Кинематограф в сша и россии кратко

«Локи» / Loki

Год выпуска: 2021.

Телекомпания: Disney+.

Синопсис: Локи попадает в таинственную организацию «Управление временными изменениями» после того, как он украл Тессеракт — оболочку одного из Камней Бесконечности. Он путешествует во времени, меняя историю.


Изображение: Marvel Studios, LLC / Wikimedia Commons

Логотип «Локи» — нового сериала вселенной Marvel — породил множество критики и шуток из серии: «Graphic design is my passion» («Графический дизайн — моя страсть»). Однако несмотря на все мемы, сегодня, когда шоу уже вышло, стало понятно, что логотип очень точно отражает и некоторые аспекты сюжета, и сущность главного героя: бог Локи — сложный и часто находящийся не в ладах с самим собой персонаж.

Стекло, металл и вычурные стилизованные графемы — как множество масок, которые носит этот бог озорства: логотип сочетает в себе буквы, выдержанные в разных стилях, пародирующих привычные шрифты для супергеройских франшиз.

Кроме этого, нарочитая противоречивость шрифтовой графики намекает на типографику ransom note — коллажированных записок, которые преступники отправляют своим жертвам или детективам. В фильмах или романах этот приём используют для отсылки к деятельности психопатов, также он плотно обосновался в панк-культуре. Занимательно, что сегодня выражением ransom typography обозначают плохой, корявый набор.

Отличия букв усиливаются в анимации логотипа «перебором» — зритель видит по нескольку вариаций каждой буквы в названии. Однако стоит отдать должное дизайнерам, логотип в своём китче выглядит весьма эффектно.

Рубрика: Арт, кино, Август 19, 2016 — 10:02, Tags кино, мысли вслух, одри, Одри Хэпберн

Британская актриса Одри Хепберн — одна из ярчайших звёзд, вспыхнувших за всю история существования Голливуда. О её красоте, умении себя нести и доброжелательности можно говорить часами. Вопреки непростой судьбе — пережитой бедности, проблемам со здоровьем и ужасам войны — актриса добилась блистательного успеха и стала одной из самых «запомнившихся» персон в мире кино. Двукратная обладательница премии Оскар, бессмертный кумир миллионов, талантливая актриса, модель и гуманитарный деятель Одри Хепберн в рубрике «Мысли вслух».

«Когда я была ребёнком, меня учили, что неприлично привлекать к себе внимание, и никогда нельзя выставлять себя напоказ… Именно то, чем я зарабатываю всю жизнь». «На меня у отца и мамы времени почти не оставалось

Я запомнила, что никому не была нужна, и всю жизнь сомневалась, что может быть по-другому. Шоколад был моей единственной любовью, и он меня ни разу не предал»

«На меня у отца и мамы времени почти не оставалось. Я запомнила, что никому не была нужна, и всю жизнь сомневалась, что может быть по-другому. Шоколад был моей единственной любовью, и он меня ни разу не предал».

«Вы легко можете выглядеть так же, как и я. Если женщина хочет стать похожей на Одри Хепберн, ей следует зачесать волосы, надеть большие очки и платье без рукавов».

«Я горжусь, что занималась делом, которое приносит удовольствие, создает красоту, пробуждает совесть, вызывает сострадание и, может быть самое главное, дает миллионам возможность отдохнуть от нашего такого жестокого мира».

«Люди ассоциируют меня с тем временем, когда фильмы были приятны, когда женщины в кино носили красивые платья, и играла прекрасная музыка. Обожаю, когда люди пишут мне, чтобы сказать «У меня было ужасное настроение, я зашёл в кино, посмотрел один из Ваших фильмов, и всё изменилось».

«Я не стану настоящей, пока публика не поймет мою работу».

«У меня была самая лучшая школа из всех — целый ряд великих режиссёров».

«Я всегда довольствовалась тем, что у меня было, и словно белка прятала свои жёлуди. Иногда желудей было больше, иногда меньше. Но еще не было случая, чтобы у меня не осталось ни одного!»

«Чтобы губы были красивыми — говори только красивые слова. Чтобы глаза были красивыми — ищи в людях только хорошее. Чтобы фигура была стройной — делись едой с голодными. Чтобы волосы были красивыми — пусть каждый день им играется ребенок. Чтобы осанка была ровной — помните, что вы никогда не будете одиноки».

«Косметика может сделать вас красивой снаружи, но она не поможет, если вы уродливы в душе. Разве только если вы ее съедите».

«Счастье не приходит в вашу жизнь с фанфарами. Самые красивые вещи, те, что дают вам истинное счастье, приходят на цыпочках, тихо… и ждут, когда вы их заметите».

«Если бы я однажды узнала, что мне осталось жить всего один день, я бы припомнила в моём прошлом всё самое хорошее, что посчастливилось пережить. Не печали, огорчения, выкидыши, не уход моего отца из дома, но радость всего остального. И этого было бы достаточно».

«Я никогда бы не подумала, что такое лицо, как у меня, может появиться на фотографиях в журналах!»

«Моя жизнь – это не теории и формулы. Это отчасти инстинкты, отчасти чувства. Логика – такое же хорошее слово, как и любое другое, и я черпаю ее отовсюду: от мамы, от учителя балетного класса, из журнала Vogue, из законов жизни, здоровья и природы».

«Я верю в маникюр, в кричащую одежду, в то, что на отдыхе тоже необходимо делать причёску и наносить губную помаду. Я верю в розовый цвет, а также в то, что счастливые девушки – самые красивые».

«Тень от прожектора может испортить фигуру девушки».

«Вы всегда можете понять, каким человеком считает вас мужчина, по тому, какие серьги он вам дарит».

«Мне не нужна кровать, чтобы доказать свою женственность. Я могу быть сексуальной, просто срывая яблоки с дерева или стоя под дождем».

«Для уверенности ходи с сознанием того, что ты не одна».

«Жить — это как бежать по музею. И только потом вы начинаете по-настоящему осознавать, что вы увидели, думать об этом, наводить справки в книгах и вспоминать — поскольку вы не можете принять это всё и сразу».

«Обожаю людей, которые заставляют меня смеяться. Я правда думаю, что смеяться — это то, что я люблю больше всего. Это лечит множество болезней

Возможно, это самое важное в человеке»

«Люди гораздо больше, чем вещи. Они нуждаются в том, чтобы их подобрали, починили, нашли им место и простили. Никогда никого не выбрасывайте…»

«Если тебе понадобится рука помощи, знай — она у тебя есть — твоя собственная. Когда ты станешь старше, ты поймёшь, что у тебя две руки: одна, чтобы помогать себе, другая, чтобы помогать другим».

Черный закат

Хотя фильмы на «черную» тему продолжали активно выходить и после пика в середине 70-х, сборы становились все меньше, зато элементы блэксплотейшна все чаще проникали в мейнстримные проекты. Под конец 1970-х появлялись совсем уж экзотические вариации на тему, вроде «Черного самурая» с уже упомянутым Джимом Келли, или «Крестный Отец Диско», в котором бывший коп (а ныне владелец диско-клуба) сражается с наркомафией. Но все это были затухающие всплески некогда гигантской волны. С началом 1980-х грайндхаусы уступали видеопрокатам и блэксплотейшн в чистом виде перестал существовать, растворившись в более чистых жанрах вроде криминальных триллеров и экшнов. Еще одной причиной спада популярности было и общее снижение остроты расового вопроса в США, по мере того, как темнокожее население все более активно интегрировалось в общество. Чернокожие звезды начали все чаще появляться и в крупнобюджетных голливудских фильмах — вспомните Дэнни Гловера в «Смертельном оружии» и Эдди Мерфи в «Полицейском из Беверли-Хиллз».

