Космическая корова бодает вирус: ярмарка cosmoscow-2020 против пандемии

История застройки городов, ордерная система

Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. По мнению историков и искусствоведов, без фундамента, заложенного в те древние времена, современная Европа не смогла бы существовать.

Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен. Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались.

В Древней Греции политическим, религиозным и культурным центром поселения был храмовый комплекс, а от него отходили проложенные по прямоугольной сетке улицы. Античные храмы в Греции начинали строиться по правилам ордерной системы, что впоследствии оказало большое влияние на всю историю мировой архитектуры.

В те времена были основаны и установлены определенные правила соотношения конструктивных частей зданий и их декоративного оформления, что и получило впоследствии название ордера. Конструкция и композиция храмов были основаны на колоннах и балках, которые имели установленную форму и взаимное расположение.

Классическая ордерная система (дорическая, ионическая, коринфская), за многие века претерпевшая эволюционные изменения, сыграла огромную роль в формировании и развитии европейской архитектуры. Однако при строительстве современных общественных зданий она чаще всего используется архитекторами только в качестве стилизации или декоративных элементов.

Поэтому древнегреческая ордерная система в архитектуре современных городов сохранилась преимущественно в исторических памятниках и застройке старых районов.

Виды и функции искусства

Существует три вида искусства:

  1. пространственные: живопись, архитектура, скульптура, графика;
  2. временные: литературные произведения, музыка
  3. пространственно-временные: танец, кинематограф, телеискусство, цирк.

К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.

Модернизм

Модерн — стиль, распространившийся в Европе в начале 20 в. вместе с одноименным направлением искусства. Другие его названия:

  • ар-нуво (новое искусство) — был принят во Франции;
  • югенштиль — в Германии;
  • русский модерн — в России.

Его отличительной чертой стал синтез одновременно нескольких течений мировой культуры. Здания, построенные в стиле модерна, объединяются элементы нескольких архитектурных направлений: готики, рококо и др. Еще одно отличие от ордерной системы и других направлений — асимметрия фасадов, отсутствие прямых углов и линий, формы часто заимствованы у природы, а при постройке применяются новые материалы и технологии (металлические и стеклянные детали и декор).

Главная задача архитектуры модерна — создание зданий, которые одновременно отвечают требованиям эстетики и красоты и функциональности. Вследствие этого много внимания уделено интерьерным решениям с тщательной проработкой лестниц, балконов и других конструктивных элементов. Ярким представителем стиля является испанский архитектор Антонио Гауди (1852-1926), который стал новатором архитектуры этой эпохи.

В стиле русского модерна в полной мере отражены национальные черты. Зодчие возводили постройки, напоминающие византийские храмы и боярские хоромы, применяя как традиционные (кирпич, дерево, камень), так и более современные материалы (сталь, бетон, стекло). В декоративной отделке зданий часто использовали природные силуэты и растительные орнаменты, украшением многих стали большие окна с разноцветными витражами, скульптурные композиции над дверями и окнами. Один из знаменитых русских архитекторов Ф. О. Шехтель (1859-1926) построил в стиле русского модерна особняки Рябушинского и Дерожинской, Ярославский вокзал в Москве и др.

Одним из ответвлений модернизма стал появившийся в 1950-1970 годы стиль брутализм, а также необрутализм (термин происходит от фр. béton brut — «необработанный бетон»). Его создателей Элисон и Питера Смитсонов вдохновили возможности пластичности армированных бетонных конструкций.

Представителем модерна, смешанного с авангардизмом (такой неординарный стиль называют иногда биоморфным), был архитектор немецкого происхождения Фр. Хундертвассер (1928-2000). Дома, возведенные по его проектам, отличаются неповторимостью и оригинальностью как по форме, так и по цветовой насыщенности.

Избыток реальности: мы сами выбираем, что видеть

Если вы будете фотографировать очередной «обычный объект» рядом с человеком, обладающим здравым смыслом, то, скорее всего, вы услышите: «Зачем ты это делаешь? Это же просто выключатель!» Объяснения в такой ситуации не всегда помогают: часто выходит так, что человек видит в предмете некий обобщенный образ, но не сам предмет. Попробуем разобраться, почему так происходит. Но для этого нам нужно в общих чертах понять, как мы воспринимаем сигналы, которые отправляет нам мир вокруг нас.

Фото Оли Кобзар, пост от 13 апреля 2019 года

Мир не дается человеку «просто так», он информационно избыточен — об этом подробно пишет теоретик искусства Михаил Ямпольский в своей книге «Изображение». Мы, опираясь на наши органы восприятия, реагируем только на определенные потоки информации. Скажем, мы слышим звук лишь в определенном частотном диапазоне; звуки, которые в него не входят, для нас как бы не существуют, мы их не воспринимаем. Но и эти потоки тоже избыточны.

Допустим, вы сидите в кафе и видите перед собой диван. Но вы не можете воспринимать информацию о каждой частице, которая этот диван составляет, о том, как она движется в пространстве, как взаимодействует с другими частицами; мы воспринимаем лишь свет, отраженный этим диваном. Более того, мы не воспринимаем этот свет напрямую, глаз — это не зеркало действительности. Одни клетки в наших глазах отвечают за восприятие контрастов, другие — за более детальное восприятие. Эти потоки информации попадают в мозг, где они фильтруются и синтезируются, происходят сложные психические процессы. В общем, чтобы отреагировать на какой-либо информационный поток, нужно его сначала упростить, а потом еще как-то проинтерпретировать.

Всё это значит, что мир вокруг нас — это ни в коем случае не зеркало реального положения вещей. Кроме того, то, как мы видим вещи, определяется еще и социальными факторами. Антрополог Кристина Грассени пишет, что зрение — это социальный навык, которому люди учатся (хотя они этого и не осознают), и который не может существовать отдельно от сообщества. Можно говорить не об одном «зрении», но о разных режимах зрения: профессиональных, эстетических, эротических и так далее, можно говорить об «умелом зрении» (skilled vision).

Таким образом, человек сам изобретает свою визуальную реальность. За тем, что мы не замечаем скрытое эстетическое, кроется культурно запрограммированная оптика. Как кажется, эту оптику можно описать как своего рода универсализм: на смену реальному (неповторимому) объекту приходит идея объекта. Этот режим зрения говорит нам: стена — это всегда стена (хотя и могут быть незначительные различия), стены нужны, чтобы, допустим, в здании было тепло

Всё остальное не столь важно. Пример рефлексии над такой оптикой неразличения можно найти у поэта Александра Введенского («Мне жалко, что я не зверь…»):

Чтобы увидеть скрытое эстетическое, нужно отказаться от этого взгляда: допустить, что каждый предмет неповторим и может содержать в себе нечто, прямо не связанное с его обобщенной идеей.

Но нужно сделать еще следующий шаг: те «антиэстетические» объекты, которые занимают авторов паблика «Бессознательное искусство», часто оцениваются как неспособные приносить эстетическое удовольствие. С этой точки зрения эстетическое — это красивая картинка: оно живет в музее или, может быть, на экране смартфона, но никак не на «грязных» и «обшарпанных» стенах стенах пятиэтажек.

ДИСКУССИОННАЯ ПРОГРАММА ЯРМАРКИ

Cosmoscow Talks

Программа включала в себя дискуссии на актуальные темы современного арт-рынка, раскрывающие наиболее полемичные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются художественных институции и учреждения культуры.

Совместно с партнером ярмарки – Ассоциацией галерей («АГА») – прошла серия дискуссий для профессиональной аудитории и всех желающих узнать про стратегии выхода на международный рынок, прозрачность арт-рынка и ценообразование, а также про закупки современного искусства в музейные коллекции. Спикеры Cosmoscow Talks обсудили, для чего нужно создавать художественные архивы и как работает паблик-арт рынок в России.

Плюсы жизни в большом городе

Прежде всего в большие города стекается молодежь с желанием получить высшее образование. В крупных городах есть огромный выбор институтов, академий и университетов, маленькие, уездные города не могут похвастаться тем же. Именно поэтому со всех концов страны в большой город стекаются желающие стать врачами, юристами, инженерами, чтобы потом «зацепиться» в этом мегаполисе или же стать уникальным специалистом у себя дома.

После работы принято отдыхать, если раньше приходилось играть в боулинг или посещать один и тот же клуб, то в городах побольше на выбор будут различные музеи, театры, консерватории, филармонии, кинотеатры, цирки и зоопарки, не говоря уже о клубах и ресторанах, встречающихся буквально на каждом шагу.

Общество в большом городе многообразно. Какими бы странными или необычными не были бы ваши увлечения, вы всегда сможете найти человека, разделяющего их. Бывает, что в маленьком городе подросток, пытающийся найти себя, ищет отражение своей души в других и не находит. Переезд в большой город решит эту проблему: группы, кружки, коллективы, университеты и институты послужат отличным подспорьем.

Все это привлекает людей в крупные города, а вместе с тем приезжего из маленького города поджидают определенные неприятные сюрпризы.

Память смертная

Помогать могут даже мимо проезжающие катафалки. Помни последняя своя.

Татьяна полагает: «Когда помнишь, что тебе умирать, перед глазами встают все грехи, особенно те, которые всегда скрывала… Это очень помогает вести покаянный образ жизни».

Ирина вспомнила, как была на отпевании в монастыре, когда провожали известного в Одессе старца-священника: «После похорон начинаешь задумываться о том, что всё и все имеют срок».

«По службе, – говорит верная, – я бухгалтер и знаю, что всему есть срок, надо отчитываться за всё. Несмотря на погоду, на развлечения, на желание, на отношения на работе, придет дата и надо сдать отчёт. Так вот, придет время и надо будет ответить за все свои грехи, только я не знаю, когда оно придет, необходимо быть всегда готовым, а в мире очень много отвлекающих моментов. И начинаешь жить и думать, зачем это делать и к чему это приведет».

Конструктивизм

Начало развитию этого стиля было положено в 1920-е французским архитектором Ле Корбюзье (1887-1965). В своих постройках он впервые начал применять сборные модули, состоящие из железобетонных конструкций. Самое знаменитое здание в стиле конструктивизма по проекту Корбюзье — капелла Нотр-Дам-дю-О, католическая церковь, построенная из бетона на Вогезском холме (г. Роншан, Франция). Идея создания криволинейной асимметричной крыши, напоминающей морскую раковину, позволила идеально вписать строение в ландшафт и воплотить мысли о защищенности происходящего таинства внутри.

Однако в архитектуре современных городов увлечение готовыми сборными блоками привело к обезличиванию зданий. Особенно это касается многоэтажной жилой застройки так называемых «спальных» районов. По мнению психологов, люди, живущие в таких серых «коробках», чувствуют негативное эмоциональное напряжение. Целые районы одинаковых серых зданий, окруженные дорогами, бетонными заборами и скудной растительностью, являются примером неблагоприятной среды, которая не обеспечивает комфортную жизнь, а наоборот, вызывает агрессию и неприятие.

Благодарность

Филадельфийка нашего времени сознается: «Прежде всего я за всё, что происходит в жизни,  благодарю Господа. Читаю благодарственную молитву,  акафист «Слава Богу за всё».  Это помогает мне понимать и принимать все события моей жизни как проявление Божественной любви. Мне часто не хватает собеседника, и тогда я понимаю ценность молитвы как возможность беседы с Господом».

Вера в большом городе – победа над одиночеством, над страхом и слабостью. Христиане в мегаполисе могут быть хранителями Предания веры и церковной жизни. Необходимо всегда быть в Церкви, помнить, что ты христианин. А значит – верный Иисусу Распятому душой и телом. 

Ар-деко, органическая архитектура

Ар-деко — течение в искусстве и архитектуре, появившееся в 1920-е в Париже. Его отличительные черты: использование строгой закономерности, этнических геометрических узоров, дорогих материалов в интерьере.

Основоположник стиля органической архитектуры Ф. Л. Райт (1807-1956) при разработке и конструировании зданий применял принципы гармоничного размещения объектов в окружающем пространстве и пейзаже. При этом для возведения дома применялись только экологически безопасные материалы: дерево, природный камень, а также железобетон. Примером дома, выполненного в этом стиле, является «Дом над водопадом», который с 1966 г. считается Национальным историческим памятником США.

В начале 21 в. произошел всплеск интереса к этому стилю в архитектуре, что дало толчок появлению стиля био-тек, который пропагандирует возведение зданий по аналогии с природными органическими формами.

Популярное за 7 дней

В каком возрасте воскреснут наши тела
06.03.23 16:05

О правилах Соборования: как происходит это Таинство
08.03.23 08:13

Совершение соборования началось в Киево-Печерской Лавре
07.03.23 19:54

Духовные учебные заведения Украины и органы госбезопасности. Ч. 1
07.03.23 10:38

Заповедник расторгает договор с Киево-Печерской Лаврой
10.03.23 17:48

Митр. Антоний (Паканич) о Торжестве Православия в современных реалиях
06.03.23 12:43

Сколько раз нужно исповедоваться за Великий пост?
08.03.23 08:51

Зачем Великим постом читается Книга Бытия?
06.03.23 09:26

Прпп. отцы Печерские и свт. Григорий Палама

В чем важность их поминовения Великим постом
10.03.23 12:31

Преданность жен часто стояла за верностью новомучеников Богу
10.03.23 17:37

Все темы данного раздела:

Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость,

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнавае

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случа

Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные

Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Вы, наверняка, читали из

В чем же специфика художественной коммуникации? Художественные произведения — и картины, и музыкальные сочинения — создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами,

Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизн

У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопени

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для

К общим средствам художественной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художест

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественн

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительно

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, раско

Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазыва

Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура. Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так

Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жизни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью: книжная и журнальная графика, плак

Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв

вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет английск

Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначе

Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали си

Градостроительство: эпохи и страны

Для средневекового города характерно наличие крепости, окруженной высокой каменной стены и рвом с водой, что выполняло оборонительные функции для проживающих в нем жителей. Позднее европейские города строились вокруг здания главного кафедрального собора, рядом с которым обычно размещали ратушу и рыночную площадь. Улицу прокладывали от ворот крепости до центра.

Аналогично проектировались города на Востоке: в центральной части располагалась мечеть и минареты, рядом — медресе (религиозная школа), дворец правителя и караван-сарай, от них расходились дороги и жилые кварталы.

Для планирования древнерусских городов характерно органичное вписывание его в окружающий ландшафт и расположенные недалеко сельские поселения. Как правило, град строился на возвышенности, откуда были хорошо видны окрестные поля и деревни.

Эпоха Возрождения принесла другие принципы градостроительства: улицы планировали строго перпендикулярно, главные выходили на красивые архитектурные ансамбли или дворцы. Примером этого может служить Санкт-Петербург, возведенный по личным указаниям Петра Первого, который принимал участие и в составлении его плана.

Молитва

Анна советует: «Необходимо всегда стараться помнить Бога. Если куда-то идёшь, готовишь, убираешь, работаешь руками, нужно всегда молиться, благодарить Господа. Мне это тоже очень помогает».

Владислав: «Как можно чаще прибегать к нерассеянной молитве».

Мария: «Не отступать от утренней и вечерней молитвы. Если есть еще некое правило, соблюдать его. Молиться перед началом работы, в том числе компьютерной, и по окончании».

В городе вообще по природе больше страха, потому что всё больше здесь зависит не от природы, а от человека, механизировано всё до предела. Тут больше стрессов. Поэтому необходимо устойчивое молитвенное правило. Андрей, верующий бизнесмен, замечает: «Для хранения Веры и Любви во Христе я стараюсь соблюдать ежедневное чтение Священного Евангелия,  утренние и на сон грядущий молитвы, они воспитывают совесть мою и рождают страх греха во всяком деле».

«Когда страшно самой или за чью-то жизнь, – говорит христианка, – молитва заполняет ум и сердце, вытесняет страх, успокаивает, смиряет и дает силы жить дальше. Я очень люблю ночью смотреть на огоньки в окнах соседних домов. Часто приходит мысль, что мне дано увидеть только маленький кусочек мира, который помещается в моё окно, а Господь заботится о каждой душе, о каждом человеке. Нас так много, и у всех свои скорби и радости. Я чувствую, что я такая маленькая, а Господь такой Большой. Мне радостно молиться ночью, когда город спит. Гаснут огни в домах, а на небе горят звёзды. В такие минуты понимаешь, насколько близко к нам Бог и как Он ждёт каждого из нас».

Сергей, молодой веб-дизайнер, убежден: необходимо верить, что все события в жизни происходят по воле Божьей. «Тогда остаёшься спокойным, не раздражаешься и молитва есть и на сердце легко».

Как можно увидеть мир, или Два скопических режима модерности

Мы говорили об «умелом зрении»: режимы зрения задаются социальной средой, и в каком-то смысле общество решает, как мы видим вещи. Но это не значит, что в заданном месте и в заданное время существует только один режим зрения. Напротив, существует многообразие способов видеть мир, и человек всегда может выбирать.

В качестве примера рассмотрим два режима зрения Нового времени. Как пишет культуролог Мартин Джей в своей знаменитой статье, в западной культуре визуальное восприятие становится главенствующим начиная с эпохи Ренессанса. Тогда же появляются характерные для Нового времени режимы зрения или, если использовать термин теоретика кино Кристиана Метца, скопические режимы.

Джей анализирует скопические режимы модерности, опираясь на изобразительное искусство: в основании этого подхода лежит допущение, что репрезентации мира в художественном произведении неразрывно связаны с тем, как люди его в самом деле видели.

Один из таких режимов зрения Нового времени можно обозначить как картезианский перспективизм. Он характерен прежде всего для искусства итальянского Возрождения. Отличительная черта картезианского перспективизма в том, что опирается на учение о перспективе, изложенное (в том числе и в первую очередь) Альберти в трактате «О живописи»: пространство здесь математически регулярно, его изображение подчинено одним и тем же математическим законам. Наблюдатель исключен из наблюдаемого им мира, «это одинокий глаз, смотрящий через смотровое отверстие на сцену перед ним». Этот взгляд соотносится с картезианской моделью зрения: в концепции Декарта разум изучает изображения мира, отпечатавшиеся на сетчатке, подобно тому, как свет отпечатывается на фотопленке.

В рамках картезианского перспективизма наблюдатель никак не вовлечен в происходящее на полотне: его взгляд отстранен, холоден, не заинтересован в происходящем. Наблюдаемый мир представляется не более чем сценой, оборудованной специально для наблюдателя.

Тициан «Мадонна Пезаро», 1519–1526. Источник

Но это не единственный скопический режим, родившийся в Новое время. В северном Возрождении можно найти режим зрения, который можно назвать искусством описания. В рамках этого подхода мир представлялся существующим вне поля зрения наблюдателя; художник всего лишь ловит неограниченное пространство «в кадр». Вещи и люди как бы не отдают себе отчета в том, что на них смотрят, — в то время как картезианский перспективизм предполагал, что все, что происходит на изображении, происходит именно для зрителя, для того, чтобы быть увиденным. Искусство описания не стремится уместить целый мир на одной сцене

Скорее напротив: оно обращает внимание зрителя на маленькие фрагменты реальности и стремится детально описать эти фрагменты

Геррит Доу «В лавке у торговки домашней птицей», 1670. Источник

И если вернуться к бессознательному искусству на стенах московских домов, то окажется, что оно было бы невидимо для картезианского перспективизма, но вполне осязаемо для искусства описания.

Быть внимательным к духовной жизни

Легко отпасть от Христа, если не следишь за своими мыслями, желаниями, поступками. Во главу угла необходимо ставить духовное чтение Писания. Надо быть внимательным к своей духовной жизни. Писание будет питать сердце и душу. Необходимо уяснить толкование и понять, как это применить в конкретной жизни. «Веру в себе необходимо хранить и развивать», – так говорит программист Андрей, усвоивший заповедь Евангелия: «Услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8:15). Быть внимательным к глазам, ушам, чувствам – это необходимо для чистоты сердца, верности в браке и целомудрию до брака.

Самое важное: не знаю как, но полюбить Иисуса Христа и соотносить с ним всё, каждое решение, каждое направление мысли, да хоть каждый шаг

Психология искусства

К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам.

В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.

Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.

Фланер и старьевщик: практики взгляда в повседневной жизни

Взгляд — это тоже повседневная привычка. Повседневный поиск спрятанного эстетического можно рассматривать как один из изводов фланерства. Фигуру фланера подробно проанализировал немецкий теоретик культуры Вальтер Беньямин, опиравшийся в своих исследованиях на тексты Шарля Бодлера.

Как пишет урбанистка Елена Трубина в своей книге «Город в теории: опыты осмысления пространства», фланерство — это такая форма созерцания городской жизни, которая, с одной стороны, предполагает погруженность в ритмы города, а с другой — некоторую отстраненность взгляда. Фланер обладает более острым чувством эстетического, чем простой горожанин, и поэтому город для него — источник постоянного удовольствия. Взгляд фланера жаден до деталей: он стремится увидеть маленькую деталь, которую в спешке не заметит обычный городской житель.

У Бодлера Беньямин находит еще одну интересную фигуру — старьевщика. Старьевщик собирает мусор, выброшенный городом; он упорядочивает эти вещи, каталогизует, и эти предметы — ненужные, отвергнутые жителями города — приносят ему жгучее удовольствие. У Бодлера старьевщик уподоблен поэту. Как пишет вслед за Беньямином Ямпольский, речь здесь идет о проецировании образа художника на фигуру художника.

Фото Сони Басиной, пост от 23 апреля 2019 года

Функционализм и рационализм

Функционализм — архитектурное направление, появившееся в Нидерландах и Германии в середине 20 века, которое придерживается принципов соответствия здания тому предназначению или процессу, для которого оно построено. В основе его использованы достижения строительной технологии и новые приемы, позволяющие быстро возводить стандартные квартиры по секциям из сборного железобетона.

Именно в стиле функционализма и возводятся высотные офисные и жилые здания, составляющие силуэт современного города. Архитектура строений в этом направлении имеет следующие основные признаки:

  • использование прямых углов и форм, крупных плоскостей;
  • в качестве материала применялись монолитные и сборные секции железобетона, стекло, изредка — кирпич;
  • плоские крыши;
  • для многоэтажных и промышленных зданий характерно горизонтально-полосное расположение остекления фасадов;
  • нижние этажи имеют более широкое пространство и используются под магазины и другие общественные заведения.

Рационализм — авангардистский стиль в архитектуре и искусстве, возникший в советский период в 1930-х. Для зданий, построенных в этом направлении, характерны лаконичные формы, строгие и рациональные. По содержанию стиль близок к конструктивизму.

Минусы жизни в большом городе

Первое, к чему стоит привыкнуть в большом городе, это к огромному потоку людей. Подобно широкой реке, они выплескиваются со станций метро и вокзалов, окатывая приезжего человека новыми, но не всегда приятными ощущениями. В зависимости от районов мегаполиса, численность людей может уменьшаться, например, в спальных районах, окруженных зеленью и живописными прудами, можно найти некую схожесть со своей малой родиной.

Одна из главных проблем крупного города это пешеходные переходы. В больших городах водители, как и остальные жители, очень спешат, потому экономят каждую секунду в пути и редко соблюдают простые правила дорожного движения, поэтому, переходя по «зебре», не стоит удивляться, что впереди и позади вас проезжают автомобили и быть предельно внимательным на дорогах.

Так как количество людей вокруг вас увеличится в разы, то и вероятность преступлений будет расти также, некоторые районы больших городов считаются более или менее криминогенными, местные СМИ держат за правило публиковать новость с «Топ 5 районов по совершенным преступлениям»

Возвращаясь домой с хорошим настроением, можно угодить в автомобильную пробку и провести лишнее время в автобусе или в машине. Это немаловажный минус большого города, который часто больше всего остального беспокоит непривыкших к такому количеству машин людей. А такое случается почти каждый день за исключением выходных и праздников

Экология в таких городах находится весьма в плачевном состоянии. Наличие большого количества заводов очень сильно травмирует природу и здоровье людей. Редкие парковые зоны не позволяют исправить ситуацию, и даруют жителям мегаполиса лишь кратковременный отдых.

Тем не менее, не смотря на целый ряд минусов люди с удовольствием приезжают жить в большие города и чувствуют себя там достаточно комфортно. Кого-то привлекает возможность вести активный образ жизни, кто-то строит успешный бизнес, а кто-то просто встречает новых друзей. И все же переезжать или нет в большой город – личный и осознанный выбор каждого человека.

Влияние искусства на человека

Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.

Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.

Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.

Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: