Если в семье растет интроверт: советы родителям

Высокий уровень эмоционального интеллекта

Дети-интроверты прекрасно разбираются в собственных чувствах. Однако родители часто не могут этого понять из-за запаздывания у малышей эмоциональной реакции. При любой ситуации такой ребенок кажется холодным, спокойным и нерешительным. Однако на самом деле он всего лишь выдерживает паузу, которая необходима ему для того, чтобы разобраться с возникшими чувствами и мыслями, понять суть происходящего, обдумать его и выработать необходимую реакцию, учитывая возможные последствия своих действий. Дети-интроверты очень рано начинают рассуждать, и порой их считают не по годам мудрыми. Понимая многое, они, как правило, способны сопереживать другим людям.

Как воспитать?

Сначала уберите у себя в голове установку, дорогие родители, что ваше чадо хуже других. Она есть у вас, раз вы решили что-то изменить в воспитании и подходе к малышу!

Конечно, экстраверт, который с эмоциями повествует о своих впечатлениях, со всеми готов общаться, хватает все на лету, привлекает больше внимания и симпатий. Но с ним тоже не просто! Попробуйте усадить его и попросить что-то нарисовать, написать. Придется приложить немало усилий!

С интровертом в этом отношении легче. Такие дети очень внимательны, усидчивы, речь у него может быть богатая, если он готов выразиться. Друзей он имеет немного, два-три, но зато самых преданных.

Единственное, что дается ему с трудом, — это новые отношения. К ним следует подготовить ребенка, поскольку перемены в жизни для интроверта – стресс.

Что делать, если ребенок интроверт? Предлагаю опираться на следующие правила общения.

Относиться с вниманием

Сначала нужно признать, что личность ребенка может не соответствовать вашим ожиданиям и спокойно это принять. Родителям хочется, чтобы малыш был активным, с легкостью находил друзей. Но если это не так, не нужно ребенка подкалывать и торопить.

Вы можете добиться того, что он начнет изображать бурную деятельность, но внутренний протест приведет к еще большей замкнутости. Если вы собираетесь на прогулку или в зоопарк, ваше чадо стоит психологически к этому подготовить.

Расскажите, что и кого кроха может там увидеть, побеседуйте о том, что с другими детьми нужно знакомиться общаться. Возможно, в таких знакомствах вам придется выполнить роль посредника.

Например, подвести его к другому малышу и сказать: «Давай познакомимся. Это мой сын. Представься, сынок». Так ваш малыш будет чувствовать себя защищенно.

Как общаться?

Только в положительном аспекте. Вдохновляйте на поступок, общение с детьми

Акцентируйте внимание на его положительных качествах, чтобы привить уверенность в себе. Если малыш в чем-то провинился, обстоятельно расскажите, за что последовало наказание

Незаметно привлекайте его к участию в общественной деятельности: попросите оплатить кассиру покупку, принять участие в детском конкурсе или утреннике, поиграть с ребенком соседки и т.д. Так незаметно вы построите фундамент для взрослой жизни и уверенности в собственных силах.

Дети-интроверты: отличительные признаки

Вопреки страхам и предрассудкам, такое поведение чада не является отклонением. Интроверсия — это врожденная конституция личности, характеризующаяся обращением человека на свой внутренний мир.

Ребенок, имеющий такой склад личности, будет выделяться на фоне активных и открытых миру детей и взрослых. Интроверты целиком и полностью направлены в свой внутренний мир; они черпают энергию, изучая окружающую действительность, наблюдая красоту, созерцая предметы искусства, размышляя. Интроверты не всегда тихие и молчаливые, но при этом общаться им практически не нужно. Более того, настырные ровесники, проявляя открытый интерес к ребенку-интроверту, скорее будут досаждать ему, чем наладят с ним дружеский контакт. Желающий побыть наедине с собой малыш в такой ситуации обычно отмалчивается или старается как можно быстрее уединиться.

Существуют явные признаки, по которым можно распознать ребенка-интроверта:

  • большую часть свободного времени чадо предпочитает находиться в одиночестве;
  • кроха не торопится делиться своими переживаниями, мыслями и чувствами с другими людьми (даже с друзьями и родителями);
  • ребенок усидчивый, легко сосредоточивается на работе или игре;
  • малыш не уверен в себе, раним, обидчив;
  • чадо обладает богатым внутренним миром, активно фантазирует, любит слушать сказки.

Родители должны знать, что такие дети особенно чувствительные и ранимые

С ними лучше взаимодействовать осторожно, без давления. Если же отстраненное поведение чада вызывает у взрослых опасения, лучше всего обратиться за консультацией к детскому психологу, который прояснит картину и даст необходимые рекомендации

Экстраверт или интроверт? Оказывается, темперамент можно определить даже у младенцев

В последние два столетия в обществе сложился культ экстравертов. Школьников учат работать в команде, а компании без устали придумывают тимбилдинги для сотрудников. Бывший юрист и консультант по переговорам Сьюзан Кейн написала книгу об интровертах, которая вышла в издательстве «МИФ», где рассказывает, что на самом деле значит темперамент человека, из чего он складывается и почему среди творческих людей больше интровертов.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Восьмидесятидвухлетний Джером Каган, один из выдающихся специалистов XX столетия по возрастной психологии, посвятил свою карьеру изучению эмоционального и когнитивного развития детей. Он провёл серию прогрессивных долгосрочных исследований, в ходе которых изучал развитие детей с младенческого до подросткового возраста, фиксируя их физиологические параметры и личностные характеристики.

Долгосрочные исследования такого типа требуют больших затрат времени и средств, поэтому проводятся достаточно редко, но если они оправдывают себя, то оправдывают в полной мере. В рамках одного из таких исследований, которое началось в 1989 году и продолжается до сих пор, Джером Каган и его коллеги собрали пятьсот четырёхмесячных младенцев в лаборатории детского развития при Гарвардском университете. Исследователи заявили, что на основании данных, которые они получат за сорок пять минут наблюдения за детьми, они смогут установить, кто из них станет интровертом, а кто — экстравертом.

Если вы недавно видели четырёхмесячного младенца, это заявление может показаться вам слишком смелым. Однако к тому времени Джером Каган уже довольно долго изучал вопрос о темпераменте и у него была своя теория на этот счёт. Каган и его коллеги создали тщательно продуманные условия, в которых четырёхмесячные участники эксперимента должны были получить совершенно новые для них впечатления. Малышам дали послушать записанные на плёнку голоса незнакомых людей и звук лопающихся шаров, показали им яркие игрушки, которые двигались у них перед глазами, а также дали понюхать ватные тампоны, смоченные алкоголем.

Дети продемонстрировали поразительно разнообразную реакцию на новые раздражители.

Около 20% младенцев сразу же расплакались и начали сучить ножками и ручками. Каган назвал этих детей высокореактивными

Около 40% детей оставались тихими и спокойными: они изредка двигали руками и ногами, но эти движения не были напряжёнными. Этих детей Каган назвал низкореактивными. Реакция оставшихся 40% малышей варьировала между этими двумя предельными значениями.

По результатам эксперимента Джером Каган выдвинул поразительную гипотезу, на первый взгляд противоречившую здравому смыслу: именно высокореактивные младенцы, которые активно сучили ручками и ножками, с высокой степенью вероятности станут тихими подростками. После исполнения двух, а затем четырёх, семи и одиннадцати лет многие из этих детей возвращались в лабораторию Кагана, где исследователи снова проверяли их реакцию на новых людей и новые события.

Низкий IQ

В другом случае патологию называют умственной отсталостью или умственной отсталостью. Здесь все хуже, потому что исправить что-либо практически невозможно. Нарушение развития головного мозга и центральной нервной системы может стать причиной остановки интеллектуального совершенствования ребенка. Он не мог мыслить абстрактно, у него были нарушены когнитивные функции, он был эмоционально простым и бедным.

Умственно отсталый ребенок говорит и ходит медленно, потому что у него особое вегетативное состояние. У него ограниченная память, способность к обучению и овладению навыками ниже среднего, и он часто не может должным образом позаботиться о себе. Такой малыш легко привязывается к людям, которые хорошо к нему относятся. Он не замыкается в себе, а прикасается легко и радостно.

Как и дети с аутизмом, дети с расстройством очень любят музыку.

Эта патология бывает врожденной или проявляется у детей до трех лет. Однако следует отметить, что диагноз легкой степени тяжести может быть поставлен даже после окончания начальной школы.

Важное примечание: СДВГ не может прогрессировать. «Виновник» умственной отсталости четко определен:

«Виновник» умственной отсталости четко определен:

  • будущая мама курила и употребляла алкоголь во время беременности;
  • воздействие токсинов на плод;
  • гипоксия во время родов;
  • синдром Клайнфельтера, синдром Дауна и др.

Дети-интроверты и дети-экстраверты, какие они?

Многие уверены, что точно понимают разницу между интровертом и экстравертом. Один стеснительный и замкнутый в себе, другой коммуникабелен и не представляет жизни в тишине. Однако стоит немного углубиться в теорию, как понимаешь, что эта характеристика совсем поверхностная.

Маленькие экстраверты

Такие дети готовы целыми днями проводить на руках у родителей, им интересно разглядывать гостей и со всеми «общаться». Они постоянно что-то лепечут, а когда приходит время идти в садик или школу, у них появляется необходимость рассказывать все, что с ними происходит за день, делиться своими идеями, переживаниями и планами на завтра и послезавтра. Кажется, что они готовы весь день ходить за вами по дому и только болтать. Таким образом они черпают энергию. Чем больше у них слушателей, чем больше мест они посещают, тем лучше и бодрее они себя ощущают.

Поскольку такие детки забирают у родителей все силы и время, их братья и сестры могут чувствовать себя покинутыми и нелюбимыми. К счастью для родителей, у маленьких экстравертов много друзей, с которыми они всегда рады поиграть.

Константин – экстраверт. Он впитывает энергию матери

Если его обделить вниманием, он станет нервничать из-за «садящейся батарейки». Чтобы вернуть ему настроение, достаточно позволить ему немного подзарядиться

Маленькие интроверты

Такие детки быстро утомляются на семейных праздниках

Спустя какое-то время им надоедает излишнее внимание бабушек и дедушек, и они начинают капризничать. В собственный день рождения такой ребенок может запросто уйти к себе в комнату, оставив гостей

Будучи уже школьником, ребенок-интроверт не нуждается в шумном обществе ровесников. У него, как правило, всего два-три друга, но он общается с ними на протяжении долгих лет.

Интроверт может подолгу заниматься каким-нибудь делом и не нуждаться в общении с другими. А прежде чем поделиться проблемой, он десять раз все тщательно обдумает.

Таким деткам просто необходимо побыть одним. Так они восстанавливаются после проведенного дня в школе, соревнований или экскурсии. Что интересно, интроверты не обязательно зажатые и скромные личности. Они могут легко находить общий язык с другими людьми, однако после интенсивного общения, единственное, чего им действительно хочется, так это прийти домой и побыть одним

Очень важно понимать потребность ребенка-интроверта в одиночестве и порой оставлять его в покое

Евгений – это интроверт. Назвать его замкнутым нельзя. В тоже время, чтобы вытянуть из него информацию, приходится задавать много вопросов. Просто он предпочитает тщательно «пережевывать» проблемы внутри себя, прежде чем делиться ими с окружающими. Евгений, в отличие от своего младшего брата, восстанавливает силы, проводя время в одиночестве. И если он его не получает, то становится раздражительным.

Что делать?

Да, аутизм — это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни. Но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.

Самое важное — не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым»
Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке как о гениальном также вредно, как и подавленное состояние от его неуспешности.
Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь
Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле

Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.

Помните, что без вашей поддержки ребенку с аутизмом не выжить.

Советы в воспитании ребенка-интроверта

Приняв то, что их ребенок интроверт, взрослые активно ищут информацию, как воспитывать такое чадо. Лучше всего обратиться к психологу, который расскажет, в чем особенности таких деток, и поможет найти подход к малышу. Тем не менее, дадим несколько советов, которые подскажут родителям линию поведения:

заранее готовьте ребенка к смене обстановки – расскажите о походе в гости, узнайте о страхах ребенка, возьмите с собой книгу, которую малыш может почитать, чтобы не чувствовать себя неловко и одиноко в незнакомом обществе;
• следите за эмоциональным состоянием ребенка и реагируйте на все изменения, ведь интровертные дети часто скрывают свои чувства;
оставьте ребенку личное пространство, а в идеале – выделите собственную комнату, если это возможно;
помогайте найти общий язык с людьми, научите ребенка доверять другим и показывать себя;
никогда не принуждайте малыша делать то, что он не хочет – выход из зоны комфорта может спровоцировать стресс;
не принуждайте ребенка к разговору как в семье, так и со знакомыми – он должен захотеть этого сам и достаточно только подтолкнуть;
отнеситесь с понимание к потребностям ребенка, его не хочу – это не каприз, а внутренний противоестественный шаг, который его заставляют сделать помимо его воли;
развивайте творческую сторону личности интроверта – он найдет себя в любимом деле и станет счастлив им заниматься, если родители вовремя обратят внимание на его склонности – например, к рисованию, музыке, стихосложению;
оценивайте обстановку вокруг ребенка, поскольку из-за малого количества друзей родители и педагоги становятся главными людьми в его жизни.

Как принять малыша-интроверта

Родительская любовь слепая, но даже в этом случае не всегда ребенок-интроверт чувствует себя в семье комфортно. Желание сделать ребенка более активным обуревает маму и папу, которые активно ищут кружки, водят ребенка в детские компании, устраивают ему шумные дни рождения, созывая туда малознакомых детей по принципу «чем больше, тем веселее». Это типичные ошибки, которые совершают многие взрослые. Они в глубине души не могут принять то, что их малыш тихоня, и втайне завидуют сбитым коленкам соседского малыша, который лихо гонял на самокате, рассекая воздух. В то время, как их ребенок методично собирал опавшие кленовые листья, чтобы они по цветовой гамме шли от светло-желтого к багряно-красному. Знакомо? Да, мышление у таких детей построено по-другому. Они могут ставить себе долгосрочные задачи, абсолютно не желая хватать адреналин за пару секунд активности. Их цель – собрать, оценить, выявить связи. Интроверты мыслят по-другому, но это не значит, что неправильно.

Принять интроверта не сложно, если знать несколько постулатов об интровертности как таковой:

  • интровертным быть нормально – это особенность личности, а не медицинский диагноз, при этом множество интровертов могут стать выдающимися личностями, а не людьми в футляре;
  • человек не может перестать быть интровертным – переделать то, что заложено генетически, нельзя, но в ряде случаев у интровертов действительно наблюдаются отдельные факты экстравертного поведения;
  • медлительность для интроверта норма – так работает его нервная система и по-другому она просто не может, поэтому заставить интроверта сделать что-то быстро сродни огромного стресса: все его резервы активизируются, а при неудаче ребенок занижает свою самооценку;
  • адаптивные механизмы замедлены – да, в социальной активности интроверт тоже медленнее привыкает к новым людям и ситуации, поэтому отвести такого малыша в садик и оставлять его на целый день будет намного тяжелее, нежели экстраверта;
  • общение отнимает энергию – интроверты очень энергосберегающие личности, причем они ее тратят преимущественно на мыслительную деятельность, которая тоже забирает немало запасов, а вот после игр с детьми, общения со сверстниками ребенок-интроверт выглядит, как выжатый лимон;
  • ребенок тяжело заводит друзей – это может не быть проблемой для ребенка, но родители должны поддержать его в желании быть социально активным – это понадобиться в будущем для общения со сверстниками;
  • интроверт не всегда может регулировать эмоции, связывая их с некомфортными для него ситуациями: примите это и научите его видеть позитив даже в шумных праздниках;
  • уникальные интересы, которые не похожи на занятия других детей, например, кружок по лепке из глины будет намного привлекательнее самых красочных танцев;
  • сообщите учителю о том, что ребенок интроверт – это избавит его от стресса, а педагог будет знать, как общаться с таким учеником, поможет ему в социализации в классе, оценит правильно знания;
  • в компаниях ребенку труднее постоять за себя, поэтому научите его отказывать, уметь решать конфликты словом, а не кулаками;
  • помогайте ребенку заявить о себе, ведь тихони имеют богатый внутренний мир и часто именно не востребованность и непонимание их особенностей ведут к тому, что ребенок замыкается в себе, считает себя малоинтересным и скучным для других, поэтому научите его делиться своими умениями и знаниями, и он обязательно найдет друзей;
  • ребенок-интроверт часто не просит помощи – этот факт нужно знать, чтобы вовремя предложить поговорить о проблемах и волнениях, помочь выполнить задание и т.д.;
  • застенчивость – не качество интровертов, а стресс при присутствии большого количества людей; интроверты могут быть в коллективе абсолютно спокойны, если не нарушают границы их личного пространства;
  • у интроверта не так много друзей, поэтому не настаивайте на том, чтобы он знакомился с другими детьми – значит, ему хватает общения с ними и к популярности среди других ребенок не стремится;
  • стремление к одиночеству – отличительная черта интроверта, ее нужно принять, а не пытаться изменить, ведь лишнее общение и большая нагрузка становятся для него серьезным стрессом;
  • дети-интроверты являются настоящими сокровищами, ведь с ними можно поговорить по-взрослому, они вдумчивы, начитаны, умеют слушать собеседника.

Особенности характера

Чем отличается ребенок-интроверт от своих сверстников? Основной особенностью людей с подобным темпераментом является то, что они не нуждаются в общении для пополнения запасов своей душевной энергии. Основным источником для них является сон и духовная пища (искусство, фильмы и музыка). При этом без контактов с другими людьми они могут находиться достаточно долгое время. Дело в том, что энергия ребенка-интроверта направлена внутрь, на его переживания и чувства.

Большинство родителей, поняв, что их малыш относится именно к этому психологическому типу личности, начинают очень сильно переживать по этому поводу. Ведь уже в 3 года в ДОУ в характеристике ребенка-интроверта воспитатель непременно укажет на его замкнутый характер и медлительность. Нередко такие дети производят довольно неблагоприятное впечатление, становясь изгоями в кругу своих сверстников. Тем не менее родители должны знать о том, что ребенок-интроверт обладает массой достоинств. Рассмотрим их подробнее.

Любовь к обучению

Маленькие интроверты обладают неподдельной жаждой познания. Однако, находясь в окружении активных и шумных одноклассников, показать это им довольно сложно.

Студентам с такой психологической характеристикой намного легче. Ведь система образования, принятая в вузах, максимально соответствует их особенностям. Большинство интровертов хорошо излагают свои мысли и часто втайне от окружающих ведут личный дневник. Как правило, такие люди очень любят читать и получают от этого большое удовольствие. Нравится им и слушать написанное различными авторами. В их уме ведется постоянный, непрекращающийся диалог, а усвоенная информация сравнивается с собственным мнением и реакциями.

Особенности воспитания ребенка-интроверта

Многие родители, как правило, имеющие экстравертивные черты характера, беспокоятся за своих чад, часами просиживающих в одиночестве, немногословных и не жаждущих рассказать все события прошедшего дня, не бегающих по двору в компании многочисленных друзей. Это слишком подозрительно, должна быть причина такого поведения.

Интроверсия и экстраверсия: где скрываются отличия?

На деле, повода для паники нет. По строению нервной системы, скорости процессов возбуждения и торможения, по биологическим особенностям все люди делятся на экстравертов и интровертов. Особенно ярко принадлежность к той или иной группе становится видна в подростковом возрасте, при наступлении гормональной перестройки организма. Достаточно описать характерные черты интроверта, чтобы понять сущность его противоположного типа, потому что точек соприкосновения между ними практически нет. Если давать обобщенное описание интроверта, то это человек, жизненная энергия которого направлена на внешний мир, силы и энергию он черпает извне. Интроверт, наоборот, погружен в себя, источником его силы является внутренняя энергия, воображение и размышления.

Особенности характера ребенка-интроверта

Такого малыша не нужно развлекать, он не проявляет большого любопытства к родительским стараниям увлечь его шумной игрой или заставить активно двигаться. Для него характерно наличие одного-двух друзей, но близких, которым он доверяет. Отсутствие многочисленной компании его не удручает, потребности быть в центре внимания, тоже нет. Будучи сосредоточенным на своем внутреннем мире, ребенок-интроверт мгновенно реагирует на нарушение границ личного пространства, это вызывает у него чувство тревоги, приносит сильный дискомфорт. Мероприятия, предусматривающие большое количество людей и необходимость коммуникации с ними, отнимает много сил у такого ребенка. Его силы быстро истощаются, и необходимо продолжительное время, чтобы пополнить запасы энергии.

Отличающая такого ребенка вдумчивость и немногословность, накладывает отпечаток на его манеру говорить, как правило, его размышления продуманны и выверены. Если тема разговора интересна для него, то можно почерпнуть много интересного и эксклюзивного из его монологов. В таких случаях он раскрывается в полной мере, и может часами развивать интересующую тему. Но талантом оратора он не обладает, поскольку красноречие его открывается лишь в небольшой компании близких людей. На большой публике он выступать не любит, и сразу теряется, поэтому в школе у такого ребенка вероятны проблемы с ответами у доски, декламацией стихов.

Для чего нужно стеснение

Чувство стеснения знакомо каждому, особенно часто мы испытываем его в раннем детстве. Примерно с пяти месяцев ребёнок, до того беззаботно улыбавшийся каждому, вдруг начинает прятать личико, кукситься и плакать при попытках незнакомцев пойти на контакт. В этом возрасте у ребёнка запускается необходимый для выживания механизм распознавания «свой — чужой». 

Второй кризис смущения обычно приходится на возраст от одного до двух с половиной лет, когда ребёнок осознаёт, что не все живые существа в этом мире дружелюбны и безопасны. Такая детская застенчивость — необходимый этап взросления. Беспокоиться стоит в обратной ситуации — если ребёнок считает лучшим другом любого встречного. 

Ситуативное стеснение, связанное с какими-то ответственными событиями, тоже естественно. Это своего рода защита, которая активируется в стрессовых обстоятельствах, когда мы не можем предугадать реакцию окружающих. Пока мы краснеем, запинаемся и медлим в нерешительности, мозг оценивает обстановку и принимает решение, что делать и каким образом.   

Психологи из университета Бэйлора (США) в ходе тридцатилетнего исследования доказали, что у робких людей отлично развита эмпатия: они легко считывают изменения в настроении окружающих, тоньше понимают чувства других. Кроме того, стеснительность делает людей более наблюдательными и рассудительными: прежде чем действовать, они всесторонне изучают обстановку и взвешивают все за и против. 

Однако едва ли хоть один стеснительный человек считает свою застенчивость благом. Это чувство дискомфортно, оно вынуждает отказываться от потенциальных возможностей и удовольствий, а в особо запущенных случаях обрекает на одиночество.

Научите ребенка-интроверта восстанавливать энергию

Самый важный шаг на пути к хорошему поведению малыша-интроверта – научить его восстанавливать запасы энергии.

В следующий раз, когда ребенок ни с того ни с сего начнет капризничать и грубить, попытайтесь мысленно оценить уровень его «заряда». Может, он слишком долго общался и делил свое пространство с другими детками? Может, ему пришлось отвечать на слишком много вопросов сразу? Или его часто отвлекали, пока он играл? Если на один из вопросов вы можете дать положительный ответ, дайте своему чаду возможность немного побыть в тишине.

Лучший друг интроверта – это он сам. Ему не скучно часами находиться с самим собой. Более того, он получает наслаждение от собственного общества. Экстравертам этого не понять.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: