Надежда ламанова

При советской власти

К Октябрьской революции Надежда Ламанова отнеслась весьма настороженно. Однако она всегда была аполитична, и, в отличие от многих своих клиенток, не уехала за рубеж. Портниха продолжила заниматься своим делом — и даже была обласкана новой властью. Во многом этому способствовали одевавшиеся у Ламановой жены партийных руководителей и «пролетарских» деятелей искусств. Правда, сожительнице Максима Горького Марии Андреевой в 1919 году пришлось похлопотать об освобождении модельера из Бутырской тюрьмы, куда ее посадили как «бывшую». Но больше подобных эксцессов не происходило.

При большевиках одним из направлений деятельности Ламановой стала разработка одежды, доступной для рабочих и крестьян. С этой целью портниха организовала Мастерскую современного костюма при Главнауке. «В России она считалась основательницей новой пролетарской моды», — отмечает один из биографов Ламановой Виталий Вульф.

В 1925 году костюмы Ламановой в псевдонародном стиле были представлены на Всемирной выставке в Париже и произвели сенсацию, завоевав Гран-при. Парижане не понимали, как можно создать такие шедевры практически из подручных материалов (для платьев использовались лен и холст, а бусы были сделаны из раскрашенного хлебного мякиша). Несколько лет Ламанова продолжала создавать одежду «а-ля рюс», принося своим творчеством валюту для Кустэкспорта. Награды модельера дали официальной пропаганде повод утверждать, что советская мода — «лучшая в мире». Впрочем, в 1928 году случилась неприятность — Ламанову лишили избирательных прав на том основании, что она продолжала пользоваться трудом наемных швей.

«Все мои силы, знания и энергию я посвятила с самого начала революции, работе по созданию советского быта и культуры, таким образом, моя работа в течение 11 лет является общественно-полезной», — доказывала в ответ портниха.

Надежда Ламанова умерла в 1941 году, не дожив двух месяцев до 80 лет. Она не успела эвакуироваться из столицы по «театральному списку», и, поняв, что опоздала, скончалась от сердечного приступа на скамейке перед Большим театром.

Диплом Государственной Академии Художественных Наук 1923 год

В 1923 году на I Всероссийской художественно-промышленной выставке, организованной Академией художественных наук, впервые стали широко известны имена первых мастеров костюма, людей очень разных по своему творческому почерку и устремлениям – Прибыльской, Ламановой, Мухиной, Экстер.

По итогам Выставки, Мастерской современного костюма, под руководством Надежды Петровны Ламановой, был присужден диплом Государственной Академии Художественных Наук за:а) Оригинальный творческий замысел,б) использование материала, указывающее на высокое мастерство,в) за тонкую и гармоническую красочность; г) за логически упрощенное построение костюма, дающее возможность массового производства, д) за обстоятельное и точное исследование по распределению труда, ведущее к сокращению часов работы исполнителя.

В РГАЛИ и ГЦТМ им. А.А. Бахрушина нами найдено , подтверждающее выдачу данного диплома.

Также на выставке был показан целый ряд образцов одежды, которые разработали художники «Ателье мод», созданного при Москвошвее. Комитет Выставки, заседавшей при Российской Академии Художественных Наук в Москве присудил «Ателье Мод» – Аттестат первой степени за:а) удачные красочные и силуэтные достижения, за обнаруженное в выставленных моделях тонкое понимание взаимоотношений между живой фигурой, материалом и художественной формой;б) за привлечение высоко-квалифицированных художественных сил к делу поисков нового современного костюма.Страница из журнала «Ателье» № 1, 1923 год

Данный аттестат является опосредованной наградой Надежды Ламановой, участие которой в создании моделей «Ателье Мод», подтверждается воспоминаниями Евгении Ивановны Прибыльской.

Выставка «Модельер, которому верил Станиславский.»

Музейно-выставочный центр «Музей Моды»Адрес: г. Москва, ул. Ильинка, 4. Гостиный двор, 1 подъездhttp://www.fashion-museum.ru/https://vk.com/fasionmuseumВыставка работает с 8 июня по 4 сентября 2016 г.

На выставке впервые будет представлено более 40 экспонатов из коллекции Музея МХАТ. Среди них – около 20 костюмов и платьев, выполненных под руководством Надежды Ламановой к спектаклям «Женитьба Фигаро», «Отелло», «У жизни в лапах», «Анна Каренина» по эскизам Александра Головина.

Надежда Ламанова, обладая удивительным чутьем и знанием строения человеческой фигуры, умела виртуозно скрывать ее недостатки. Владея в совершенстве искусством драпировки, маскировки, подчеркивая достоинства, она добивалась изумительных силуэтов в создании нарядов.НГ Антракт http://www.ng.ru/antrakt/2016-06-03/10_modelier.htmlFAMILY.RU http://family.ru/exhibitions/Modeler_kotoromu_veril_Stanislavskij_1464771257.htmlРен ТВ http://ren.tv/novosti/2016-06-08/v-muzee-mody-v-moskve-predstavili-vystavku-kutyure-rossiyskih-caricМодельер, которому верил Станиславский. Надежда Ламанова https://www.youtube.com/watch?v=Xur_JUizuaY&feature=youtu.be

*****

Алла Левашова

Модельер-реформатор, которая шила одежду для всех

Благодаря Алле Левашовой советские женщины смогли покупать себе вечерние платья, брюки и красивую домашнюю одежду. Модельер одной из первых вывела советскую моду с каталогов на прилавки магазинов.

Алла Левашова родилась в 1918 году в Москве. Творческие профессии в семье выбрали все, кроме отца: он работал статистиком. Мать Аллы была живописцем, сёстры — архитектором и акварелистом, а брат стал детским писателем.

В 1941 году Алла окончила Московский текстильный институт. Уже там она проявила инициативу: благодаря ей в институте создали отделение художников-модельеров. После учёбы Левашова несколько лет проработала художником-постановщиком в Московской оперно-драматической студии Станиславского. А затем пришла в Общесоюзный дом модели, где и началась её карьера.

Алла сочетала элегантность и простоту в своих моделях. Работы модельера печатали в журналах и демонстрировали на выставках. Но Левашову не устраивало, что по её моделям шьют эксклюзивные коллекции, которые не доходят до магазинов. А для населения советская промышленность выпускала скучную и довольно посредственную одежду.

Левашова писала статьи, в которых снова и снова говорила о том, что советские модельеры должны создавать одежду для всех. К её голосу прислушались, и в 60‑х учредили Специальное художественно-конструкторское бюро (СХКБ). Алла Левашова стала его директором и художественным руководителем.

Утеплённое пальто и платье с вологодским кружевом / СХКБ 

Тогда-то Алла и пустила в ход все свои задумки. Она нанимала модельеров, которые могли создавать модели для широкой промышленности — интересные в деталях, но простые в исполнении. Левашова использовала для производства метод одного лекала, что позволяло быстро обновлять коллекции. Одежду отшивали на местных текстильных фабриках и производствах фурнитуры. Через несколько лет Алла Левашова добилась того, чтобы СХКБ передали две московские фабрики. Там коллекции отшивали малыми партиями для оперативной продажи.

Одежду СХКБ украшали вышивками, аппликациями, искусственным жемчугом и необычными принтами. В бюро работали не только модельеры, но и графические дизайнеры. Одним из сотрудников предприятия был Михаил Шварцман — художник второй волны русского авангарда. Некоторые типы одежды впервые освоили благодаря Левашовой, например вечерние платья и женские брюки. Раньше их шили только на заказ. СХКБ выпускало платья-трапеции, пижамы, домашнюю одежду, стёганые пальто.

Алла мечтала открыть сеть магазинов СХКБ, где продавали бы самые интересные вещи и отслеживали популярность коллекций у покупателей. Но тяжёлая болезнь помешала ей осуществить задуманное. После смерти модельера бюро начало быстро затухать.

Платье от Ламановой

В сердцах российских модниц Ламанова очень быстро потеснила и отечественных модельеров, и прославленных французских модисток. Знатные аристократки и жены миллионеров за наряд от Ламановой были готовы пойти на что угодно, и это «что угодно» означало не только немалые деньги, которые стоили ее платья. По стране пошли слухи, что интеллигентная, тактичная и очень приятная в обычной жизни Надежда Петровна на работе превращается в настоящего диктатора. Счастливиц, заказавших у нее туалеты, она подвергала бесконечным примеркам, длящимся по несколько часов, не обращая внимания на их жалобы на усталость, и деспотично не допускала самостоятельного «творчества» своих клиенток относительно фасона, цвета и отделки платья — эти вопросы позволено было решать только ей. Тем не менее, результат стоил всех этих неудобств: в платье от Ламановой женщина чувствовала себя даже не королевой, а богиней. Не случайно в 1924 году, когда блестящая эпоха русского модерна, на время которого пришлось начало славы Ламановой, оказалась позади, Марина Цветаева так зарифмовала фамилию модельера в своей «Пролетарской»:

«Та богиня — мраморная,

Нарядить — от Ламановой,

Не гляди, что мраморная —

Всем бока наламываем!»

Произведённые Ламановой изысканные и элегантные платья рубежа XIX-XX веков: вечерние, парадные, для визитов, будничные — и сегодня заставляют замирать каждую женщину. Ее платья отличались хорошим кроем, богатым спектром использованных фактур и отделок и редкой выразительностью. Однако, будучи сами по себе произведениями высочайшего искусства, они нисколько не затмевали тех, для кого предназначались, а подчеркивали их красоту и индивидуальность.

Стоит отметить, что отличием Надежды Петровны было еще и особый стиль работы. Клиентки никогда не видели в ее руках нитки с иголкой и ножниц, более того, Ламанова всегда говорила, что сама она шить не умеет, что, скорее всего, было преувеличением, просто она этого не любила и для своей миссии считала ненужным. Шили и кроили высококлассные модистки, нанятые Ламановой. Шедевры свои она создавала руководствуясь вдохновением и текущим моментом, практически не делая эскизов, и в этом отчасти кроется причина того, что о творческом наследии великого модельера сегодня известно так мало.

Клиентками Ламановой были и аристократки, и представительницы крупной буржуазии, а вскоре к ним прибавились и те, кто диктовал моду Первопрестольной: элита российской богемы, в том числе блестящие русские актрисы, среди которых были и Мария Николаевна Ермолова, и Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, и многие другие. С артистическими кругами Надежда Петровна познакомилась благодаря своему мужу, Андрею Павловичу Каютову, меценату и актеру-любителю, известному юристу, накоротке знакомому со многими представителями художественной элиты. Они поженились в 80-х годах и прожили долгую и счастливую совместную жизнь, омраченную лишь отсутствием детей. Другом семьи был известный художник Валентин Александрович Серов, портрет Ламановой по горькой иронии судьбы стал последней его работой, который он не успел окончить из-за преждевременной смерти.

Ламанова находила время, несмотря на занятость, чтобы совершенствовать свое образование в столице мод — Париже, где она частенько бывала. Там она и познакомилась с известнейшим и самобытным французским модельером Полем Пуаре, заслужившим славу реформатора женского костюма.

Выставка «Искусство – в жизнь! К истории Декоративного института в Петрограде».

Русский музейАдрес: г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4 Станции метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»

Часы работы:Понедельник 10:00—18:00Михайловский дворец и корпус Бенуа работают до 20.00Вторник Выходной деньСреда 10:00—18:00Четверг 13:00—21:00Пятница 10:00—18:00Суббота 10:00—18:00Воскресенье 10:00—18:00Телефон для справок: +7 (812) 595-42-48

С 17 августа по 20 ноября 2017 года в Русском музее можно будет увидеть произведения выдающихся мастеров народных художественных промыслов из фондов Отдела народного искусства и частных собраний Петербурга. В залах будут представлены: Агитационный фарфор и лаки, Крестецкая строчка, уникальные знамена, платья, созданные по эскизам Надежды Ламановой и Любови Поповой и многое другое…

Выставка призвана показать советское агитационное искусство первых послереволюционных лет, которое было поистине массовым, охватывающим самые разные аспекты повседневной жизни. Основой экспозиции выставки, проходящей в год 100-летия Октябрьской революции, станет продукция Декоративного института, работавшего в Петрограде-Ленинграде в 1918–1926 годах. Декоративный институт представляет собой яркий пример комплексного подхода к созданию предметов искусства и организации окружающего пространства. Многие перспективные творческие наработки вышли из стен именно этого института и впоследствии получили развитие в киноплакате, рекламе, наглядной агитации. В 1926 году Декоративный институт был закрыт, вследствие чего многие его плодотворные начинания так и не удалось воплотить в жизнь.

В собрании Русского музея находится более 30 предметов прикладного искусства, связанных с историей Декоративного института, а также прекрасная коллекция эскизов оформления города (улиц, площадей, мостов, зданий); модели памятников, создававшихся по плану монументальной пропаганды; одна из лучших коллекций фарфора. Авторами этих работ являются Р. Френц, Н. Альтман, И. Школьник, Н. Лапшин, М. Векслер, Л. Милеева, А. Клетенберг, Е. Витенберг и другие художники, многие из которых оставили заметный след в истории русского авангарда.

В экспозицию войдет более 200 произведений из коллекции Русского музея — материал, до сих пор не экспонировавшийся в полном объеме.

Выставка организована при поддержке Фонда Петера и Иренэ Людвиг.

*****

Кутюрье царской России в советское время

С переменами, наступившими в стране, Ламанова тоже справилась. Ей удалось не только сохранить свое дело после революции, но и заработать еще большую известность. Ламанова писала: «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь». Мастер роскошных нарядов для элиты посвятила себя созданию одежды для широких слоев населения и делала это все с той же отдачей и увлеченностью.

Она организовала Мастерскую современного костюма, работала инструктором по художественной промышленности, разрабатывала учебные программы, писала статьи по теории костюма и, конечно же, шила — словом, нашла себя и в новом мире.

Впрочем, этот мир поначалу не был так уж добр к ней — сначала за дворянское происхождение арестовали и саму Ламанову, и ее мужа Андрея Каютова. Их освобождению способствовали друзья, среди которых был и Максим Горький, и в определенной мере авторитет самой Ламановой, которую знала вся Москва. Однако в 1928-м ее лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наемных мастериц». Но ни эти, ни другие препятствия не помешали Ламановой продолжать работать и творить.

Варвара Каринская

Изобретательница балетной пачки

Варвара Каринская оказалась в списке людей, которых, к сожалению, наша страна потеряла. Она не считается в полной мере советским модельером, хоть и работала некоторое время в Москве. Талантливая предпринимательница и будущая обладательница «Оскара», в чьих костюмах снималась Марлен Дитрих, покинула СССР, когда её ателье от-кутюр превратили в фабрику по пошиву флагов.

Варвара выросла в семье харьковского богатого текстильщика Андрея Жмудского. Это был конец XIX века, Варвара была богатой наследницей, увлекалась шитьём и искусством и изучала право в Харьковском университете.

В 29 лет она приехала в Москву вместе с мужем — известным юристом Николаем Каринским. Варвара устраивала светские вечера, на которые приезжали художники и аристократы. Казалось, что с революцией красивая жизнь Каринской закончилась. Её муж эмигрировал, а женщина осталась с дочерью и маленьким племянником-воспитанником в Советском Союзе.

Но на время ленинского НЭПа Каринская смогла неплохо устроиться. 

После НЭПа власть национализировала предприятие Варвары, превратив его в фабрику по производству советских флагов. Тогда Каринская решила эмигрировать и в 1924 году выехала за границу под предлогом организации выставки работ её учеников в Европе.

Где бы ни оказалась Варвара Каринская, она открывала своё ателье. После Москвы её предприятие появилось в Париже, а затем и в Лондоне. Только от повседневного гардероба Каринская ушла в театральную моду. Она создавала костюмы для Русского балета Монте-Карло и быстро стала востребованным художником. 

Балетные костюмы Каринской / Muse­um at FIT, New York / Vic­to­ria andAlbert Muse­um, London 

Накануне Второй мировой войны Каринская переехала в Нью-Йорк и снова открыла своё предприятие: ателье-магазин балетных костюмов Covent Gar­den. Каринская создавала костюмы и для голливудских фильмов и получила премию «Оскар» за работу над кинокартиной «Жанна д’Арк» 1948 года. Лейбл KARINSKA Stage and Art Inc. шил наряды для ледовых шоу, мюзиклов, театра, кино и самого главного для Варвары — балета.

Модельер отказалась от использования обручей и спиц, которые делали костюмы балерин громоздкими. Вместо этого она шила мягкие многослойные юбки, которые не мешали движениям танцовщицы, при этом красиво подчёркивали талию и ноги. Позже Варвара создала короткий вариант, укрепив юбку конским волосом. Юбка принимала положение параллельно полу без всякого крахмала.

Изучаем историю моды

Письмо Веры Игнатьевны Мухиной, адресованное Марии Петровне Терейковской

Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953) — советский скульптор-монументалист. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

6 декабря 1941 года

Моя милая, дорогая Мария Петровна, Ваша телеграмма была для меня ударом, я просто не могла опомниться 2 дня.Смерть Надежды Петровны, моего лучшего друга, я смело могу сказать, была для меня ужасна. Надежда Петровна была светлый человек, а их так немного.

Меня всегда поражала ее огромная выдержка, неисчерпаемое свежее творчество в 80 лет, то, что она, потеряв все свое состояние с революцией, приняла ее, сохранила светлое отношение к людям. Она была из породы Станиславских, Собиновых, Ермоловых, она была из плеяды светлых гуманистов, последней четверти века. Как мне больно, что я ее больше не увижу…

Память[править | править код]

  • Марина Цветаева в своём стихотворении «Полотерская» зарифмовала фамилию Надежды Петровны:
  • Фильм «Надежда Ламанова» из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» Льва Николаева (2009).
  • Фильм «Мода для народа», подготовленный ВГТРК (2011).
  • В январе 2016 года вышла книга советского и российского журналиста и публициста Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова». Это третья книга автора, написанная в жанре «исторический детектив», в линейке книг о расследованиях «Короля репортеров» Владимира Гиляровского. По сюжету известный журналист расследует странное самоубийство брата одной из работниц знаменитой «моделистки» Надежды Петровны Ламановой. Несмотря на то, что главные герои книги — реальные исторические персонажи, а автор, «работая над образом Ламановой, старался найти как можно больше информации о её жизни и, главное, работе Ламановой настоящей», в предисловии к книге Добров пишет, что «все персонажи этой книги являются выдуманными и никакого отношения к реально жившим людям не имеют. И все же я буду очень рад, если, прочитав эту книгу, вы захотите узнать больше о Надежде Петровне Ламановой — её судьбе и творчестве».
  • С 1994 года Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева и одноимённый Дом Моделей проводят конкурс российских художников-модельеров имени Надежды Ламановой. Конкурс проводится среди профессиональных модельеров, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреаты конкурса в настоящее время — это, в основном, известные профессиональные модельеры, в их числе Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. На конкурс необходимо представить несколько ансамблей как для приемов, так и для повседневной жизни, а также — маленькое чёрное платье. Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминания о великой художнице, талант которой по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.
  • 19 февраля 2016 года в Московском Доме Моды В. М. Зайцева прошла I Научно-практическая конференция «Российская мода», организованная директором по развитию Дома моды Славы Зайцева . Темой первой конференции стали жизнь и творчество Надежды Петровны Ламановой. В конференции приняли участие Александр Васильев, текст Тамары Коршуновой (ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа) зачитала Юлия Попова, директор по развитию Дома моды В.М.Зайцева, Наталья Ездина (доцент кафедры сценического костюма школы-студии МХАТ), Алла Щипакина (ведущий искусствовед ОДМО на Кузнецком Мосту), тележурналист, историк моды, генеральный директор Фонда «Магия моды» Наталия Козлова, историк моды, искусствовед Алёна Арефьева и многие другие.
  • Генеалогические исследования проведены генеалогом Андреем Львовичем Ламановым. Многие ранее неизвестные факты биографии были установлены Татьяной Грачевой и Марией Маркович.
  • Надежда Ламанова является одним из главных действующих лиц детективного романа современного писателя Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова».
  • Пикуль В. С. Исторические миниатюры, Закройных дел мастерица!. Издательство: АСТ, Вече, ISBN 5-17-010666-1, 2002 г., есть аудиоверсия

Моделистка от бога…

Старшая из пяти дочерей полковника Петра Михайловича Ламанова, Надежда Петровна Ламанова родилась в Нижнем Новгороде в 1861 году. После смерти родителей, совсем девочкой, она осталась главой семьи с младшими сестрами на руках. В Москве, окончив школу кройки и шитья Ольги Сабуровой, дворянская дочь очень быстро сделалась ведущей закройщицей в знаменитой тогда мастерской Войткевич. Талант у нее был от бога: любую фигуру она могла представить в лучшем свете. Мастерски убирая лишние объемы, легко изменяя пропорции, мадемуазель Ламанова скоро стала самой популярной среди мастериц.

Платье от Ламановой носилось с особенным выражением лица. Будто на плечах у обладательницы не кусок драпированной ткани, а шедевр кисти Леонардо. А словосочетание произносилось исключительно с придыханием. Сама Марина Цветаева как-то раз зарифмовала «одеться от Ламановой» со словом «мраморная».

Когда Ламанова впервые переступила порог ателье Войткевич, ей было двадцать лет. Ее приняли равнодушно

А с чего бы это владелице известной мастерской обращать особое внимание на новенькую закройщицу?
Миндальничать с холодноватой Войткевич Надежде было некогда, и она окунулась в работу. Упорная, упрямая, она умела трудиться. Она перерисовывала выкройки, переносила их потом на ткань: часами, день за днем, неделя за неделей

Приходила ни свет ни заря, уходила затемно. И стала старшей среди закройщиц

Она перерисовывала выкройки, переносила их потом на ткань: часами, день за днем, неделя за неделей. Приходила ни свет ни заря, уходила затемно. И стала старшей среди закройщиц.

И наконец мадам Войткевич вскинула на мадемуазель Ламанову проницательные глаза и решила поставить эту барышню работать с клиентками в примерочной. И не прогадала. Двадцатилетие Надежда отметила в 1881 году. Пришло время интереса к славянским культурам и народным корням. Вышивки, рушники, передники, пышные рукава на а-ля крестьянских рубахах перекочевали из вологодских изб в петербургские доходные дома и московские особняки.

В Париже царит Чарльз Ворт — основоположник от кутюр. В 1882 году он умело выводит европейскую моду на новый вираж.
Но все же поклонниц моды больше, чем противниц. Особенно в Москве, где и проводила свои последние деньки в мастерской Войткевич мадемуазель Ламанова. Надежда Петровна была не менее прозорлива, чем ее хозяйка. Как мадам прекрасно видела, насколько огромен потенциал ее старшей закройщицы, так и сама закройщица свои возможности отлично осознавала. И вовсе ей не хотелось всю жизнь ставить на своих моделях чужое имя -ей и свое очень нравилось. Она и в замужестве его не изменила — где уж ей было мириться с лейблом Войткевич!

Когда же в 1885 году Надежда Петровна покинула мастерскую Войткевич и завела собственное ателье на Тверском бульваре, заказчицы, ахая от прекрасных эскизов, робко просили: «Только сшейте тоже, пожалуйста, сами». Но в ответ слышали: «Я не шью сама. Не люблю ковыряться с иглой. Я только модельер». Кто же шил? Ламанова открыла школу прикладного искусства, из которой выходили прекрасные мастерицы, отлично владеющие машинкой и способные даже придумывать модели. Ламанова была не только прекрасным организатором, но и умным педагогом.

Выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация»

С 29 июля по 15 октября 2017 года в Гербовом зале Зимнего дворца на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» представлены музейные предметы, жизнь которых была неоднократно продлена благодаря реставрации. В том числе на выставке можно увидеть придворное платье шлейф работы мастерской Н.П. Ламановой, принадлежавшее княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой.

На выставке также представлены парадные, праздничные, церемониальные и военные костюмы и церковные облачения. Особый интерес представляют мемориальные предметы из коллекции «Гардероб Петра I», мундиры императоров и платья императриц, сохранившиеся до наших дней. Реставрация костюма подразумевает не только очистку и укрепление тканей, но и реконструкцию формы, фасона платья. Для сохранения костюмов требовался индивидуальный подход, а для каждой ткани разрабатывалась своя методика реставрации.http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2017/encyclopediaoftextilerestore/?lng=ru

*****

Карьера до революции

После учебы Ламанова некоторое время работала в известном ателье. Но очень быстро она решила создать свою мастерскую. К талантливой мастерице сразу пошли клиентки. Модельер придумывала собственный образ для каждой дамы. Ее платья идеально сидели на любой фигуре. Секрет успеха состоял в том, что Надежда накладывала куски ткани заготовки в процессе примерки. Конечно, такой подход был утомительным для клиенток. Зато результат был потрясающим. В других ателье мастера так не работали.

Многие москвички полагали, что платья Ламановой совершенно не уступали парижским. Надежда никогда не работала сама. Очень быстро она обзавелась работницами, которые и осуществляли пошив. Сама же Ламанова придумала потрясающие модели. Даже императрица Александра Федоровна носила ее платья. Ламанова числилась поставщиком нарядов «Ее императорского величества». Клиентками модельера были очень известные женщины того времени – Вера Холодная, Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова.

По просьбе Станиславского Ламанова также шила костюмы для театральных постановок Московского театра. Сотрудничала Надежда с актерами до самой смерти.

Реклама ателье Ламановой

За следующую находку мы благодарим Наталью Титову.

Именно она нашла одну из первых, а возможно и самую первую рекламу ателье Надежды Петровны, находившегося еще по адресу Большая Никитская, , то есть до переезда в дом Адельгейм.

В 1889 году в Москве была издана книга под названием: «Общеполезная коммерческая «Биржа» и необходимые сведения и адреса для приезжающих с Кавказа и Закавказья о московских, петербургских, провинциальных фабрикантах и фирмах, и для последних о фабрикантах и фирмах Кавказа, с указанием фамилий и рода торговли». Составителем книги был Габриэль Тер-Габриэльянц.Реклама ателье Ламановой. 1889 год.

Интересно, что Габриэль Тер-Габриэлянц, хоть и не написал о Надежде Петровне ни слова в своем издании, но рассказал о других действующих в то время магазинах модной одежды и готового платья.

Это не единственная реклама, найденная в печатном издании, еще одна была найдена в газете «Известия» от 7 ноября 1923 года и имеет отношение к , организованным Ламановой в период Советской власти.

До революции

Родившаяся в дворянской семье в Нижнем Новгороде Надежда Ламанова в раннем возрасте столкнулась с большими трудностями. У девушки умерли родители, и после гимназии она не смогла получить обычного для ее круга образования. Вместо этого Ламанова, вынужденная содержать не только себя, но и четырех младших сестер, поступила в Московскую школу кройки и шитья Ольги Суворовой. Проработав некоторое время ведущей закройщицей, 24-летняя портниха открыла собственную мастерскую в Москве. Современники признавали ее незаурядный талант модельера. Достаточно было клиентке войти в мастерскую, как Ламанова тут же придумывала наиболее подходящий для нее образ и приступала к созданию эскиза. Она накладывала на тело клиентки куски ткани и закалывала их булавками в нужных местах. Это было совсем не похоже на то, как работали другие портнихи, поэтому дела Ламановой быстро пошли в гору. Москвички говорили, что ее платья ничем не уступают парижским. При этом Ламанова никогда не возилась с иглой и ниткой сама, поручая непосредственный процесс шитья своим работницам.

Платья от Ламановой носила даже государыня Александра Федоровна. С 1890-х московская портниха числилась «Поставщиком Ее императорского величества». Среди других известных современниц, одевавшихся у Ламановой, – актрисы Ольга Книппер-Чехова, Мария Ермолова и Вера Холодная. Обычной же клиентурой мастерской были жены и дочери самых состоятельных жителей Москвы. С легкой руки Константина Станиславского Ламанова также стала шить костюмы для спектаклей Московского Художественного театра. Ее сотрудничество с актерами и режиссерами продолжалось до самой смерти.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: