Дюк Эллингтон. Композиторы джаза
1899 — 1974
Дюк Эллингтон — джаз исполнитель, пианист и композитор, руководитель джазового оркестра на протяжении почти 50 лет. Эллингтон использовал свой коллектив в качестве музыкальной лаборатории для своих экспериментов, в которых он демонстрировал таланты участников коллектива, многие из которых оставались с ним в течение длительного времени. Эллингтон невероятно одаренный и плодовитый музыкант. За свою пятидесятилетнюю карьеру он написал тысячи композиций, среди которых музыка к фильмам и мюзиклам, а также множество известных стандартов, таких как «Cotton Tail» и «It Don’t Mean a Thing».
Duke Ellington and John Coltrane — In a sentimental mood
Ральф Лорен
Известный американский дизайнер, которого называют королем готового платья, «открывшего Америке Америку». Его компания (Polo Ralph Lauren Corporation) выпускает аксессуары, одежду, белье, текстиль, мебель, обои, парфюмерию, посуду. Лорен трижды получал звание «Дизайнер года», а также удостоен титула «Легенда моды» (Советом дизайнеров США). Для многих людей Ральф Лорен пример того, как человек из невысокого социального слоя может достичь больших высот, имея мечту и талант. Выходец из Белоруссии (родители его познакомились и поженились в США), из небогатой многодетной семьи, Ральф с юных лет поставил для себя цель добиться успеха. Его поразил гардероб одноклассника, который принадлежал только ему одному, и в котором так аккуратно была разложена одежда. В квартире Ральфа шкаф был один на всех. С тех пор будущий дизайнер решил работать и откладывать деньги на свою мечту.
Интересно, что у Лорена нет диплома модельера, но при этом он является одним из лучших мировых дизайнеров. Сам он не шьет одежду, но является вдохновителем, дизайнером, продумывает каждую коллекцию до мелочей. Сам дизайнер говорит так: «Я никогда не ходил в школу моды – я был молодым парнем, у которого был свой стиль. Я и не мог представить, что «поло» станет тем, что есть. Я просто следовал своим инстинктам».
Сначала Ральф работал продавцом (продавал одежду, перчатки и галстуки), затем стал дизайнером галстуков, создал принципиально новую модель (на это его вдохновил роман «Великий Гэтсби»): широкий шелковый галстук (в то время как в моде тогда были тонкие галстуки). Благодаря инвестору Лорен вместе с братом открыли магазин и свою марку Polo Fashion. Люди хотели качественных и стильных вещей и аксессуаров, марка набирала всё большую популярность. Лорен выпускал коллекции готовой одежды (сначала мужской, а потом и женской) и аксессуаров. Он единственный стал выпускать спортивные рубашки в 24-х оттенках.
Коллекции Лорена сочетают в себе шик, изысканность и при этом непринужденность, простоту и яркость. «Моя одежда – это видение того, во что я верю. Кто-то однажды сказал мне, что я писатель. Это правда – я пишу через свою одежду. Она воплощает историю, а не просто одежду», — сказал Лорен. Жена Ральфа вдохновляла его на создание коллекций женской одежды: «У моей жены хороший вкус и свой собственный стиль. Когда она носила рубашки, свитера и жакеты, купленные в мужских магазинах, люди всегда спрашивали, где она это достала. Её вид ассоциировался у меня с молодой Кэтрин Хепберн – девушкой-бунтаркой на лошади с развевающимися на ветру волосами. Я создавал рубашки для неё». Лорен ввел в моду одежду в стиле вестерн. А рубашки поло, похоже, никогда не выйдут из моды.
Мечты мальчика Ральфа воплотились в реальность: он является одним из самых богатых людей в мире, у него крепкая семья, трое детей, он владеет ранчо и является одним из крупнейших в мире коллекционеров старинных автомобилей.
Становление модерна
На становление модерна повлияли несколько факторов:
- рост массового машинного производства;
- заново открытые для европейцев Япония и Китай;
- развитие городов и городской культуры;
- новые философские воззрения.
Именно в начале XX века растёт значение индивидуальности, личности человека, а философия Фридриха Ницше ставит под вопрос общепринятые нормы, мораль, этику, общественно-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии — Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, даря миру осознание сексуальности и, как следствие, ― декаданс.
Модерн берёт начало в Великобритании, куда промышленная революция пришла раньше всего. К середине XIX века многие товары стали производить машинным способом, что сказалось и на их дизайне. Это довольно сильно напугало рефлексирующих художников. Бездушные копии, лишённые тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнить мир ― так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.
Абонемент на выставки движения «Искусства и ремёсла», Уолтер Крейн, 1890 г. Изображение: Wikimedia Commons
Рисунок для обоев, Уильям Моррис, 1862 г. Изображение: Wikimedia Commons
Мебель производства «Искусств и ремесел». Фотография: Britannica
Моррис считал, что противостоять веку машин нужно, вернувшись к ручной работе и производству уникальных вещей. Ему импонировала эстетика Средневековья с её богатыми растительными орнаментами, заполняющими всё пространство. Пик популярности идей Морриса пришёлся на вторую половину XIX века, а основанное им движение «Искусства и ремёсла» в конце XIX века стало первым предвестником модерна. Его последователи стали создавать вещи в собственной обособленной эстетике, уравняв в правах ремесленные изделия и такие утончённые и привилегированные искусства, как живопись, скульптура и архитектура.
Артур Макмердо, обложка для книги «Городские церкви Рена». Изображение: Wikimedia Commons
Артур Макмердо, стул. Фотография: Wikimedia Commons
Плакат, Чарльз Ренни Макинтош. Изображение: Wikimedia Commons
Стул, Чарльз Ренни Макинтош. Фотография: Phillips
Билли Холидей. Исполнители джазовой музыки
1915 — 1959
Билли Холидей – джаз классика, одна из важнейших фигур в джазе, хотя она никогда не писала своей собственной музыки. Холидей превратила композиции “Embraceable You”, I’ll Be Seeing You” и “I Cover the Waterfront” в известные джазовые стандарты, а ее исполнение «Strange Fruit «считается одним из лучших в американской музыкальной истории. Хотя ее жизнь была полна трагизма, импровизационный гений Холидей, в сочетании с ее хрупким, несколько скрипучим голосом, продемонстрировал беспрецедентную глубину эмоций, не находящий аналогов среди других джазовых певиц.
Billie Holiday — Strange fruit
Последние работы и уход из мира шоу-бизнеса
В 1994 году девушка вернулась к своему старому и изначальному стилю музыки и создала альбом «Turbulent Indigo». Слушатели высоко оценили эту работу, за что певица получила премию «Грэмми». С началом двухтысячных годов певица стала уделять больше времени своей живописи и все реже появлялась в студии звукозаписи. Во время интервью для журнала «Rolling Stone» она жестко раскритиковала мир шоу-бизнеса и заявила, что не будет принимать участие в таком продажном виде деятельности. Однако ее планы изменились после начала войны в Ираке в 2003 году
Что бы привлечь внимание к этой проблеме, певица начала работу над новым альбомом, который выпустила в 2007 году. «Shine» на данный момент последний альбом Митчелл
В честь выхода альбома певица провела мировой тур, после завершения которого полностью посвятила себя живописи и собственной галерее.
Описание
Альбом создавался и записывался в период, когда Джони Митчелл расставалась с Грэмом Нэшем и влюблялась в Джеймса Тейлора. Предположительно, Тейлор и отношения с ним были главной темой альбома. Горечь расставания, личные глубокие переживания Митчелл перенесла в тексты и музыку. По выражению Джима Макни, «Blue» является «вершиной исповедального песенного творчества, иллюстрируя радость и беды романтических отношений».
В 1979 году Митчелл рассказывала: «На альбоме „Blue“ едва ли есть нечестные ноты в вокале. В тот период моей жизни у меня не было никакой личной защиты. Я чувствовала себя целлофановой обёрткой на пачке сигарет. Я чувствовала, что у меня не было абсолютно никаких секретов от мира, и я не могла делать вид, что могу быть сильной в моей жизни. Или быть счастливой. Но это пошло на пользу музыке, потому что в ней тоже не было защитных преград».
Большая часть материала для «Blue» была записана во время путешествия Митчелл по «тропе хиппи» в Европе в 1970 году. Она посетила Великобританию, Францию, Испанию и Грецию, в том числе сообщество хиппи в деревне Матала на острове Крит. Одна из песен альбома («Carey») была посвящена шеф-повару кафе в Матале, с которым певица познакомилась, когда тот через окно вылетел на улицу возле неё от взрыва газовой плиты. Во время пребывания в Греции Митчелл научилась играть на дульцимере, на котором впоследствии играла во время записи нескольких треков альбома.
Карл Лагерфельд
Один из самых влиятельных модельеров, человек феноменальной работоспособности, многогранная натура, обладатель множества талантов. Этот всемирно известный дизайнер немецкого происхождения руководит модным домом Chanel с 1983 года. Помимо этого Карл дизайнер и основатель собственного модного бренда, талантливый фотограф, режиссер, владелец издательского дома и личной библиотеки в 300 тысяч томов. Лагерфельд говорит о себе: «Я словно хамелеон, во мне живут одновременно несколько людей. Создавать для меня – сродни дыханию. Я даже не задумываюсь об этом. Когда я сижу в директорском кресле Chanel, я и есть Chanel. Когда я еду в Рим и нахожусь в Доме Fendi, я – Fendi. Я начинаю работу над новой коллекцией за день до того, когда показывают предыдущую».
Его творческие способности проявились уже в раннем детстве. Он учился в лицее Монтень при Синдикате высокой моды на одном курсе с Ивом Сен-Лораном. Лагерфельд сотрудничал с большим количеством знаменитых модных домов, создавал ароматы, линии готовой одежды, обуви, аксессуаров
После того как в 1966 году он создал свою первую коллекцию меховых изделий для Fendi, которая имела огромный успех, на него обратили внимание самые влиятельные люди мира моды
В 70-х Лагерфельд стал сотрудничать с известными режиссерами и создавать костюмы для актеров театра Ла Скала. Он вдохнул новую струю жизни в модный дом Chanel, став его руководителем и дизайнером, говоря: «Да, она говорила, что мода умирает, а стиль бессмертен. Но стиль ведь должен адаптироваться, подстраиваться под моду. У Шанель была своя жизнь. Великая карьера. Она закончилась. Я сделал все, чтобы продлить её, и продолжаю делать, чтобы она длилась вечно. Главная моя задача – постараться транспонировать то, что она делала, в сегодняшний день. Угадать, что бы она стала делать, живи она сейчас и здесь, окажись Мадемуазель на моем месте».
Друзья называют Карла Кайзером (Цезарем, на немецкий манер) за его потрясающую способность делать несколько дел одновременно. Он скрывает свой возраст и переживает о том, что не хватает жизни на реализацию всех его творческих идей. Лагерфельд обожает книги (он даже создал аромат Paper Passion с запахом свежеотпечатанной книги), рисует иллюстрации для произведений, не мыслит жизни без фотографии, шьет костюмы для кино и театра, выпускает парфюмерию, занимается собственным брендом, создает дизайн отелей, снимает короткометражные фильмы и организует выставки, выпускает женские коллекции.
Годы экспериментов
На протяжении второй половины 1970-х Митчелл продолжала разрабатывать возможности джаза, тесно сотрудничала с выдающимися джазовыми музыкантами Джако Пасториусом, Херби Хэнкоком, Вэйном Шортером, Патом Метини, Майклом Брекером и др. Она была последней, кому довелось поработать с Чарльзом Мингусом, памяти которого посвящён её альбом «Mingus» 1979 года. Три года спустя поклонников певицы ждал очередной стилистический разворот: она записала диск электронной музыки «Wild Things Run Fast». Пока Митчелл состояла в браке с электронщиком Ларри Клейном, в её записях преобладали синтезаторы и танцевальные ритмы. Это не мешало ей записываться с такими музыкантами «старой закалки», как Вилли Нельсон, Питер Гэбриел, Том Петти. По приглашению Боба Дилана, Вана Моррисона, Роджера Уотерса она охотно принимала участие в живых выступлениях этих легендарных музыкантов.
Модерн в Европе
4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.
Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique
Югендстиль
Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.
Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons
От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.
Национальный романтизм
Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.
«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons
Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.
В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.
Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons
Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.
Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons
В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».
Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons
Сецессион
В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.
«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.
Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons
Билл Эванс
1929 —1980
Билл Эванс — пожалуй, наиболее упоминаемый и цитируемый пианист-импровизатор в мире джаза и популярной музыки. Он был первым, кто сумел соединить воедино несколько стилей, успешно используя интонации мультикультурной этники, классики и джаза, гармонично переплел их элементы, концепции и ритмы. Уже после него джазовые исполнители начали активно использовать данный приём.
Эванс считается главным новатором в области структуризации джазовой гармонии. Подобно художнику-импрессионисту, он использовал полиритмические мотивы, вдохновляя многих пианистов своего времени. Его импровизации в большинстве построены на динамичном развитии мелодии.
Bill Evans — My Foolish Heart
Энтони Брекстон
1945 –
Энтони Брэкстон — американский композитор и мультиинструменталист (саксофон, кларнет, фортепиано и флейта), известный в жанре фри-джаза, музыкальный педагог, преподаватель университета. Он экспериментировал в сфере атональности, сериализма, модальной организации, сонористики. Апробировал множество инструментальных комбинаций, ансамблевых и оркестровых составов, от различных дуэтов до биг-бэнда и объединения разнотипных формаций. У европейской аудитории музыка Брэкстона пользуется более широким признанием, чем в США.
Энтони Брэкстон, автор метода композиционного импровизации, в начале 1980-х выпустил альбомы, посвященные классикам джаза — Монку и Тристано. В этих записях Брэкстон проявился с неожиданной стороны, как музыкант, который овладел не только всеми известными приемами авангардной техники, но и как виртуоз, исполняющий традиционный джаз.
Anthony Braxton Along Came Betty
Критика
Альбом был благосклонно принят музыкальными критиками.
«Blue» рассматривается многими критиками как один из величайших альбомов всех времён, высоко оцениваются тексты и музыка песен альбома. Журнал Rolling Stone поставил альбом на 30-е место в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, что стало наивысшей позицией для женщины-исполнителя. В 2012 году Rolling Stone поставил альбом на 2-е место в своём списке 50 лучших женских рок-альбомов («Women Who Rock: The 50 Greatest Female Albums Of All Time»).
В январе 2000 года газета New York Times поместила «Blue» в топ-25 альбомов, которые стали «переломными моментами и вершинами в популярной музыке 20 века». В 2001 году музыкальный канал VH1 поставил альбом на 14-ю строчку списка 100 лучших альбомов всех времён, что стало высшей позицией среди женщин-исполнительниц.
В 2002 журнал Q поставил «Blue» на 8-е место в списке лучших альбомов среди женщин-исполнительниц, а в 2006 журнал Time поместил Blue на 54-ю строчку в свой список ста лучших альбомов всех времён.
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.
Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.
Габриэль Бонер Шанель (Коко Шанель)
Знаменитую Мадемуазель знают сегодня, наверное, все. Её цитируют, ей стремятся подражать. Она оказала огромное влияние на моду XX века, основала модный дом Chanel, подарила миру свою фирменную парфюмерию под номерами. Своё прозвище Коко получила, когда пела в кабаре. Она была неординарной, смелой и яркой личностью, с большой силой воли и безупречным вкусом. Ей мы обязаны модернизацией женской моды, заимствованию многих элементов из мужского гардероба, популярностью универсального маленького черного платья, жемчуга, твидовых костюмов, маленьких шляпок, бижутерии и загара.
Коко Шанель сделала роскошь практичной. Больше всего в одежде она ценила комфорт и воплощала в своих коллекциях этот принцип. Она говорила, что «роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь». Среди клиентов и знакомых Мадемуазель было множество мировых знаменитостей. В одном из интервью на вопрос о том, какие события в жизни пробудили в ней интерес к искусству, она ответила: «Живя в детском доме под присмотром монахинь, я научилась шить. Они научили меня базовым навыкам швеи, тогда я была уже достаточно смышленой, чтобы понять метод. Я действительно набила руку и сфокусировалась на дизайне уже в раннем возрасте, поэтому у меня так быстро появились известные клиенты».
Свой первый магазин Шанель открыла в 1910 году, в Париже. Там продавались шляпки. Позднее в её магазинах появилась и одежда. Интересно, что самой первой одеждой, которую создала Шанель, было платье, переделанное из свитера
На её наряд обращали внимание и спрашивали, где она его приобрела, а в ответ Коко предлагала сделать такой же наряд для интересующихся. Позднее она говорила, что её состояние «основано на старом свитере, который я надела, потому что в Дэвилле было холодно»
Джанго Рейнхардт
1910 – 1953
Первый европейский музыкант, который повлиял на джаз наравне с американскими исполнителями. Гитарист-виртуоз, рожденный в цыганском таборе в Бельгии, который вырос в окрестностях Парижа и играл только двумя пальцами левой руки. В 1930 году он услышал Армстронга — это была первая встреча с джазом, которая поразила его до слёз и полностью изменила жизнь. Прозвище Джанго, что на цыганском языке означает «я проснулся», было 20, и, проснувшись, он решил обязательно научиться играть эту впечатляющую музыку.
Музыка Джанго Рейнхардта стала истоком «джаз-мануш» — джаза с элементами цыганской музыки. А манера исполнения повлияла на всех будущих джазовых гитаристов, которых теперь мы называем легендами.
Django Reinhardt — J’Attendrai
Начало самостоятельной жизни
В 1965 году у Джони родилась дочь, поскольку беременность была незапланированной, девушка отдала ребенка на усыновление и продолжила свои попытки начать успешную карьеру. В этом же году она сменила место жительства на Канаду, в которой девушка надеялась обрести большую популярность. Однако она смогла найти нечто большее в лице Чака Митчелла. Пара переехала в Детройд, где они жили счастливой супружеской жизнью год, после чего развелись. Супружеская жизнь хоть и была короткой, однако стала плодотворной для карьеры певицы. За время проведенное со своим супругом, который был гитаристом, она улучшила свои навыки владения этим инструментом и написала несколько песен.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- . web.archive.org (30 апреля 2008). Дата обращения: 21 августа 2022.
- . web.archive.org (4 июня 2013). Дата обращения: 21 августа 2022.
- . web.archive.org (28 января 2011). Дата обращения: 21 августа 2022.
- ↑ . web.archive.org (18 сентября 2010). Дата обращения: 21 августа 2022.
- . web.archive.org (27 ноября 2016). Дата обращения: 21 августа 2022.
- . web.archive.org (15 мая 2006). Дата обращения: 22 августа 2022.
- . jonimitchell.com. Дата обращения: 22 августа 2022.
- . web.archive.org (25 апреля 2011). Дата обращения: 22 августа 2022.
- Danielle Cohen. (амер. англ.). The Cut (3 апреля 2022). Дата обращения: 4 сентября 2022.
- . web.archive.org (31 октября 2020). Дата обращения: 4 сентября 2022.
- . web.archive.org (14 января 2021). Дата обращения: 4 сентября 2022.
- . web.archive.org (7 июня 2021). Дата обращения: 4 сентября 2022.
- ↑ (англ.). the Guardian (29 января 2022). Дата обращения: 4 сентября 2022.
- . web.archive.org (29 января 2022). Дата обращения: 4 сентября 2022.
- Ellie Robinson. (брит. англ.). NME (4 апреля 2022). Дата обращения: 4 сентября 2022.
- (амер. англ.). www.cbsnews.com. Дата обращения: 4 сентября 2022.
- ↑