Пожалуй, самым ярким из поздних блэксплотейшнов был «Последний дракон» (1985) — мистический кунг-фу экшн, спродюсированный знаменитым рекорд-лейблом Motown. В главных ролях снялись певец Таймак и Вэнити, одно время модная звезда R&B и подруга Принса, в восьмидесятых метившая в актрисы. Фильм собрал приличную кассу, но был разгромлен критиками за чудовищные переигрывания главных героев и общую нелепость сюжета. Впрочем, это лишь помогло «Последнему дракону» получить культовый статус, а позднее разойтись на мемы.

Своего рода эпитафией золотому веку «блэка» стало появление в конце 1980-х фильма «Я достану тебя, ублюдок!». Это первая классическая пародия на блэксплотейшн, причем снял ее Кинан Айвори Уэйанс — впоследствии он же придумает «Очень страшное кино». Уэйанс обыгрывал в сюжете накопившиеся в жанре стереотипы. Главный герой фильма — Джек, выходец из Любого Гетто, брат которого скончался от передозировки золотых цепей. Чтобы отомстить за брательника зловещему «Мистеру Бигу», Джек собрал разношерстную команду из героев вроде Кунг Фу Джо, Слэммера и Хэммера (имена говорят сами за себя), и навел порядок в черном квартале. Фильм предвосхитил хорошо знакомый многим хит «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале».

Борьба за место под Солнцем

В тридцатые в Голливуде выходит много остросоциальных картин, включая «Гроздья гнева». Левым творцам покровительствует Элеонора Рузвельт, жена президента США. В Великую отечественную войну выпускаются фильмы, полные симпатии к СССР. Всё меняется с приходом в Белый дом Гарри Трумэна.

Обычно преследования коммунистов в США связывают с сенатором Маккарти, но он занимался зачисткой госаппарата, совершенно не интересуясь Голливудом. Здесь была создана собственная комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, в которую вошли актёры, продюсеры, критики и журналисты. Одним из руководителей комиссии был Рональд Рейган, впоследствии – президент США.

Комиссия яростно преследовала тех, кого считала коммунистами. Фактически, под прикрытием патриотической риторики шло выдавливание из профессии более успешных коллег.

Саркастически это изображено в фильме братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!» (2016), где персонаж Ченинга Татума, снимавшийся в музыкальных фильмах с явной гомоэротической окраской, был вынужден бежать из страны из-за подозрений в причастности к коммунистам. Татум посреди ночного океана переходит из шлюпки на борт всплывшей субмарины, с недвусмысленной красной звездой на рубке.

Но в реальности всё было менее весело – людей выкидывали из профессии, оставляя без средств к существованию. Можно было сохранить позиции, покаявшись и назвав имена тайных коммунистов. Так, например, поступил режиссёр Дмитрик, дав показания на 26 кинематографистов, включая себя, ему позволили вернуться в киноиндустрию, но коллеги подвергли его остракизму. С осуждением коммунистической деятельности в Голливуде выступил Уолт Дисней. Президент Американской ассоциации кинокомпаний, Эрик Джонстон, заявил, что ни один коммунист не получит работы: «Они являются деструктивной силой, и я не хочу их видеть вокруг себя».

Разбирательства шли на самом высоком уровне – в Вашингтоне, где с 1947 года проходили слушания. В 1948 году появился «чёрный список», в который вошла так называемая «голливудская десятка» — сценаристы и режиссёры, отказавшиеся давать показания. Их ещё и осудили на год лишения свободы за отказ давать показания. В последующие годы «чёрный список» только расширялся, а, например, Чарли Чаплин был вынужден уехать из страны. Десятки кинодеятелей переехали в Мексику и Канаду, чтобы иметь возможность заработать на кусок хлеба.

Одним из «голливудской десятки» был сценарист Далтон Трамбо, востребованный профессионал. Получив запрет на профессию, он создал нелегальную сеть сценаристов, пишущих под псевдонимами для второсортных студий. Их владельцы были довольны – они получили за копейки возможность использовать высокопрофессиональных сценаристов, что приносило немалые барыши. Ведь Сэм Голдвин не зря считал, что для хорошего фильма нужны три вещи: сценарий, сценарий и сценарий.

Историк Михаил Трофименков, занимающийся темой «красного Голливуда», утверждает, что именно среди сценаристов было наибольшее количество коммунистов и левых: Голливуд в тридцатые – сороковые рос, были нужны кадры и их рекрутировали с Бродвея, где были сильны прокоммунистические взгляды.

Интересно, что в своём преследовании коммунистов комиссия по расследованию антиамериканской деятельности не делала различий между троцкистами и сталинистами, наказывая и тех, и других. Стоит отметить, что подозрения комиссии не были беспочвенны. В частности, на курсах молодых актёров учили подходить к роли с классовых позиций, и многие кинодеятели действительно были членами Компартии США, финансировавшейся Советским Союзом. Перебежчики КГБ утверждали, что из миллионов, направляемых СССР на поддержку Коммунистической партии США только 10% шло на шпионаж и диверсии, остальное – на создание просоветского и просоциалистического контента.

Если вернуться к Трамбо, он смог открыто писать сценарии только в шестидесятые годы, в частности – «Спартак», по которому снял кино Стэнли Кубрик. Сценарий «Римские каникулы», принадлежавший Трамбо, получил «Оскар», но статуэтку вручили совсем иному человеку, фигурировавшему в титрах как сценарист.

Звук, цвет и 3D

Устранить их удалось в середине 20-х годов прошлого века, когда появились усилители звуковых волн. Благодаря этому, в 1926 году Warner Brothers, Western Electric и Vitaphone Corporation выпустили первый немой фильм с музыкальным сопровождением под названием “Дон Жуан”. Первым звуковым фильмом стал “Певец джаза” (1927).

Придать красок кинофильмам смог режиссер Рубен Мамулян в 1935 году, который с помощью технологии техниколор создал цветной фильм “Бекки Шарп”. Но и до него братья Люмьер успешно “окрашивали” черно-белые кадры вручную.

Невероятно, но первый 3D фильм был создан в Германии еще в 1936 году, но он был затерян в архивах, поэтому принято считать, что данная технология изобретена в Голливуде в 1950-х годах.

Тогда же начали активно развиваться проекционные технологии и первыми были эпископические (проекция с источника в виде трехмерного предмета, например с книги) и диаскопические (проекция с 35-миллиметрового слайда) проекторы. В эпидиаскопических проекторах в качестве источника изображения используются прозрачная пленка с картинкой. В 70-80-х годах появились LCD (жидкокристалические) и DLP проекторы. Уже в конце 80-х появились цифровые проекционные панели и компьютерные проекторы. С помощью последних можно было как показать фильм или видео, так и использовать его для демонстрации презентации.

В 1989 году также появился первый в мире 3LCD видеопроектор Epson VPJ-700, который использовал 3 матрицы, вместо одной, что позволило получить более высокую яркость изображения. А переход от аналоговых технологий проецирования ознаменовался показом первого цифрового фильма в 1999 году на цифровом кинопроекторе Multiplex – это был фильм Джорджа Лукаса “Звездные войны: Эпизод I — Тайная угроза”.

Сегодня современные проекционные технологии шагнули далеко вперед. 3LCD проекторы усовершенствовались настолько, что имеют как высокую цветовую, так и световую яркость, естественно передают все цвета, а также являются максимально безопасными для зрения человека и не утомляют глаза. Это позволяет использовать их в различных целях, ранее недоступных даже нашему воображению.

Начало киноиндустрии

Первый кинофильм появился в 1895 году и положил начало киноиндустрии. Многие в нём увидели большой потенциал, поэтому кино достаточно быстро заинтересовало богатых инвесторов. Каждый из них хотел, чтобы основанная им кинокомпания выделялась и отличалась от других, а для этого требовался узнаваемый образ.

До появления логотипов в интертитрах и заголовках фильмов особенно часто использовали гарнитуры Pastel от компании BB&S, National Old Style от компании ATF и Photoplay от Samuel Welo’s Studio.

Уже в начале ХХ века появляются такие хорошо известные сегодня студийные бренды, как Warner Brothers, Paramount, Universal, Columbia Pictures. Каждый из них выбрал индивидуальное графическое оформление, шрифты и обзавёлся собственным логотипом.

Так, например, лев Metro-Goldwyn-Mayer подразумевал гламур и качество. Щит компании Warner Brothers с буквами W и B завлекал зрителя приключениями. Студия Paramount с их величественным логотипом обещала только качественный контент.


Первые логотипы известных киностудий. Кадр: фильм «Певец джаза» / «Крылья» / «Человек-невидимка» / «Идол дневных спектаклей»

Один из наиболее известных образов, созданных для киностудии, бесспорно, рычащий лев в кольце из киноплёнки. Над ним парит гордая надпись Ars Gratia Artis — «Искусство ради искусства» (лат.).

Этот логотип был создан Ховардом Дитцем ещё в 1917 году для студии Goldwyn Pictures. В 1924-м в результате слияния Goldwyn Pictures и Metro Pictures образуется уже более привычный нам Metro-Goldwyn-Mayer — MGM, — и знаменитый логотип закрепляется за новой компанией. За более чем сто лет существования эмблемы она сменила почти десяток живых львов, что продиктовано развитием технологий, появлением звукового кино и процесса Technicolor.


Логотипы Goldwyn Pictures 1916 года и Metro-Goldwyn-Mayer 1923 по 1956. Для каждого из них позируют разные львы. Кадр: фильм «Души для продажи» / «Тот, кто получает пощёчины» / «Путь с Запада» / «Побег из Форта Браво»
Запись аудио и видео со львом Джеки для логотипа 1928 года. Изображение: Wikimedia Commons

В 2021 году MGM был представлен обновлённый логотип компании, на котором Лео — лев, являвшийся символом компании с 1957 года, — воссоздан студией Baked Studios при помощи компьютерной графики.


Логотип Metro-Goldwyn-Mayer 1957 года. Кадр: фильм «Темнота солнца»
Новая компьютеризированная версия логотипа Metro-Goldwyn-Mayer. Изображение: Wikimedia Commons

Львы Metro-Goldwyn-Mayer настолько популярны, что на логотип было создано множество пародий. Одна из самых известных — от студии MTM Enterprises, выпустившей ряд успешных программ и фильмов в семидесятых и восьмидесятых. В кольце вместо льва мяукала кошка по имени Мимси. Отдельного упоминания достойна заставка советского мультфильма 1978 года «Ограбление по…», где место знаменитого льва занимает Чебурашка.

«Чужой», первая часть франшизы / Alien

Год выхода: 1979.

Кинокомпании: 20th Century Fox, Brandywine Productions.

Синопсис: в далёком будущем возвращающийся на Землю грузовой космический корабль перехватил исходящий с незнакомой планеты неопознанный сигнал. Один из членов экипажа подвергается нападению неизвестного существа, и вскоре все понимают, что жизненный цикл чудовища только начался.


Логотип первой серии франшизы «Чужой». Кадр: фильм «Чужой»

Логотип фильма «Чужой» — один из самых запоминающихся лого конца ХХ века для фильмов жанра научно-фантастического хоррора. Напряжение в логотипе, набранном широким гротеском и появляющемся на экране поэтапно, создаётся за счёт анимации: первыми возникают простые белые формы, неподвижные, но стремящиеся к центру экрана, — постепенно количество линий увеличивается и становится понятно, что это буквы. Их целостность нарушена — это формирует тревожность.

В логотипе используется шрифт Helvetica Black — бескомпромиссно простой и строгий с разрядкой на грани читаемости, он создаёт напряжение и вызывает дискомфорт. Дизайнер титров Ричард Гринберг использует буквы одновременно как среду, сообщение и линзу, через которую преломляется пространство.


Версии логотипов франшизы «Чужой» разных лет. Кадр: фильм «Чужой» / «Чужие» / «Чужой-3» / «Чужой-4: Воскрешение»

Голливуд — конвейер идеалов

В 1920-е годы появилась «система звезд»: продюсеры находили и взращивали потенциальных хитмейкеров — актеров и актрис «журнального» стандарта красоты, которые воплощали в себе классические архетипы общественного сознания. Мужчины — в большинстве своем статные красавчики с благородными чертами лица (Гэри Купер, Джеймс Стюарт, Кирк Дуглас); женщины — утонченные «дамы с обложек» с осиными талиями и нежными голосами (Джоан Фонтейн, Вивьен Ли, Рита Хейворт).

К 1950–1960-м годам, с осмыслением последствий Второй мировой войны, сложились основные сюжетные схемы, которые стали золотым стандартом голливудского кинематографа. Их можно условно разделить на семь категорий:

1. Фильмы об обретении идентичности, рассказывающие о становлении рядовых американцев, достижении «американской мечты» и успешной борьбе за свои идеалы.

Жанры: исторические костюмные фильмы, байопики и производственные драмы.

«Гроздья гнева» Джона Форда, «Гигант» Джорджа Стивенса, «Лучшие годы нашей жизни» Уильяма Уайлера.

2. Фильмы о завоевании сердца прекрасной дамы, которая мечтает о вечной любви.

Жанры: мелодрамы, комедии, мюзиклы и костюмные драмы.

«Магазинчик за углом» Эрнста Любича, «Моя прекрасная леди» Джорджа Кьюкора, «Унесенные ветром» Виктора Флеминга.

3. Фильмы об абсолютной победе над внешним и внутренним врагом.

Жанры: исторические военные фильмы, шпионские и политические триллеры.

«Африканская королева» Джона Хьюстона, «Касабланка» Майкла Кёртиса, «Паттон» Франклина Шеффнера.

4. Фильмы о столкновении белого маскулинного мужчины с реалистичным злом, зачастую в связке с «роковой женщиной».

Жанры: детективные триллеры и нуары, иногда драмы.

«Головокружение» Альфреда Хичкока, «Двойная страховка» Билли Уайлдера, «В порту» Элиа Казана.

5. Фильмы о столкновении со сверхъестественным абсолютным злом (как правило, пришедшим из-за рубежа на родину героев).

Жанры: ужасы, фантастика и альтернативная история.

«Нечто» Говарда Хоукса, «Мумия» Карла Фройнда, «Война миров» Байрона Хэскина.

6. Вестерны. Это отдельный жанр, в центре которого нарратив о белых мужчинах, осваивающих территорию Дикого Запада.

«Железный конь» и «Дилижанс» Джона Форда, «Ровно в полдень» Фреда Циннемана.

7. Юридические драмы. Типичный для США нарратив о том, как американский закон и его слуги (судьи, адвокаты, прокуроры) защищают невинных и осуждают виновных.

«Убить пересмешника» Роберта Маллигана, «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета и «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера.

«Звёздные войны», франшиза / Star Wars

Годы выхода: 1977–2021.

Кинокомпании: Lucasfilm Ltd. LLC, Bad Robot Productions.

Синопсис: «Звёздные войны» — одна из самых известных космических саг. В ней описываются приключения множества персонажей — людей, инопланетных существ и роботов, — происходящие «давным-давно, в далёкой-далёкой галактике».


Логотип Star Wars, использующийся с 1977 года. Изображение: киностудия Lucasfilm Ltd. LLC

Сегодня мы можем увидеть логотип вселенной «Звёздных войн» буквально где угодно: на футболках, детских игрушках и даже в продуктовом магазине.

У этого логотипа сложная история создания — на первых этапах кинопроизводства существовало сразу несколько версий. Для постеров и другой маркетинговой продукции использовалась скорректированная студией Fox версия дизайнера Дэна Перри. Однако в титры пускают логотип, разработанный художником Сьюзи Райс под руководством режиссёра Джорджа Лукаса и затем переработанный ещё одним дизайнером — Джо Джонсоном.


Логотип Star Wars, разработанный Дэном Перри в 1977 году. Изображение: киностудия Lucasfilm Ltd. LLC

Райс вспоминает, как сформулировал задачу Лукас: он хотел, чтобы логотип выглядел «очень по-фашистски» и «пугающе». «Фашистский дизайн» Райс был создан на основе гарнитуры Helvetica Black, буквы S в которой были вытянуты в край композиции для лучшей читаемости образованных ими лигатур. Эта версия логотипа, как и логотип Дэна Перри, не вошла в фильм и использовалась на обложке книги, знакомящей с будущей картиной владельцев кинотеатров.


Логотип Star Wars, разработанный Сьюзи Райс в 1976 году и лёгший в основу современного логотипа. Изображение: киностудия Lucasfilm Ltd. LLC

«Оскар» 2000-х на грани нервного срыва

«Оскар» — идеальный маркер изменений в киносообществе США, по результатам которого можно видеть, как меняются взгляды.

2005-й стал годом, когда на главной американской киноцеремонии было представлено сразу несколько фильмов о проблемах ЛГБТ. Помимо «Горбатой горы» номинировались драма о гей-иконе американской литературы «Капоте» и грустная комедия «Трансамерика» о трансгендерной женщине, которая пытается подружиться с сыном, о существовании которого она и не подозревала.

Что необычного в этом награждении?

Во-первых, фильм Бигелоу получил столько же номинаций (9), сколько и «Аватар», снятый ее бывшим мужем Джеймсом Кэмероном. После их развода в 1991 году злые языки говорили, что карьера Кэтрин, тогда успевшей снять несколько небезынтересных фильмов, загнется.

Рождение кинематографа

Непосредственным появлением кинематографа принято считать конец ХІХ века, а его основателями – Томаса Эдисона, Иосифа Тимченко и братьев Люмьер. Первый создал кинетоскоп, с помощью которого можно было через специальный окуляр разглядеть картинки в движении. Второй — камеру, которая снимает на вращающуюся пластинку, и проектор для просмотра фильмов. А третьи — синематограф, который предназначен как для съёмки, так и для показа движущегося изображения. Примечательно, что с помощью синематографа можно было осуществлять съёмку даже на улице и сразу же приготовить фильм к просмотру для целого зала.

28 декабря 1895 года в “Гранд Кафе” во Франции Братья Люмьер показали первые короткие фильмы, длительностью до одной минуты. Хотя сейчас принято считать, что в этот день показали фильм “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота”, но на самом деле снят он был только в 1896 году. С его помощью впервые удалось передать движение в перспективе, а съемки людей были показаны общим, средним и крупным планами. По техническим причинам показ кино со звуком в те времена был невозможным.

Кинематограф СССР

После прихода к власти коммунистов было объявлено о национализации кинематографа. Большинство картин, снятых в период становления СССР, были сугубо пропагандистскими, прославлявшими действующую власть и романтизирующими деятельность рабочих, колхозников и прочих трудящихся. Жанрового разнообразия не было как такового. Однако даже в таких сложных условиях находились режиссеры, которые превращали свои фильмы в авторские полотна. Одним из такх режиссеров был Сергей Эйзенштейн, снявший важнейший фильм периода становления кинематографа «Броненосец Потемкин». Отметился и Дзига Вертов, снявший «Человек с киноаппаратом».

В истории СССР всего две художественных киноленты стали лауреатами престижной премии «Оскар»: «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. в 1943 году престижную статуэтку за лучший документальный фильм получил «Разгром немецких войск под Москвой». Обладатель «Золотой пальмовой ветви» в истории СССР всего один – «Летят журавли» Михаила Калатозова.

Лучшие советские фильмы по версии сайта «Кинопоиск»:

  • «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссер Леонид Гайдай;
  • «Операция Ы и другие приключения Шурика», 1965 год, режиссер Леонид Гайдай;
  • «Бриллиантовая рука», 1968 год, режиссер Леонид Гайдай;
  • «В бой идут одни старики», 1973 год, режиссер Леонид Быков.

У каждой страны, входящей в состав СССР, была своя национальная киностудия, на регулярной основе производящая фильмы. В Грузии – «Грузия-фильм», в Азербайджане — «Азербайджанфильм». Известный режиссер Юлий Гусман начинал свою кинокарьеру в павильонах «Азербайджанфильма», сняв прошедший по СССР с большим успехом культовый «Не бойся, я с тобой». После распада СССР все эти студии были приватизированы частными лицами. Стоит отметить, что у нашей страны очень богатая история кино, особенно в период постсоветского производства.

Логотипы приходят в кино

В двадцатые-тридцатые годы европейское, а за ним и американское кино находится под сильным влиянием модернизма. Логотип и титры становятся важным элементом киноповествования — они должны задавать тон всему фильму, отражать его жанровую принадлежность.

Ближе к середине ХХ века формируются определённые шаблоны, с которыми начинают работать дизайнеры. Так, например, брусковые шрифты, отсылающие к известным плакатам WANTED («Разыскивается!») начинают использовать для вестернов. Готические шрифты и пришедшие чуть позже акцидентные заголовки в стиле комиксов выбирают для фильмов ужасов. А лёгкий антиквенный набор с росчерками создаёт лирическое настроение для комедий и мелодрам.

Сегодня эти графические жесты стали архаикой и применяются редко — как правило, для отсылки к приёмам старых кинофильмов.


Использование типографики в логотипах фильмов разных лет. Кадр: фильм «Дилижанс» / «Дом Франкенштейна» / «Касабланка» / «Нечто из иного мира»

Поначалу графические дизайнеры, работавшие над кинологотипами, оставались вне титров — указывать их начинают только с двадцатых годов.

К самым ярким представителям этого жанра относятся:

  • Эдвард Кауффер, который работал с Альфредом Хичкоком;
  • Дейл Тэйт, создавший логотипы, например, для фильмов Чарли Чаплина и Виктора Флеминга;
  • Андрэ Франсуа — прославился работой с Романом Полански;
  • Энтони Гольдшмидт, посвятивший кино всю свою жизнь: сотрудничал с киностудиями с шестидесятых годов и до начала двухтысячных, создал логотипы для многих голливудских кинофильмов.


Логотип Пабло Ферро для фильма Dr. Strangelove. Кадр: фильм «Доктор Стрейнджлав»

Логотип — такой же важный элемент оформления титров, как и текст, сообщающий важную информацию о фильме. К самым ярким дизайнерам, работавшим в жанре динамических титров, можно отнести:

  • Сола Басса — американского графического дизайнера и киноплакатиста. За 40 лет своей карьеры он поработал с такими режиссёрами, как Альфред Хичкок, Отто Премингер, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе;
  • англо-американского дизайнера Мориса Байндера, который прославился своими титрами к «Бондиане»;
  • Пабло Ферро — американского графического дизайнера и художника. Его самая громкая и важная для истории кино работа — титры с активным леттерингом к фильму Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав».

Благодаря этим именам уже в шестидесятые кинотитры становятся отдельным жанром, наполняются движением, получают сюжет.

Читайте историю жанра кинотитров и смотрите самые выдающиеся ролики в нашем материале.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: