Что такое пацифизм

История

Христианский пацифизм

Основная статья: Христианский пацифизм

Пацифисты встречались среди первых христиан. Хотя в Новом Завете прямо не осуждается воинское служение, что видно на примере благочестивого сотника, воинов, приходивших креститься к Иоанну Предтече, сотника Корнилия и других, часть христиан могла избегать военной службы по причине нравственной распущенности, царившей в римской армии, а также из-за нежелания участвовать в языческих ритуалах, сопровождавших военную жизнь. При этом некоторые раннехристианские писатели придерживались пацифистской позиции. Так Иустин Мученик писал: «И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем». Наиболее ярким выражением пацифизма является трактат Тертуллиана «О венце воина», написанный им по переходе в секту монтанистов. При этом пацифизм не являлся преобладающим направлением в жизни раннехристианской церкви. Примечательно, что нет ни одного известного источника какой-либо христианской церкви об отлучении или епитимье, наложенной на конкретного члена церкви за то, что он был

воином. С течением времени всё больше христиан избирало воинское служение. При Марке Аврелии они уже вошли в состав одного из великих легионов Римской армии, XII Молниеносного легиона, при Диоклетиане состояли в личной охране императора. После обретения христианами государственной власти при Константине Великом пацифизм почти исчез из сферы церковной мысли и практики.

Однако пацифизм не умер с принятием большинством христиан идеи оправданности «справедливого» насилия. На рубеже первого и второго тысячелетий нашей эры в монастыре Клюни во Франции началось движение за утверждение «Божьего мира». От крестьян до короля все давали клятву не развязывать военных действий первыми, избегать любого рода насилия над безоружными.

Последовательно пацифизм отстаивали критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы — сторонники Петра Хельчицкого. Против войн выступал и известный христианский гуманист Эразм Роттердамский.

Реформация привела к кровопролитным религиозным войнам. Против них выступило мирное крыло анабаптистов, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. Также последовательными пацифистами были квакеры, возникшие в середине XVII века. Благодаря Александру Маку (англ.)русск., организовавшему в 1708 году Братскую церковь, пацифизм стал неотъемлемой частью пиетизма.

Первые пацифистские организации на Западе возникли в Великобритании и США после наполеоновских войн. К концу 1880-х — началу 1890-х годов движение получило широкое распространение. Международные конгрессы пацифистов неоднократно выступали с предложениями запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, а споры, возникающие между государствами, разрешать в международных третейских судах. Распространение пацифизма в России во многом связано с деятельностью Льва Толстого (см. также статью Толстовство).

Пацифизм в СССР

Красноармейцы, отказавшиеся по религиозным убеждениям стрелять по мишеням. Исходя из контекста — евангельские христиане или баптисты

Официальный курс СССР на мир и разоружение был основан на готовности граждан СССР к выполнению долга по защите Родины, в связи с чем граждане, которые выражали негативное отношение к армии и военной службе вообще, подвергались преследованиям как антисоциальные и антисоветские элементы. С 1960-х годов это были, прежде всего, представители молодёжных субкультур, в частности хиппи. И хотя в уголовных кодексах РСФСР и других союзных республик не было статей о пропаганде пацифизма, пацифистов сажали по другим подходящим статьям: «тунеядство», «уклонение от призыва на срочную службу в вооружённые силы», «злостное хулиганство», «антисоветская агитация и пропаганда», «клевета на государственный и общественный строй».

См. также Группа за установление доверия между СССР и США, Свободная инициатива.

Современность

Деятельность пацифистов привела к тому, что в законодательстве многих стран, где существует воинская обязанность, была предусмотрена возможность её замены альтернативной гражданской службой.

Пацифисты используют различные формы протеста против войны и насилия, в том числе такие необычные, как «Die-in» (имитация смерти).

Дезертир

, 1916 г. Карикатура времён Первой мировой войны. Иисуса Христа расстреливают солдаты всех воюющих стран

Откуда «ноги растут»

Пацифист – это представитель идеологии, не принимающей войну, убийство, нанесение членам противной группировки каких-либо телесных повреждений.

Неважно, чем обусловлен военный конфликт и какие цели преследуют враждующие стороны – его следует загасить, вне зависимости от того, сражение ли это на мировом уровне или локальная «войнушка» между подростками, как говорили в 90-е, «на районе». Буквальное значение слова, если перевести его с латыни, — «делать мир»

На языке древних латинян и римлян термин пишется «pacificus»

Буквальное значение слова, если перевести его с латыни, — «делать мир». На языке древних латинян и римлян термин пишется «pacificus».

Наверняка, человечество знало пацифистов еще в те времена, когда одни первобытные личности в одеяниях из шкур медведей притесняли других, пытаясь отогнать их с более выгодных и удобных для жизни территорий и отвоевать для себя лучших представительниц прекрасного пола.

Скорее всего, уже тогда мир делился на тех, кто хотел и умел наступать, тех, кто бесстрашно давал отпор, и тех, кто безропотно принимал свою незавидную участь, не желая проливать ничью кровь.

В тот период истории, когда зародилось христианство, уже смело можно ссылаться на исторические источники, зафиксировавшие действия настоящих пацифистов. Это были первые христиане, которым глубоко претили разврат и разнузданность римского войска. Они просто-напросто отказывались воевать.

Разумеется, таких «отступников» ждала расплата – казнь. Надо отметить, что не всегда причиной отказа от участия в сражениях служило неприятие убийства как такового. Возможно, воюй эти рыцари пацифизма за другие идеалы, они бы и остались в рядах наступавших. Но историю вспять не повернешь.

Итак, мы теперь знаем, что понятие «пацифизм» пришло к нам из далекого прошлого. Пацифист – это человек, который отрицает необходимость войны и убийства, которому чужды любая агрессия, насилие, применяемые в любой ситуации.

Пацифизм: что это такое?

Пацифизм (с латинского «пацификус» — «миротворческий») – общественное движение, идеология или политическое течение, суть которого заключается в сопротивлении любого рода насилию до тех пор, пока оно окончательно не исчезнет.

Может ли война быть священной, оправданной, правомерной или освободительной? Поклонники пацифизма категорически против такого определения любых военных действий, ведь они осуждают использование любых военных методов для решения тех или иных конфликтов.

Идея пацифизма основана на том, что убийство одного человека другим человеком, как и любой другой вид насильственных действий, является абсолютным и неприемлемым для цивилизованных народов злом. Пацифизм как идеология пропагандирует ненасилие. Любой конфликт, по мнению пацифистов, можно решить при помощи конструктивных диалогов, переговоров, разъяснений, мирных сборов и митингов и т.д.

В современном мире пацифистами принято называть всех тех людей, которые открыто выступают против военных действий. Но истинными сторонниками пацифизма по праву можно назвать только тех личностей, которые не только поддерживают мирное решение любых конфликтов, но и демонстрируют свою жизненную позицию на собственном примере: не ведут себя агрессивно, не причиняют физического вреда другим людям, не вступают в какие-либо группировки или военные организации, не принимают абсолютно никакого участия в военно-политических конфликтах и т.д.

Многие люди путают пацифизм с полным подчинением или смирением. Но наша жизнь не состоит лишь из черного и белого цвета. Она многогранна и не всегда понятна. Поэтому осуждение военных действий не может автоматически расцениваться как полное смирение или подчинение.

Хотите осознать и прочувствовать суть пацифизма? Чтобы сделать это, нужно всего лишь понять, что противоположностью пацифизма является милитаризм. Милитаризм – это государственная идеология и политическое течение, основная идея которого заключается в том, что и экономика страны, и повседневное существование мирных граждан ставится на военные рельсы. Большое количество денег, разных ресурсов и сил государство тратит не на улучшение жизни обычных людей, а на то, чтобы доказать свое военное превосходство потенциальным противникам.

Пока поклонники милитаризма пытаются убедить всех вокруг, что они занимаются отстаиванием гарантий мира, пацифисты прекрасно осознают, что послевоенный мир будет перестраиваться по установленным милитаристами критериям.

Богословие

Ветхий Завет

Несмотря на то, что в Ветхом Завете много говорится о войнах и мести, христианские пацифисты считают, что насилие в целом противоречит противоречит Божьим установлениям, данным в Ветхом Завете. В доказательство этому приводится, например текст, где Бог не позволяет царю Давиду построить Храм в Иерусалиме:

«И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим».
(1Пар.22:7-8)

Божий идеал для человечества далее разъясняется пророком Исайей в пророчествах о мессианском времени:

«И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».
(Ис.2:4)

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис.11:6)

«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море».
(Ис.11:6-9)

Также заповедь «не убивай» (Исх. 20:13), рассматривается в качестве указания для пацифизма.

Служение Иисуса

Пацифисты считают, что Иисус Христос во время Своего земного служения учил пацифизму:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». (Мф. 5:38-39)

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (Мф. 5:43-44, Луки 6:27-28)

«Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». (Мф. 26:52)

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». (Мф. 5:9)

Различие между достаточно жесткими (если говорить в целом) установками Ветхого Завета и близкой к пацифизму проповеди Иисуса Христа в Новом Завете пацифисты часто объясняют с помощью известной богословской теории «прогрессивного (прогрессирующего) откровения». Согласно этой теории на протяжении истории человечества Бог передавал людям Свое откровение постепенно — в той мере, в какой люди способны были его воспринять. Приверженцы этой теории считают, что с развитием человеческого общества Божье откровение постепенно увеличивалось в определенности, ясности и полноте, как со временем растут ствол, корни и ветви дерева.

Критика богословия пацифизма

Критики пацифизма указывают, что далеко не все в Новом Завете (не говоря уже о Ветхом Завете) сочетается с пацифистскими идеями. В качестве аргументации в этом случае приводится описание встречи Иоанна Крестителя с воинами. Воины, услышав от Иоанна Крестителя обличительную проповедь и призыв к покаянию спросили его, что им делать. На что Иоанн Креститель ответил: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лук.3:14,15), не сказав ничего о необходимости оставить военную службу и отказаться от насилия.

Критики пацифизма также часто приводят эпизод из 10-й главы книги Деяния Святых Апостолов, где рассказывается о крещении римского сотника (центуриона) Корнилия по указанию апостола Петра: от Корнилия также не требуют ни оставления военной службы, ни отказа от насилия.

По мнению критиков пацифистского богословия, заповедь «Не убивай» и Нагорная проповедь Иисуса Христа относятся «исключительно к нашим личным врагам, а не к врагам общества и государства».

Границы пацифизма и его критика

Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, говорил: «Если цель противника — агрессия и захват, миротворчество становится опасным и вредным <…> Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход».

Профессор философии Кембриджского университета Гертруда Анскомб полный пацифизм пагубным, потому что он побуждает людей верить в то, что все убийства одинаково неправильны: это стирает различие между убийством в военное время по справедливой причине и неоправданными зверствами.

В целом критики пацифизма заявляют, что политика несопротивления перед лицом внешней агрессии может привести к подчинению целых народов. Тем не менее, пацифисты допускают ненасильственное сопротивление, которое кроется в создании трудностей и неудобств для завоевателя или угнетателя.

В XX веке ненасильственное сопротивление успешно использовалось Ганди и его последователями для подрыва легитимности британского колониального правительства в Индии, а также Мартином Лютером Кингом-младшим для привлечения внимания всего мира к угнетению афроамериканцев в Соединенных Штатах. Но во многих других случаях ненасильственная тактика была совершенно не в состоянии разоружить врага или даже сохранить практикующие ее общины: например, пацифистские христианские секты часто были объектами самых безжалостных преследований, начиная со Средневековья.

Марш за свободы в Вашингтоне в 1963 году, который организовал Мартин Лютер Кинг-мл.

(Фото: Wikimedia)

В целом же сторонники пацифизма как возможной национальной политики подчеркивают, что отказ от войны как инструмента национальной политики будет невозможен до тех пор, пока мировое сообщество не станет настолько организованным, что сможет обеспечивать справедливость среди своих членов.

Пакт Бриана – Келлога

Желая восстановить участие США в решениях европейски проблем, министр иностранных дел Франции А. Бриан обращается с призывом к американскому народу. Он предлагает подписать франко-американский договор о запрете войны как инструмента внешней политики. Его идея была одобрена. Ф. Келлог, госсекретарь Соединенных Штатов, в ответ призывает заключить многосторонний договор, подключив правительства европейских государств. Первой отреагировала Германия, полностью поддержав проект. Великобритания вносит ряд замечаний, вследствие чего документ был доработан и уточнен.

27 августа 1928 года в результате длительных дипломатических переговоров был подписан Пакт отказа от войны между 15 государствами. Его универсальность заключалась в том, что к нему могли присоединиться не только признанные, но и зависимые, и полуколониальные страны. Показатель 63 страны в конце этого же года хорошо это объясняет.

Ингеборг Стеманн

В самом начале экспозиции все желающие могли рассмотреть огромный портрет учительницы и переводчицы Ингеборг Стеманн, которая родилась в 1889 году. С самого раннего детства девочка увлеклась изучением разных культур, а после окончания школы училась в Копенгагенском и Парижском высших учебных заведениях.

Ингеборг получила не только университетское образование, но и активно занималась самообразованием. Она могла свободно разговаривать не только на родном, но и на десяти иностранных языках. Женщина много времени посвятила мультикультурным и интернациональным проектам, преподавательской деятельности, изданию книг и налаживанию контактов между представителями разных национальностей.

Ингеборг была отличной переводчицей, а для людей с таким талантом в военное время всегда найдется работа. Портить свою жизнь убийствами Стеманн не захотела, поэтому она устроилась переводчицей в построенный датчанами для захваченных австро-венгерской армией русских солдат лагерь, который находился в Хорсероде. Женщина не только выполняла свои прямые обязанности, но и занималась улучшением условий содержания русских пленных, записывала их истории и боролась с коммунистической пропагандой.

Договоренность с новоиспеченным советским правительством позволила многим военнопленным вернуться домой. Ингеборг хотела составить и опубликовать книгу из записанных из уст плененных русских солдат историй, но её мечте не суждено было воплотиться в реальность. Переводчица умерла в 1973 году.

10 известных пацифистов

В правильности своих взглядов пацифистской направленности было убеждено много известных личностей. И в наше время таких людей тоже предостаточно.

Некоторые писатели не упускали возможности вложить свои взгляды в написанные ими произведения. К ним относятся Л. Толстой и Э.М. Ремарк.

Художник В. Верещагин в свое время изображал на полотнах ужасы войны во всех ее проявлениях. Очевидно, что этот человек вкладывал в творчество взгляды пацифистской направленности.

Большинству людей знакомо имя Мухаммед Али. Даже тем, кто далек от бокса. Этот знаменитый спортсмен открыто выступал против военных действий США, когда правительством этой страны было решено вмешаться в военные действия во Вьетнаме. Мухаммеду Али в связи войной в той стране пришла повестка в армию. Боксер прилюдно спалил эту бумагу и сказал, что Вьетнам не сделал ничего плохого ему или его семье. Необычная ситуация получила большой резонанс – тогда много других людей с пацифистскими взглядами поддержали решение Али.

Пацифистских взглядов придерживалась и первая женщина-конгрессмен Джанет Рэнкин. О том, что она пацифистка знали все.

Великие умы и творческие личности также считали пацифизм шагом в будущее. Среди них: Махатма Ганди, Эйнштейн, Мартин Лютер Кинг, Боб Марли, Джон Леннон.

Леннон, будучи солистом группы «Битлз», заявлял о своих пацифистских взглядах с помощью творчества. Он выступал против войны во Вьетнаме и в песни вкладывал соответствующий смысл. Помните те самые строки из композиции? All you need is love…

Имя Альберта Эйнштейна знакомо всем. Но мало кто знает, что этот знаменитый физик был убежденным пацифистом. Ученый неоднократно заявлял, что готов бороться за мир, если это поможет остановить кровопролитие. Интересный факт. Еще за десять лет до того, как правление в Германии установил А. Гитлер, Эйнштейн предвидел фашизм и все ужасы, который он с собой нес.

Махатма Ганди прослыл в мировой истории сторонником пацифизма. Его имя – священно для каждого жителя Индии. Жизнь этого человека – наглядный пример того, как гражданин самоотверженно любит родную землю. Ганди был политическим деятелем и выраженным пацифистом. Он искренне верил, что пассивное сопротивление позволит Индии получить независимость от Британской империи. К сожалению, до того дня, когда жители Индии гордо подняли свой флаг над головой, Ганди не дожил. Против него был организован заговор – Махатма был убит предателем. Перед смертью он сказал своему убийце, что прощает его. Как видим, Ганди остался верным своей идеологии до последнего вздоха.   

Мартин Лютер Кинг был баптистским проповедником и возглавлял движение чернокожих людей за гражданские права в США. Мартин всегда мечтал о демократии, равенстве людей и мирном небе над головой. Кинг был уверен, что только сила духа может противостоять физической силе и агрессии. Он открыто выступал против насилия. Его личность уникальна еще и тем, что церковь признала его мучеником, а правительство США наградило его Золотой медалью Конгресса. Правда, уже посмертно.

Музыкальные шедевры Боба Марли помогают расслабиться и отвлечься от повседневной суеты. Но его песни были не просто благозвучной мелодией – тексты имели глубокий смысл. В них были затронуты вопросы свободы, равенства и мира.

В истории известно большое количество пацифистов

Первые пацифисты

На островах Новой Зеландии когда-то жил народ мориори, считавшийся диким. Мнения такого о нем придерживались британские колонизаторы, посетившие южные моря в XIX веке. Причина, возможно, состояла в том, что представители племени отрицали ценность одной из важнейших основ цивилизации, а именно войны. Мориори упорно не желали брать в руки оружие и убивать себе подобных. До нашего времени они не дожили, их истребили более близкие к европейскому самосознанию маори, тоже туземцы.

Идеи пацифизма, тем не менее, витали в воздухе. Джайнизм стал одной из идеологических основ борьбы за независимость Индии, достигнутой преимущественно не насильственными методами, а мирным гражданским неповиновением. Древнегреческие стоики также отрицали возможность победы военным путем, считая, что только доброе терпение способно превратить врага в друга, а зло лишь порождает аналогичное ответное чувство. Для раннего христианства тоже характерен пацифизм. Это вполне корригирует с Христовым призывом «подставить другую щеку», но, столкнувшись с суровыми реалиями более поздней геополитики и последствиями раскола, церковь, осуждая смертоубийство как таковое, стала допускать вооруженную борьбу во имя праведных целей (защиты Отечества и веры). Пацифистом стал в зрелости и Лев Толстой, бывший офицер артиллерии.

Как стать пацифистом

Некоторые задумываются над тем, чтобы стать пацифистами. У каждого свои причины и цели. Только вот как это сделать?

Для начала, измените некоторые свои взгляды на окружающий мир и людей. Станьте добрее, перестаньте без причины «срываться» на окружающих, договоритесь со своим обостренным чувством справедливости. Подумайте о наслаждении каждым моментом жизни для себя, а для агрессии. Это действительно придает силы для любви к миру без агрессии.

Но получается это далеко не у всех, потому что истинный пацифизм – это состояние души, а не нечто искусственно выращенное. Тем более, каждый человек – такой, какой он есть. «Ломать» себя и делать это быстро – не лучшее решение. Если есть желание измениться – просто начните работать над собой и своей жизнью.

Также найдите общество пацифистов и попытайтесь вступить в него, став его полноправной частью. Если вы до конца не уверены в своей идеологии, тогда не делайте этого.

Стать пацифистов — отказаться от любого насилия в своей жизни.

Германская проблема

Несмотря на все усилия, стабилизация, возникшая в 20 годы, имела весьма неустойчивый характер. Принятые меры не могли утихомирить глубинные противоречия, которые успешно стали скрываться под вуалью эры пацифизма.

Камнем преткновения для ведущих мировых держав стало отношение к германскому вопросу. США и Англия с самого начала выступали за «неслабую Германию» в качестве противовеса Франции и Советской России. Они вели активную политику финансирования и поддержки германской экономики, шли на уступки в некоторых пожеланиях.

Франция же настаивала на соблюдении Версальского договора и выступала против всяческих послаблений германским реваншистам. Она понимала, что укрепление Германии на международной арене создает угрозу безопасности и потерю значимых позиций Франции в Европе. Но под давлением англосаксонских государств вынуждена была поумерить свой пыл и укреплять тылы с союзными государствами, подписывая договоры о сотрудничестве.

Таким образом, германский вопрос затрагивал интересы ведущих государств и создавал определенное напряжение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: