкт-Петербург) вызвало громкий резонанс. Рецензии в газетах варьировались от безудержного восхваления до полного неприятия.

Критик Сергей Мамонтов:

Александр Бенуа, наоборот, охарактеризовал картину, как значительное произведение, в котором Бакст сумел суммировать своё отношение к древности:

При этом Бенуа отмечал недостатки картины: отсутствие «зажигающей жизненности», «силы убедительности», сухость рисунка.

По мнению исследователя творчества художника Ольги Медведковой, это очень личное, практически автопортретное произведение Бакста.

Особенности стиля

Это были яркие и захватывающие костюмы, полные экзотических мотивов. То же можно сказать и о картинах автора.

Леон Бакст смело использовал сочные расцветки и богатые украшения. Основными источниками вдохновения стали:

  1. восточные и древнегреческие наряды;
  2. мифология;
  3. сказки.

В числе моделей, восхищавших зрителей, были роскошные шаровары, расшитые драгоценностями тюрбаны, полупрозрачные одеяния, жемчуга и шелковые наряды. Та восточная чувственность, что блистала в спектаклях, до этого была не ведома европейцам.

Среди узоров мастер отдавал предпочтение растительным и геометрическим орнаментам. Рисунок мог наноситься разными способами:

  • с помощью вышивки;
  • набивкой;
  • посредством плетения;
  • ткачеством.

Занимательный факт: Театральные костюмы Бакста еще при его жизни выставлялись в Лувре.

Еще один факт: В 1923 году его эскизы орнаментов по текстилю и гобелену выставлялись в Музее моды и костюма Гальера в Париже.

«Коронованный» Парижем

Бакст не стеснялся идти против канонов классического искусства и создавал очень смелые образы. Он одел танцоров в шаровары и платья, сшитые из прозрачных и лёгких тканей. Европейцы были потрясены: такого себе не позволял никто. Творчество художника показало, что цвет и декорации могут стать полноценными участниками представления, раскрывающими образы героев.

По Европе после Русских сезонов прокатилась волна моды на всё восточное и русское: в магазинах продавали тюрбаны, шали и костюмы, в которых можно было увидеть что-то общее со сценическими образами актёров.


Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в костюмах к «Шехерезаде», 1910. (Pinterest)

В 1916 году Бакст задумался об открытии собственного дома моды, где бы он мог соединить разные направления дизайна. После гастролей труппы Дягилева он разрабатывал дизайн аксессуаров, одежды, посуды, и полученный опыт должен был стать основой творческой революции. Однако планам не суждено было сбыться: художник серьёзно заболел. В 1923 году, после Октябрьской революции, к нему приехали из России жена и сын. Ненадолго семья Бакста воссоединилась.

В 1924 году, в период работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн, известный дизайнер и художник умер. Проститься с ним пришли музыканты, поэты, артисты. Леона Бакста похоронили на кладбище Батиньоль в Париже.

Примечания

  1. Борисовская Н.А. Лев Бакст. — М.: Искусство, 1979. — С. 6. — 120 с.
  2. Леон Бакст // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. М.М.Клячко писала: «Его квартира производила на Левушку большое впечатление: так красиво, с таким вкусом она была убрана; сам прадед был шикарно одетый господин; он жертвовал много на приюты для бедных, и царь Александр II пожал руку, благодаря его». www.tretyakovgallerymagazine.com/img/mag/2008/1/062-081.pdf
  4. 12 [pv-gallery.ru/artist.php?i=231&letter=%CE Бакст Л. С.]
  5. 12 [www.eleven.co.il/article/10379 Бакст Леон. Электронная еврейская энциклопедия]
  6. [www.artrz.ru/menu/1804657343/1804782132.html Искусство и архитектура русского зарубежья — БАКСТ Андрей Львович]
  7. [www.nlr.ru/cont/ Весь Петербург (1894 — 1917), интерактивное оглавление.].
  8. [www.christies.com/lotfinder/paintings/leon-bakst-costume-design-for-firebird-5742285-details.aspx Sale 1161. Lot 114. Leon Bakst. Costume design for Firebird] (англ.). Christie’s (25 November 2013). Проверено 6 октября 2014.
  9. [news.tut.by/culture/382540.html Белгазпромбанк приобрел на аукционных торгах Christie‘s в Лондоне работы трех художников, выходцев из Беларуси]. TUT.BY (15 января 2014). Проверено 6 октября 2014.
  10. [news.tut.by/culture/428236.html Альбом эскизов для балета «Спящая красавица» дягилевских «Русских сезонов» вернулся на родину своего создателя, в Беларусь]. TUT.BY (17 декабря 2014). Проверено 1 декабря 2020.
  11. [unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235205r.pdf ЮНЕСКО. Генеральная конференция. 38-я сессия. 2020. Предложения государств-членов о памятных датах в 2016-2017 гг., в праздновании которых ЮНЕСКО могла бы принять участие]PDF
  12. [artbelarus.by/ru/news/323.html Открытие выставки «Художники Парижской школы – уроженцы Гродненщины»]. Арт-Беларусь (30 ноября 2015). Проверено 2015-29-12.

Биография

Лев Розенберг родился 10 мая 1866 г. в Гродно (в настоящее время Беларусь) в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста.

После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстраций книг. На первой своей выставке (1889) принимает псевдоним Бакст
— укороченную фамилию бабушки (Бакстер
).

В начале 90-х выставляется в Обществе акварелистов
. В 1893-1897 живёт в Париже , часто возвращаясь в Санкт-Петербург . С середины 90-х примыкает к кружку писателей и художников, формирующемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратится в объединение «Мир Искусства». В 1898 совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, приносит ему славу.

Он продолжает заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова(1901), Андрея Белого(1905), Зинаиды Гиппиус(1906). Также преподаёт живопись детям великого князя Владимира. В 1902 в Париже получает заказ от Николая II на Встречу русских моряков
.

В 1898 г. Бакст показывает работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене , выставках Артели русских художников
, и проч.

Во время революции 1905 года Бакст работает для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

В 1906 г. Бакст совершил поездку в Грецию и в картине «Древний ужас» (1908) передал свое видение античности.

В 1909 г. Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства (принятого ради женитьбы на дочери купца и мецената П. Третьякова).

Он примкнул к балетной труппе С. Дягилева и переехал в Париж, где участвовал в создании всех балетных спектаклей во время Русских сезонов («Египетские ночи» Аренского, 1909; «Шехеразада» Римского-Корсакова, 1910; «Жар-птица» Стравинского, 1910; «Нарцисс» Черепнина, 1910 и другие).

Всё это время живёт в Европе, поскольку как еврей не имеет вида на жительство вне черты оседлости .

Во время визитов в Санкт-Петербург преподаёт в школе Званцевой. Одним из его учеников был Марк Шагал (1908-1910), но в 1910 г. они разрывают отношения. Бакст запрещает Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пойдёт во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении приведёт молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.

В 1914 г. Бакст избирается членом Академии Художеств.

В 1918 г. Бакст окончательно разрывает отношения с Дягилевым и Ballets Russes. 27 декабря 1924 г. он умирает в Париже от отёка лёгких.

Бакст Лев Самуилович (1866-1924)

Чтобы поступить вольнослушателем в Академию
Художеств, Л. С. Баксту пришлось преодолеть сопротивление отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов.

В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с
А. Н. Бенуа,
К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения «Мир искусства» (1898).

 Известность Баксту принесли его графические работы для журнала «Мир искусства». Он продолжал заниматься и станковым искусством — исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).

Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина «Древний ужас (Terror Antiquus)» (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», потом в журналах «Сатирикон», «Золотое руно», «Аполлон», успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры,
выставки). Но уже к концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна.

Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму «Сердце маркизы». Затем был поставлен балет «Фея кукол» (1903), имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом «Лебеде» М. М. Фокина (1907). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов», а затем «Русского балета С. П. Дягилева». «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.

 Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров.

Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге. Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.
 

Русские сезоны

В 1899 году Сергей Дягилев был назначен чиновником по особым поручениям. Понимая номинальность этой должности, он продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Дягилев приступил к реформированию «Ежегодника императорских театров». Его стараниями журнал превратился в серьёзное художественное издание. Дягилев не остановился на достигнутом и, пользуясь положением, привлёк к работе в театре знакомых художников: Бенуа, Коровина, Серова и других. В 1901 году они занимались оформлением балета Лео Делиба «Сильвия». Зрители были в восторге от созданных Бакстом декораций.

После отставки Дягилева художник продолжил свою работу в Императорском театре. В 1903 году ему предложили разработать эскизы костюмов для балета «Фея кукол» братьев Легатов. Уже позже Бенуа писал, что премьера спектакля принесла славу молодому художнику: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойдённым».


Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехерезада», 1910. (Pinterest)

В том же году Леон женился на Любови Гриценко, дочери Павла Третьякова. Чтобы отец дал согласие на брак, жених принял лютеранство. В 1907 году у пары родился сын Андрей. Вскоре супруги решили развестись. По предложению Валентина Серова, Бакст отправился в короткую поездку по Греции, где создал несколько этюдов и множество зарисовок, ставших позднее основой театральных декораций.

С 1910 года он жил в Париже, где сотрудничал с труппой Сергея Дягилева. В 1909 году открылись Русские сезоны, от которых пришли в восторг европейские критики и зрители. Слава пришла не только к танцорам, но и к художникам. Леон Бакст вдруг стал известен всему миру: его удивительные сказочные декорации к «Клеопатре», «Карнавалу» и другим спектаклям покорили зрителей. Он осознавал свою большую творческую силу и говорил, что художник подобен дирижёру, «который может взмахом своей палочки… безошибочно извлечь тысячу звуков».


Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра», 1909. (Pinterest)

Бакст, как и раньше, не ограничивался созданием декораций и активно работал над костюмами. По его эскизам шили для лучших артистов Императорского театра и труппы Дягилева — Анны Павловой, Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: