1930-е: расцвет модного Дома Скиапарелли и дружба с сюрреалистами
— Вы одеваетесь в стиле моих картин!— Нет, вы пишете картины в стиле моих платьев.
Так на премьере фильма Луиса Бунюэля «Андалузский лес» познакомились Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали
Скиап стала светским персонажем, что важно для успеха. Завязала дружбу с богемным миром Парижа: фотографами, художниками-сюрреалистами, среди которых были Жан Кокто, Кеес ван Донген, Луи Арагон, Кристиан Берар, Марсель Верте, Эльза Триоле (создали «аспириновое» ожерелье из фарфора), Мерет Оппенгейм (меховые и металлические браслеты), Жан Дюнан (известное длинное платье с изображением сверхнатуралистичной складки) и др.
Эльза со своей «голубой кровью», неповторимым стилем и смелостью самовыражения выделялась на любом мероприятии
Как Маркиза Луиза Казати, она становилась произведением искусства, на нее смотрели, ею восхищались. Накидки из куриных перьев, яркая раскраска – сегодня это можно назвать «фриковато». Но тогда это был настоящий «шок». Ее начали обожать за то, что она создавала образы, которые шли вразрез с общепринятыми.
Коллаборация модельера с художником Сальвадором Дали стала первой в истории моды. Их тандему и воплощению невероятных идей рукоплескали. Кого сегодня удивишь газетными принтами на тканях? Художник-сюрреалист предложил вырезать статьи из газет с упоминанием имени модельера (в том числе критикующие ее) и поместить на шелковых платках. В 2000 году эту идею интерпретировал Джон Гальяно в кутюрной коллекции Dior. А Сара Джессика Паркер увековечила этот принт в сериале «Секс в большом городе».
По эскизам Дали Эльза создала серию шокирующих костюмов и аксессуаров: шляпа с котлетой из баранины, черная шляпа-туфля, с фетровым каблуком (идея шляпы появилась у Дали еще в 1933 году, когда, фотографируя Галу, он положил ей туфлю на голову), жакет с выдвигающимися ящиками-карманами, перчатки с накладными ногтями, сумка-телефон, пластиковое ожерелье с металлическими жуками, платье «слезы», платье-скелетон, платье «Lobster» с изображением большого оранжевого омара, которое было во время фотосессии на герцогине Виндзорской Уоллис Симпсон незадолго до ее свадьбы с Эдуардом VIII. После этого Скиап прославилась как первый сюрреалист в мире моды.
В 1932 году появляется знаменитая коллекция бижутерии Скиапарелли, которую она создала совместно с Дали и Кокто. Это была настоящая революция. В 30-е годы носить бижутерию в приличном обществе было моветоном. Скиапарелли разрушила этот стереотип. В украшениях был не только удивительный дизайн, но и материалы, с которыми работали сюрреалисты: леденцы, перья, таблетки, канцтовары. Известные клиентки и поклонницы авангардной моды тут же захотели иметь все эти «безумства» от Эльзы.
Эльза Скиапарелли: биография и родовые корни
Мать Эльзы родилась на Мальте, куда был направлен её прадед консулом Великобритании. В семье достаточно много интересных личностей, которые формировали элиту того времени. Дедушка будущей звезды мира моды по материнской линии, оставив пятерых детей, отправился в Египет устанавливать торговые связи с местными промышленниками.
Вскоре, имея незаурядный талант обольстителя женских сердец, он женился на дочери богатого местного торговца и дослужился до советника короля Египта. Известный итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли приходится родным дядей, братом отца Эльзы. Ходит легенда, что, разглядев родинки на щеке племянницы, расположенные в виде Большой Медведицы, он посчитал это хорошим знаком и предрек девочке большое будущее. Однако Эльза Скиапарелли (фото см. ниже) не особо выделялась красотой, о чём всю жизнь сожалела.
Карьера
Интерес к дизайну одежды у Эльзы проснулся неожиданно. Местом, где родилась любовь к моде, стал Париж. Работая экскурсоводом, возмущенная женщина отметила, что туристов интересуют не городские достопримечательности, а модные магазины. Вскоре она и сама задумалась о создании эксклюзивных вещей.
Азам моделирования итальянка научилась у Поля Пуаре. Революционер модного «фронта» выбросил на свалку истории неудобные корсеты и слишком длинные платья, стеснявшие хозяек. Позже Эльза назвала Пуаре щедрым наставником, дорогим другом.
Первым партнером начинающей кутюрье стала армянка-портниха. Свитер ее авторства Эльза приметила на друге. Познакомившись с мастерицей, вместе с ней разработала первые модели свитеров и трикотажных платьев с принтом.
Изделия мгновенно стали хитами французских модниц. Узоры в виде омаров, пронзенных сердец, матросских татуировок и даже скелетов шокировали и притягивали одновременно. Позже Скиапарелли назвали королевой принта. Ее фантазия родила рисунки с изображением газетных вырезок, лобстеров, кочанов капусты и африканских мотивов.
Выпустив коллекцию трикотажа, дизайнер взялась за купальники, спортивные костюмы и пижамы. Снискав популярность, получила заказ от фирмы «Страус» на спортивные костюмы. Над ними она трудилась вместе с армянской общиной Парижа. В результате армяне открыли трикотажную фабрику, а итальянка — Дом моды на Рю-де-ля-Пе, который вскоре назвала «Скиап» (прозвище Эльзы среди друзей).
В 1928-м модельер выпустила первые духи, назвав их S. Для изготовления использовала ингредиенты (отдушки) с названиями на букву «с». Затем вышли ароматы Soucis, Salut и Schiap. Парфюм Shocking! Эльза поместила в бутылочку в форме женской фигурки. Позже идею позаимствовал Жан-Поль Готье.
В 1930-х салон «Скиап» стал центром парижской моды, где одевались знаменитости. Знакомство с художниками Сальвадором Дали и Жаном Кокто, переросшее в дружбу и сотрудничество, подняло бренд Скиапарелли на новый уровень. Платья и манто теперь украшали рисунки мэтров живописи.
Совместное творчество с Дали подарило модницам платья «Лобстер» и «Скелетон», шляпки-туфли и шляпы с «котлетой из баранины», костюмы с «карманами-комодами» и пудреницы в виде телефонного диска.
Украшениям и аксессуарам кутюрье уделяла огромное внимание. Браслеты из металла и меха, пуговицы в форме подсвечников, сверчков и бубнов, прозрачные ожерелья с изображениями тараканов и клопов поражали и шокировали
Работы Скиап мгновенно превращались в хиты, но не все модницы имели смелость надеть их. Например, платье «Слезы» с принтом авторства Дали имитировало шкуры животных, вывернутые наизнанку.
Эльза Скиапарелли первой из коллег использовала молнии на одежде как декоративный элемент. Одна из творцов прет-а-порте создавала вещи не только для богатых модниц, но и для менее обеспеченных клиенток, заменив дорогие шелк и меха синтетическими тканями. Первой начала давать названия коллекциям, превратив презентации в шоу, напоминавшие нынешние показы мод.
Скиап — пионер индустрии, обративший внимание не только на силуэты, но и на качество ткани. Кора дерева, крепированная бумага, морщинистая вискоза и плюш с принтом горностая — так выглядели ее ноу-хау
Кутюрье придумала «шокирующий розовый» — цвет, на который вдохновил розовый бриллиант Daisy Fellowes.
Упадок дома Скиапарелли выпал на послевоенные 1950-е. Последняя коллекция вышла в 1953-м. Дом закрылся в 1954 году, когда вернулась в бизнес соперница великой итальянки Коко Шанель.
В 2007-м бренд приобрел соотечественник Скиап Диего Делла Валле. В 2014-м Кристиан Лакруа в память о великом дизайнере представил собственную коллекцию.
Правило 2: Опережай своё время
Самые смелые коллекции модного дома Скиапарелли не были бы возможны без технических новинок, за которыми Эльза следила особенно пристально. Она умело пользовалась инновациями при создании предметов гардероба. Например, использовала ткани, имитирующие текстуру древесной коры или бумаги, украшала вечерние платья застежками-молниями, заменяла горностай плюшем и придумала печатать на ткани газетные вырезки, чтобы получить уникальный принт.
Платье из коллекции Эльзы Скиапарелли (1947) / Photo: Horst P. Horst
В первой половине XX века стали появляться синтетические материалы, которые открывали больше возможностей для конструирования одежды и создания новых силуэтов. Вместе с главой французской фабрики по производству шёлка Чарльзом Колкомбетом Эльза Скиапарелли начала использовать акрил, целлофан и вискозу с металлическими нитями. По особой секретной формуле законодательница мод производила прозрачный пластик, из которого была сделана её знаменитая «стеклянная» накидка.
Все эти технологии и возможности, которые они давали, будоражили воображение дизайнера. Иногда её эксперименты имели неожиданные последствия — например, платье Дианы Вриланд однажды расплавилось в химчистке
Но они однозначно привлекали внимание любителей моды по всему миру
Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали (ок. 1949) / Photo: Fundació Gala-Salvador Dalí
Судьба модных домов: Chanel vs Schiaparelli
Обеим модельерам пришлось приостановить работу модных домов на время войны. Даже тогда две женщины пошли совершенно разными путями. Эльза Скиапарелли из США пыталась добыть любую помощь для французов и обучалась в качестве помощницы медсестры Красного Креста. Шанель не покинула Францию, но, как выяснилось спустя несколько десятилетий, стала нацистским агентом.
Как только война осталась позади, оба модельера вернулись к работе. И тут случилась смена ролей. Практичный стиль Шанель в послевоенное время оказался более уместным, чем помпезные произведения Скиапарелли.
71-летняя Габриэль вернулась в мир моды в 1954 году и вернула былую славу и уважение за три сезона. Её твидовый костюм стал символом новой эпохи модного дома. Шанель одевала голливудских звёзд Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор, поклонницей её творчества была и первая леди США Жаклин Кеннеди.
Модный дом Скиапарелли не смог подстроиться под изменения в мире. Последний показ коллекции состоялся в 1953 году. Он окончательно закрылся с долгами в декабре 1954 года. Бренд Schiaparelli ушёл в забвение. Эльза ушла на покой, опубликовала автобиографию «Шокирующая жизнь» и тихо жила в своей парижской квартире. В 1973 году в возрасте 83 лет Эльза скончалась. Она на два года пережила свою соперницу Габриэль Шанель.
Модный дом Chanel успешно живёт по сей день. Но и Schiaparelli смог восстать из пепла. В 2007 году бренд купил итальянский бизнесмен Диего Делла Валле, а в 2013 году объявили о возрождении модного дома. Первую коллекцию одежды представил кутюрье Кристиан Лакруа. Он посвятил её памяти Скиапарелли.
Хотя Скиапарелли и Шанель считали полными противоположностями, у них было и много общего. Обе были из совершенно разных слоёв общества, но Эльза и Коко преодолели трудное детство и чувство брошенности. Оба дизайнера были сильными и независимыми женщинами, которые построили успешную карьеру в мужском мире, не боялись рисковать и создавать новое. Коко Шанель и Эльза Скиапарелли на долгие годы оставили свои имена в истории, искусстве и моде.
Модные истории
Обложка: Kristine / Laura Loveday / CC Flickr
Юная Эльза
В родовом дворце Корсини, что неподалёку от столицы Италии – Рима, родилась будущая звезда мировой моды. Десятого сентября 1890 года в семье директора Королевской библиотеки Италии появилась девочка. Родители решили назвать её Эльзой. С раннего возраста девочка была окружена любовью и заботой своих родителей.
Когда Эльза Скиапарелли подросла, любимым занятием юной модницы стало рассматривание книжных иллюстраций в библиотеке отца. Вообще книги в семействе Скиапарелли играли большую роль. Отец всё своё свободное время проводил за нумизматическими изданиями, являясь страстным коллекционером старинных монет. По неподтвержденным данным, он имел честь обмениваться монетами с самим королём Италии.
Эльза Скиапарелли: биография и родовые корни
Мать Эльзы родилась на Мальте, куда был направлен её прадед консулом Великобритании. В семье достаточно много интересных личностей, которые формировали элиту того времени. Дедушка будущей звезды мира моды по материнской линии, оставив пятерых детей, отправился в Египет устанавливать торговые связи с местными промышленниками.
Вскоре, имея незаурядный талант обольстителя женских сердец, он женился на дочери богатого местного торговца и дослужился до советника короля Египта. Известный итальянский астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли приходится родным дядей, братом отца Эльзы. Ходит легенда, что, разглядев родинки на щеке племянницы, расположенные в виде Большой Медведицы, он посчитал это хорошим знаком и предрек девочке большое будущее. Однако Эльза Скиапарелли (фото см. ниже) не особо выделялась красотой, о чём всю жизнь сожалела.
Так закаляется сталь
Ивонн — так молодая мама назвала свою дочь. Выйдя из родильного дома, Эльза была вынуждена искать новый приют для себя и своего новорожденного дитя. К тому времени хозяин отеля, где они проживали с Уильямом, лишил их номера за долги. Супруг не интересовался жизнью своего ребёнка, спустя шесть лет мужчина погибнет под колёсами автомобиля, находясь в пьяном угаре.
Первые шаги Ивонн сделала в корзине, привязанной к пожарной лестнице. Небольшая комнатушка в дешёвой гостинице находилась на самом верху, в башенке архитектурного строения. В таких условиях мама с маленькой дочкой жили два года. Эльза перебивалась случайными заработками, чтобы накормить ребёнка и расплатиться за жильё. Когда девочке исполнилось полтора года, мать обнаружила неестественную походку дочери.
После посещения врача был поставлен диагноз — детский паралич. В отчаянии будущий дизайнер Эльза Скиапарелли бросается от одного врача к другому в надежде помочь дочери. В одной из клиник, женщина познакомилась с Габриэль Пикабиа, женой французского художника-абстракциониста Ф. Пикабиа. Женщина предложила Эльзе Скиа продать партию коллекционной одежды из Парижа.
Скульптура: телефон «Омар» Сальвадора Дали и платье с омаром Эльзы Скьяпарелли
Телефон с трубкой в виде омара создал Сальвадор Дали в качестве протеста против поклонения технике и средствам аудиокоммуникаций, которые отдаляют людей друг от друга. Произведение было представлено на первой Лондонской выставке сюрреалистического искусства в 1936 году.
А уже в 1937 году дизайнер Эльза Скиапарелли, вдохновившись этим творением, создала скандальное платье с омаром. Эльза всегда восхищалась творениями Сальвадора Дали и это была не последняя их совместная работа.
Платье произвело настоящий фурор. Сейчас никого не удивишь принтами, а тогда это был прорыв. Омар размещается между ног обладательницы платья, недвусмысленно символизируя сексуальность женщины. Кроме того, в этом платье для британского Vogue снялась экстравагантная Уоллис Симпсон, она же герцогиня Виндзорская. Она была одной из самых «дорогих» и уважаемых клиенток Коко Шанель — главной соперницы Скиапарелли, что добавило масла в огонь.
Эльза Скиапарелли: коллекции
Женщина, которая прежде всего причисляла себя к деятелям искусства, становится невероятно популярной, а новые шедевры сразу же возводятся в ранг сенсаций. Ее наряды вызывают невероятный интерес у покупательниц, не видевших никогда ничего подобного. Так, коллекция под названием «Остановись, смотри и слушай» запомнилась тем, что роскошные платья напоминали дождевики и украшенные узорами индийские сари, а пуговицы на них были выполнены в форме французской монеты. Впервые Эльза использовала молнию в качестве застежки нарядов, и это было настоящим революционным прорывом в мире моды, поскольку ранее эту деталь применяли исключительно для изготовления сумок.
Пожалуй, самой известной коллекцией модельера является «Цирк»: одежда пестрела изображениями клоунов, слонов, разноцветных воздушных шариков
Все внимание публики было приковано и к необычным пуговицам, выполненным в форме гимнастов, выполняющих упражнения на трапециях. Перчатки прекрасных дам, ходивших по подиуму, напоминали гетры, а шляпы – перевернутые рожки мороженого
Это было не просто традиционное модное шоу, а настоящая феерия, неизменно вызывающая невероятный интерес у зрителей. Это еще одно изобретение итальянки, которое взяли на вооружение остальные дизайнеры.
В предвоенные годы Скиапарелли выпускает коллекцию «Астрология», состоявшую из парчовых пальто, украшенных ажурной вышивкой, которая выполнялась известной компанией «Лесаж». На нарядах красовались различные небесные тела и знаки Зодиака.
Семейная жизнь девушки из Рима
Молодые супруги устраивали свою совместную жизнь на съёмной квартире в пригороде Лондона. С первых дней семейная жизнь не задалась. Стабильного источника существования у мужа не было, и поэтому супруги переехали в Ниццу, где проживали его родители. Пытаясь каким-то образом улучшить материальное положение, Эльза Скиа в одиночестве отправляется в Монте-Карло испытать судьбу на зелёном сукне местных казино. Вернувшись без гроша в кармане, римлянка даёт себе слово больше не заниматься этим делом. Надеясь что-то изменить в своей судьбе, супруги решают отправиться за океан.
Жизнь в Нью-Йорке отличалась от привычного европейского уклада. Уильям окунулся в океан развлечений. Романы с богатыми американками, среди которых была и Айседора Дункан, заставили забыть супруга о цели их поездки в Америку. Долги за проживание в отеле росли с каждым месяцем, однако его это не волновало. Он продолжал кутить в местных элитных ресторанах, одаривая официантов щедрыми чаевыми. Муж появлялся в доме всё реже и реже, и весть о том, что Эльза ждёт ребёнка, он встретил равнодушно.
Смелость и оригинальность
Дом моды Скиапарелли, который Эльза называла сумасшедшим, прославился нарядами в сюрреалистическом стиле. Костюмы, надетые залом наперед, украшенные рентгеновскими снимками, вырезками из газет, мехом обезьяны, шокировали приличную публику. Звезда модного мира предлагала всем набраться смелости и наконец-то выделиться из общей серой массы. Многие модели не поступали в продажу, а предназначались конкретному человеку.
Одно из самых знаменитых платьев с рисунком в виде женских профилей, которые образуют цветочную вазу, было создано по эскизу художника Ж. Кокто. Самые интересные и необычные идеи подавал своей хорошей подруге Сальвадор Дали: с его легкой руки появились сумки-телефоны, карманы с ручками, как у выдвижных деревянных ящиков, платья с листиками петрушки, шляпы в виде чернильниц и даже бараньих отбивных. Главным украшением фирменного бутика Эльзы стал диван, в точности повторяющий форму пухлых губ Мэй Уэст.
Аристократка-бунтарка
Эльза Скиапарелли родилась в 1890 году в одном из римских дворцов — палаццо Корсини, в семье итальянских аристократов. Маленькую Эльзу с детства окружали самые образованные люди Италии, но будущая создательница модного Дома сильно отличалась от своих сдержанных и воспитанных родственников. Девочка интересовалась древними культурами, музыкой, живописью, писала стихи, много фантазировала и не желала мириться с правилами «высшего общества». Именно поэтому в возрасте 22 лет Эльза, не желая выходить замуж за «образцового» жениха, подобранного для нее родителями, сбежала из Рима в Лондон.
Коко из трущоб и Эльза из поместья
Коко, получившая при рождении имя Габриэль, родилась в приюте для бедных французского города Сюмор в семье прачки и уличного торговца. Мать Габриэль умерла, когда девочке было 11 лет. Отец был всё время в разъездах, а потому Шанель отправили в приют монастыря Обазин. Именно там её научили шить и работать с одеждой. Так гласит официальная биография модельера, сама Шанель любила приукрасить свою историю.
Ради забавы Шанель начала разрабатывать дизайн шляп, и это хобби позже выросло в собственный магазин. В 1910 году Коко стала лицензированной модисткой и открыла бутик Chanel Modes в Париже. Через несколько лет Коко Шанель создавала спортивную и повседневную одежду для женщин. Уже в 1921 году Шанель выпустила знаменитые духи Chanel N5, создав для них уникальный минималистичный флакон, который контрастировал со сложным дизайном бутылочек, популярных в то время. Кстати, номер здесь не просто так: Шанель считала цифру 5 своим счастливым числом. А затем появилось и «маленькое чёрное платье» — то, что сегодня мы уже считаем основным элементом гардероба. Но тогда в 20-х годах это была настоящая модная революция.
Эльза Скиапарелли родилась в Риме в семье богатых аристократов. Впрочем, деньги и статус не принесли девушке счастья. Родители Скиапарелли отличались строгим консервативным характером. В юном возрасте Эльза опубликовала сборник стихов «Аретуса», основанный на древнегреческом мифе об охоте. Её родители были в ужасе и отправили Эльзу на «перевоспитание» в монастырскую школу-интернат в Швейцарии. Но Эльза вскоре буквально сбежала оттуда. При первой же возможности Скиапарелли переехала в Лондон, чтобы обрести независимость от строгих родителей.
Пережив неудачный брак, Эльза вместе с новорождённой дочерью оказалась в США. Она подрабатывала чем могла, пока не вернулась в Париж в 1922 году. Однажды её заинтересовал свитер знакомой, которая заглянула в гости. Та рассказала, что его связала армянка, живущая неподалёку от дома Эльзы. Именно у неё Скиапарелли заказала первую вещь по своему эскизу — свитер-обманку Cravat. Чёрный свитер с белым огромным бантом Эльза надела на светский вечер и произвела фурор.
Скиапарелли быстро стала популярной и смогла открыть собственный магазин. Шить она не умела и драпировала ткань прямо на модели, а порой и на самой себе. Немного времени, и вот Эльза уже создавала наряды для жены бывшего британского короля Эдуарда VIII Уоллис Симпсон. Как и Шанель, Скиапарелли придумала собственный парфюм Shocking. Специально для него она разработала собственный оттенок розового, который стал фирменным цветом бренда и получил название «шокирующий розовый».
Лондонская жизнь будущего дизайнера
Добравшись до столицы Великобритании, Эльза Скиапарелли занялась своими обязанностями гувернантки. Особых трудностей в воспитании хозяйских детей у девушки не возникало, поэтому оставалось много времени на личную жизнь.
Повальным увлечением Европы того времени было изучение теософии, оккультного движения мистического познания Бога. Эльза решила не отставать от моды и записалась на лекции графа Уильяма де Вендта де Керлора. После очередного посещения лекционной аудитории между лектором и девушкой завязался тематический спор.
Беседа затянулась до утра, после чего они оказались помолвленными. Только лишь после бракосочетания дочь оповестила своих родителей о замужестве.
Чтобы воспитать в человеке вкус, нужно жить среди искусства
Рим – город пульсирующего искусства. Он дает его жителям большое ощущение свободы, истории и культуры. Связи с античностью, которые прослеживаются в творчестве Эльзы (драпировки, крой по косой) – вероятно, пришли из тех галерей отца, где она бывала в детстве. Часами пропадая в библиотеке, на страницах бесценных книг она открывала мир древних религий и приобщалась к искусству. 20 лет жила в роскоши и богатстве во дворце в стиле позднего барокко – Палаццо Корсини – трехэтажном, широком и гулком, расположенном в известном районе Трастевере в Риме. Сегодня он открыт для посещения, там находится Национальная галерея старинного искусства. Одна из любимых комнат этого дворца была обита ярко-розовым шелком – по воле графов Корсини, которые там некогда жили. Шокирующий розовый впоследствии станет фирменным цветом модельера и будет представлен не только в изделиях, но и в оформлении фирменного магазина на Вандомской площади, который откроется в 1934 году.
Окружение девочки состояло из культурных и интеллектуальных людей. Маленькая Эльза часто проводила время в Милане с дядей в его доме в стиле ампир. Он говорил, что девочка родилась с созвездием Большой Медведицы на щеке (имея в виду ее родинки). Вместе они наблюдали в телескоп за звездами и рассуждали о том, что Марс обитаем. Его открытие каналов на Марсе считалось событием первой величины в астрономии. Юная Эльза в то время (конец XIX века), уже думала и знала о космосе столько, сколько ни один из ее сверстников. А звезды тем временем сложили судьбу и будущее модельера. Через 50 лет Эльза, вдохновленная космосом, создаст коллекцию «Зодиак».
Примечания и ссылки
- Эльза Скиапарелли. Моя шокирующая жизнь. — С. 3—15.
- Gnoli, Sofia. Un secolo di moda italiana, 1900-2000 (in Italian). — С. 34,37,39,42,44.
- Эльза Скиапарелли. Моя шокирующая жизнь. — 282 с.
- Gnoli, Sofia. Un secolo di moda italiana, 1900-2000 (in Italian). — С. 17—36.
- Sofia Gnoli. Un secolo di moda italiana, 1900-2000. — С. 63,65.
- Эльза Скиапарелли. Моя шокирующая жизнь. — С. 46.
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- Эльза Скиапарелли. Моя шокирующая жизнь.
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- ↑ . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- Sofia Gnoli. Un secolo di moda italiana, 1900-2000.
- Эльза Скиапарелли. Моя шокирующая жизнь. — С. 99.
- ↑ Joe Mabel. (25 августа 2019). Дата обращения: 12 сентября 2019.
- . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- . .
- . .
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- . . (недоступная ссылка)
- . .
- Эльза Скиапарелли. Моя шокирующая жизнь. — С. 5.
- . .
- . .
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- . Дата обращения: 11 сентября 2019.
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- . .
- . . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- . .
- . .
- . .
- Sofia Gnoli. Un secolo di moda italiana, 1900-2000. — Meltemi Editore srl, 2005. — 282 с.
- Robert Perrier. (18 мая 2013). Дата обращения: 12 сентября 2019.
- Sofia Gnoli. Un secolo di moda italiana, 1900-2000. — 2005. — С. 64. — 282 с. — ISBN Meltemi Editore srl.
- . Дата обращения: 12 сентября 2019.
- ↑ . Дата обращения: 10 сентября 2019.
- ↑ Sofia Gnoli. Un secolo di moda italiana, 1900-2000. — 2005. — 282 с.
- . Дата обращения: 12 сентября 2019.
- is Joules from Southern California USA. (9 июля 2007). Дата обращения: 10 сентября 2019.
- ↑ . Дата обращения: 12 сентября 2019.
- . .
- . .
- .
- Эльза Скипарелли. Моя шокирующая жизнь. — С. 169.
- . Дата обращения: 12 сентября 2019.
- . Дата обращения: 12 сентября 2019.
- . . Дата обращения: 12 сентября 2019.
- Беренсон, Мариса; Givenchy Юбер де (2014). Эльзы Скиапарелли Частный альбом. Лондон.
- museumperfume.ru
- aromo.ru
- fifi.ru
- rlalique.com
- incollect.com
Правило 4: Найди влиятельных единомышленниц…
Помимо таланта дизайнера Эльза Скиапарелли обладала ещё одним важным умением. Она безошибочно выбирала тех, кого мы сегодня назвали бы амбассадорами бренда. Это были известные женщины, не боявшиеся эпатажа и желавшие удивлять публику своими нарядами. Так, в 1931 году Эльза придумала разделённую юбку, напоминающую длинные шорты, и предложила её теннисистке Лили де Альварес в качестве спортивной одежды для Уимблдонского турнира. Рекламная акция удалась и, несмотря на разразившийся в Англии скандал, новый фасон юбки надолго остался в модном мире.
Джоан Кроуфорд в наряде от Эльзы Скиапарелли (1932) / Photo: Edward Steichen
Другой важной клиенткой дома Скиапарелли стала светская львица и редактор модного журнала Дейзи Феллоуз. Есть легенда, что именно 17-каратный бриллиант французской иконы стиля вдохновил Эльзу на создание фирменного «шокирующего» розового цвета
Верными поклонницами творчества Эльзы были Мэй Уэст, подарившая идею создания флакона духов в форме женского тела, Кэтрин Хепберн, Джинджер Роджерс, Вивьен Ли и, конечно, Джоан Кроуфорд, научившая женщин носить костюмы мужского кроя. В лице голливудских звёзд 1930-х Эльза нашла идеальных моделей, которые к тому же показывали свои наряды на большом экране.
Эльза Скиапарелли (1948) / Photo: Irving Penn
Двенадцать заповедей женщины от Эльзы Скиапарелли
1. Большинство женщин не знают себя. Неплохо бы им себя изучить.
2. Страшная глупость — купить дорогое платье и начать его переделывать; это чаще всего ведет к катастрофе.
3. Большинство женщин (и мужчин) плохо различают цвета. Учитывайте те советы, которые Вам дают.
4. Никогда не стоит забывать, что двадцать процентов женщин страдают комплексом неполноценности, а семьдесят процентов — живут иллюзиями.
5. Восемьдесят процентов женщин опасаются выделяться и боятся, что скажут люди, поэтому покупают себе серьезный костюмчик. Лучше набраться смелости, чтобы отличаться от других.
6. Женщины должны спрашивать и выслушивать советы компетентных людей и разумную критику.
7. Выбирать туалеты надо в одиночку или в сопровождении мужчины.
8. Никогда не выбирайте одежду в компании другой женщины, которая может, — иногда сознательно, а часто бессознательно, — оказаться завистливой.
9. Покупать немного и только самое лучшее, иногда — менее дорогое.
10. Никогда не подгоняйте платье по своим меркам, а тренируйте тело, чтобы платье хорошо сидело.
11. Женщина должна делать покупки в основном там, где ее знают и уважают, а не бегать неизвестно где в поисках последней прихоти.
12. Женщине следует оплачивать свои счета.
Эльза Скиапарелли «Моя шокирующая жизнь»
Возрождение французского модного Дома
После Второй мировой войны эпатажные и яркие творения Эльзы Скиапарелли теряют свою актуальность и на смену вызывающим коллекциям модного Дома приходит Кристиан Диор с его «New Look» и Коко Шанель, со своей классикой и элегантностью. В 1954 году Скиапарелли принимает решение закрыть свой модный Дом. Более 50 лет о бренде ничего не было слышно, но в 2006 году итальянский бизнесмен Диего Делла Валле выкупил все права на бренд у наследников Скиапарелли, и уже в 2013 году была представлена первая коллекция, разработанная Кристианом Лакруа и посвященная Эльзе Скиапарелли.
Кристиан Лакруа в 2013 году создал 13 образов для коллекции-трибьюта в честь Эльзы Скиапарелли
Но особая популярность пришла к бренду после того, как в 2019 году креативным директором стал Дэниел Розберри. Именно при нем модный дом Schiaparelli стал одним из ведущих брендов на всех красных дорожках.
Креативный директор Дома Schiaparelli Дэниел Розберри
Леди Гага, Хелен Миррен, Эмилия Кларк, Мадонна, Ким Кардашьян, Бейонсе, Кьяра Ферраньи, Лили Коллинз — вот лишь небольшая часть звезд, которые выбирают для себя одежду и аксессуары от бренда Schiaparelli. Потому что они точно знают, если ты в бренде Schiaparelli — ты всегда в центре внимания.
Лукбук Schiaparelli Весна/Лето 2022
Незаслуженно забытая
К сожалению, сейчас мало кто помнит дизайнера номер один, а имя Шанель знает каждый обыватель. Но нельзя не признать огромный вклад Эльзы в развитие моды. Если оглянуться, то везде можно заметить открытия итальянского мастера: застежки-молнии, юбка-шорты, купальник из двух частей, флаконы духов в виде женского тела, меховые туфли, ботильоны. Надо признать, что почти сто лет назад Скиапарелли придумала современную моду.
Сейчас творчество незаслуженно забытого дизайнера изучают будущие модельеры и художники. Женщиной, попавшей на вершину пьедестала и с достоинством ее покинувшей, можно только восхищаться. Эльза Скиапарелли, биография которой может послужить основой интересного романа, оставила свое место для не менее великих кутюрье. В творчестве талантливого мастера, заставившего женщин почувствовать себя независимыми, и по сей день черпают вдохновение современные дизайнеры.
Лондон — начало начал
Ее отъезд случился как-то сам собой — она приняла предложение подруги поработать гувернанткой с ее усыновленными детьми и переехать к ней в Лондон. По дороге Эльза сделала остановку в Париже, где встретилась с одним знакомым, и тот пригласил ее на бал. Это был первый бал в жизни Скиапарелли. Вместо бального платья, которого у нее не было — карманных денег родителей на такое платье не хватило бы, она купила в галерее Лафайет темно-синий крепдешин и к нему лоскут оранжевого шелка и соорудила наряд, увенчанный тюрбаном. Сшивать материал ей было некогда, да и негде, поэтому девушка просто сколола ткань булавкой. Настоящее начало будущей законодательницы мод! И ее вид действительно произвел сенсацию. Но каково же было разочарование Эльзы, когда во время танго, которое она не умела танцевать, поскольку в Италии предпочитали другие танцы, ее наряд начал рассыпаться у всех на глазах. Пришлось быстро удалиться под недоуменными взглядами гостей.