Маргинализированные слои общества
Анализ феномена маргинальности в условиях отсутствия единой шкалы ценностей, массовой десоциализации и кризиса идентичности требует от исследователей адекватной оценки реального состояния современного российского общества. В этом контексте понятие маргинальности приобретает качественно новое содержание и нуждается в уточнении. Полисемантика этого слова дает ему двойное толкование — оно может означать как пограничное состояние (маргинальность — переходность), так и периферийную позицию (маргинальность — периферийность) социального субъекта. Маргинализм обычно рассматривается как негативное явление, характеризующее периферийное положение маргиналов, хотя его деструктивный тип не является определяющим для явления в целом, а представляет собой лишь одну из форм его проявления в мире, наряду с конструктивной
Поэтому важно не только осознать факт присутствия маргиналов в социальной структуре общества, но и принять во внимание различия внутри самих маргиналов
Несмотря на возросший в последнее время интерес различных социальных наук к изучаемому феномену, следует отметить, что маргинальность как проблема социальной философии разработана недостаточно. Не раскрыты его объективные основы, слабо изучены формы его проявления в условиях современных трансформационных процессов, происходящих в обществе. Более того, не изучены положительные стороны этого явления как одного из возможных факторов, влияющих на установление гражданского согласия. Необходимость изучения этих вопросов определяет интерес к указанной проблеме.
Маржинализм занимает промежуточное положение, так как находится на пересечении различных гуманитарных дисциплин, поэтому часто изучается фрагментарно, что приводит к его недооценке как специфического явления. Социально-философский аспект изучения маргинальности позволяет рассмотреть ее объективные основы как следствие эксцентричной природы человека; раскрытие природы этого явления позволяет выявить истинную роль и место маргинальности в обществе
В социологии термин «маргинальный» относится к индивидам и группам, которые находятся на краю, на «обочине» или просто вне основных структурных подразделений или преобладающих социокультурных норм и традиций, характерных для данного общества. Маргинализированные люди — это те, кто утратил свои социальные связи.
Этот термин появился в американской социологии в 1920-х годах для описания положения иммигрантов, которые не смогли адаптироваться к новым социальным условиям. С тех пор концепция «маргинальных групп» («маргинальных страт») нашла свое применение не только в социологии.
Маргинальность как явление — неизбежный спутник социальной мобильности, как вертикальной, так и горизонтальной. При таких переходах потеря принадлежности к старой страте может значительно перевесить процесс вхождения в новую страту.
Мигрант из сельской местности в город может служить примером для подражания для маргинализированных слоев населения. Теперь, когда он постоянно живет в городе, ему трудно приспособиться к новому ритму жизни, новым порядкам и правилам, стереотипам поведения. Он уже не деревенский житель, поскольку живет в городе, но он также еще и не городской житель, поскольку еще не адаптировался к городской культуре, его действия постоянно отражают ранее усвоенные нормы образа жизни.
Таким образом, процесс утраты объективного членства в определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в новую страту называется маргинализацией.
Урбанизация, массовая миграция, размывание многовековых культурных границ и влияние СМИ на население привели к тому, что маргинальный статус стал нормой существования для миллионов людей в современном мире.
Типы маргиналов
Как правило, статус «маргинал» временный. Человек адаптируется к новым условиям жизни, находит работу, «обрастает» связями и «вливается» в общество, перестает быть маргиналом.
Промежуточное положение в общественной структуре затягивается у вынужденных маргиналов или тех, кто осознано выбрал этот статус. К вынужденным маргиналам относятся беженцы, а к «осознанным» — экстремисты, сектанты, дауншифтеры.
В социологии выделяют следующие типы маргиналов:
- политические,
- религиозные,
- этнические,
- экономические,
- социальные,
- биологические.
Политические маргиналы
К появлению маргиналов этого типа приводят политические кризисы, снижение гражданского сознания, недоверие к действующей власти. Маргиналы осознано противопоставляют себя обществу и его политическому строю. Например, люди психологически «зависшие» в эпохе СССР.
Религиозные маргиналы
Общество можно разделить на тех, кто исповедует принятые в нем религии или вообще не верящих в бога. Лица утверждающие, что не являются представителями ни одной конфессии, но при этом верящие в высшую силу, становятся религиозными маргиналами. Именно они основывают секты и экстремистские религиозные группировки. Маргиналом такого типа можно назвать и человека, исповедующего, например, христианство в мусульманской стране или наоборот. Религиозные меньшинства для общества в целом будут маргиналами (христиане в Косово).
Этнические маргиналы
К маргиналам этого типа можно отнести мигрантов, беженцев, которым пришлось оставить привычную среду. Межкультурные, религиозные различия могут стать непреодолимыми препятствиями для этнически маргиналов.
К этому типу можно отнести детей, родившихся от представителей разных национальностей. Это будет справедливо в случае, когда ребенок не относит себя ни к нации отца, ни к нации матери и поэтому не принимается в ни одной из них.
Экономические маргиналы
Потеря работы, невозможность или нежелание найти новую, утрата собственности или привычных источников дохода приводят к экономической маргинальности. В особо тяжелых случаях люди, оказавшиеся в таком положении, озлобляются, и намерено избегают привычного круга общения, кто-то принципиально начинает жить за счет других или государственных пособий. Потеря работы или собственности может привести человека на социальное «дно», его люмпенизации.
Примером появления большого числа экономических маргиналов в нашей стране могут служить 90-е годы 20 века. Закрытие предприятий, научных учреждений и общее снижение заработной платы привили к большому количеству людей оставшихся без привычной работы, и немеющих возможность найти новую.
Сейчас к экономическим маргиналам можно отнести и мультимиллионеров, так как их финансовый статус и возможности отделяют их от большей части общества
Социальные маргиналы
Появлению маргиналов этого типа способствуют социальные потрясения (катастрофы) в обществе, когда рушится привычная структура. Примером, может служить революция 1917 года, когда огромное количество людей вынуждено было бежать из страны.
Еще одной причиной того, что человек стал маргиналом этого типа, может назвать стремление улучшить свой социальный статус (найти более высоко оплачиваемую работу, выгодно жениться/выйти замуж). Это справедливо в случае если попытки окажутся неудачными. Индивид потерял старые социальные связи, а новые так и не установил или тоже утратил.
Биологические маргиналы
В идеальном обществе отношение к человеку не должно основываться на состоянии его здоровья и внешности. К сожалению, инвалидность, врожденные уродства, старость или такие болезни как ВИЧ или заболевания аутичного спектра у детей, синдром Дауна делают человека «изгоем» биологическим маргиналом.
Маргинал
Маргинал – это человек, исключенный из различного рода институтов общества.
Маргинальность причисляется к тем понятиям, какие при своей сложности одновременно у всех вокруг на слуху, но имеет трактовки очень неоднозначные, даже спекулятивного характера, часто с негативным окрасом.
К такой категории людей часто относят и люмпенов – деклассированных элементов от общества. Что значит маргинал? Слово очень модное, ассоциирующееся с такими, как внесистемность, немейнстримность, нахождение за пределами взглядов господствующей группы.
Понятие маргинал раскрывается через свой латинский корень margo – край. Маргинал это человек, которого отнести к определенной социальной группе нельзя, он как бы зависает на грани отличных между собой групп, а посему ощущает их противонаправленное влияние.
Значение слова маргинал
Что значит маргинал? Маргинал это человек, который недостаточно участвует или полностью выключен из деятельности институтов общества: экономических, культурных, политических.
Социальными науками полагается, что маргиналы – в некоем роде избыточный материал социума, нуждающийся в строгом контроле, мониторинге, требующий проработки. Это есть негативное явление социума, свидетельствующее о неполадках, болезнях внутри общества.
Можно определить некую норму социального участия в жизнедеятельности общества и его групп, а недостаток участия есть отклонение от данной нормы.
Кто такой маргинал? Это человек, который, будучи помещенным за границу группы, воспринимается ее членами как чужак.
Он одновременно объединяет в себе удаленность и близость с группой – он есть в ней физически, но, однако не включен в нее как ее член, не разделяет ее биографию, а является пришельцем, остановившимся словно гость в ней.
Однако присутствие такого чужака дает группе шанс определить то, чем она сама не является, осознать свои границы. Также он разграничен с группой и может обладать объективностью в суждениях относительно нее, ведь он свободен и может ее покинуть.
Классическое понятие маргинал подразумевает не столько выключенность из группы, сколько нахождение на границе посреди двух групп.
Как следствие маргинал несет в своей личности культурный конфликт, который не является сугубо психологическим, это не когнитивный диссонанс, не чувство обделенности и психологических неудобств в связи с невключенностью в группу. Это скорее практикуемая маргинальность.
Этот конфликт осознается маргиналом в себе как причастность к нескольким несовместимым группам и невозможность идентифицировать себя полностью с одной из них.
Примеры маргиналов
Интересно, что некоторые психологи, философы, социологи считают маргинальный тип личности наиболее цивилизованным, развитым типом, продвинутым, мобильным и подвижным, открытым к изменениям и всему новому.
Какие известные личности хорошо иллюстрируют маргинальность? Пожалуй, самый яркий пример – это Иисус Христос, Богочеловек в христианской традиции.
Будучи уже даже рожденным в маргинальной среде – в хлеву, и дальше всей своей жизнью он не только не укрепляется в какой-то социальной группе, а напротив, разрушает многие нормы того общества: в юности учит в храме, в молодости разгоняет в нем менял, зарабатывает малооплачиваемым трудом, берет в ученики рыбаков, общается с блудницами, и даже умирает среди разбойников. И, однако, становится одной из влиятельнейших личностей не только лишь в христианской, но даже в светской среде, заложив в нее основы этики, высокие моральные стандарты.
Еще один интересный пример – великий русский писатель Лев Толстой.
И не один только Толстой – все действительно великие писатели, поэты, драматурги, ставшие сегодня классикой, в свое время совершили уход из той или иной социальной группы, ощущали в себе эту культурную как минимум двойственность, которая и толкала их на написание любимых сегодня нами произведений.
В наши дни маргинальность получает новый виток в связи с распространением интернета, помогающего преодолевать любые границы. Все большее количество людей работают фрилансерами, сохраняя одиночество, нежелание интенсивных социальных контактов, отрицание общественно принятых норм жизни.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
История возникновения термина
@proslo.ru
Что касается истории возникновения термина «маргинал», то он происходит от латинского слова «margo», что означает «край» или «грань». Таким образом, маргинал – это личность, находящаяся на краю или за гранью. Термин стал популярен в 20- годы прошлого века в США. Так называли тех, кто приехал в Штаты, в погоне за своей мечтой, но так и не смог приспособиться к новому укладу, выпал из общества. Позже этот термин приобрёл более широкое значение.
Несмотря на то что в современном мире слово «маргинал» и однокоренные слова имеют явно негативную окраску, нельзя однозначно сказать, что все они обладают только скверными свойствами. Да, у маргиналов есть сложности с поддержанием собственного комфорта и даже с удовлетворением базовых потребностей. Из-за укоренившейся привычки действовать вне закона они могут стать опасными для других членов общества.
Но в то же время, из-за своей нестандартности они порой могут мыслить не так, как «стадо». Бывало, что маргиналами делались художники, философы, учёные и иные творческие люди. Поэтому даже маргиналы могут привнести что-то ценное и полезное в общество, которое их отвергает.
Иногда маргиналы придумывают новые виды бизнеса, до которых, по причине своего стандартного мышления, не могут додуматься «правильные» люди.
Обычно маргинальные личности не привязаны крепко к чему-либо. Они – более гибкие. Им проще двигаться к своей цели. Например, перебраться в другую местность или кардинально сменить сферу деятельности. Поэтому, прежде чем обзывать кого-нибудь «маргиналом», следует более глубоко разобраться, что из себя представляет именно этот конкретный человек.
Что представляют собой маргиналы?
Маргинал — понятие, обозначающее человека, находящегося вне любых институтов общества. Впервые было употреблено в 20-е годы прошлого века американским социологом Робертом Парком в отношении людей, занимающих пограничное положение между группами социума с целью определения тех иммигрантов, которые не сумели адаптироваться в новых социальных условиях. Психика таких людей подвергалась определенным изменениям, в результате чего они составляли отдельную маргинальную группу. Данное образование жило по своим правилам, нормам и законам, отвергая ценности общества, в рамках которого оно существовало и игнорируя его традиции.
Маргиналы и современность
Сегодня слова «маргинал», «маргинальный элемент» достаточно популярны. Часто их ошибочно употребляют как синоним к слову «люмпмен», обозначающим деклассированного элемента, утратившего связь с обществом и не обладающим высокой нравственностью и моралью.
Часто маргиналов порождают различные социальные катаклизмы — войны, перевороты, революции. В это время происходит разрушение устоявшихся ранее общественных групп и люди не могут отнести себя к каким-либо ново созданным формированиям.
https://youtube.com/watch?v=rNTjLy3YQgo
Человек — часть общества и так или иначе участвует в его экономической, политической и культурной жизни. Однако находятся те, кто старается свести свое участие в этих сферах к минимуму, а в идеале вообще «выпасть из обоймы». У некоторых подобная ситуация складывается независимо от их воли. Но это не означает, что маргиналы обязательно опустятся на самое дно. Очень часто люди, вышедшие за границу всех социальных групп, стремятся вновь вернуть утраченное положение. Это вызывает очередные социальные катаклизмы или приводит к возникновению новых групп в обществе, конкурирующих с уже существующими.
Еще одна грань значения столь многогранного понятия — нахождение на границе между различными группами. Человек не может идентифицировать себя с какой-либо конкретной группой. Он одновременно состоит в нескольких несовместимых между собой группах, но полностью себя ни с одной из них не ассоциирует.
Многих художников, писателей и просто творческих людей можно обозначить как маргиналов. Например, Л. Н. Толстой, будучи графом, жил в деревне и не стремился участвовать в светской дворянской жизни, что немало удивляло его современников.
Социологи также заметили, что маргинализация на рабочем месте происходит из-за того, что работники недостаточно загружены. В результате они бесцельно тратят время, скучают, не имеют возможности проявить себя и свои лучшие качества. В итоге это приводит к депрессии. Маргинализации на рабочем месте при недостаточном объеме работы даже предоставили отдельный термин — «моральное преследование».
Основные типы маргиналов
Изучая причины, сделавшие из человека маргинала, исследователи выделили четыре типа маргиналов:
- этнические. Наиболее яркий пример — беженцы из стран, где происходят вооруженные конфликты. Спасаясь из неблагополучной среды, такие люди не всегда могут найти свое место в новом, более благополучном обществе, из-за чего поневоле становятся маргиналами. Также к данной группе можно отнести и людей, приехавших в поисках новой жизни в более богатую страну. Этнические маргиналы наиболее трудно адаптируемые;
- экономические. Основная причина появления — потеря источника дохода, сбережений или собственности. Закрываются заводы, обесцениваются вследствие инфляции вклады, мошенники лишают квартиры или дома — все эти ситуации способны превратить человека в экономического маргинала. Подобные риски существуют преимущественно во время политического или экономического кризиса;
- социальные. Пытаясь подняться выше в так называемом «социальном лифте», человек вдруг застревает между «этажами», а то и вовсе может опуститься на самый низ, не достигнув желаемого и разочаровавшись во всем;
- политические. Являются порождением политических кризисов, когда человек теряет доверие к определенной политической силе. Меняющиеся режимы, общественные нормы или государственность — все это благодатная почва для роста числа политических маргиналов. Так, в странах постсоветского пространства много кто не может психологически расстаться с СССР, хотя и живет уже в новом независимом государстве.
С развитием современных технологий понятие «маргинал» получило новую трактовку. Сегодня все больше людей не имеют желания поддерживать интенсивные социальные контакты, предпочитая одиночество и работу фрилансером.
Какая разница между ними и люмпенами?
Люмпены и маргиналы – это синонимы, или совсем разные между собой понятия? Первое слово ввёл Карл Маркс для обозначения отдельного социального слоя общества (тех, кто ходит в лохмотьях). К ним относились нищие, бродяги, люди с асоциальным поведением и те, которые нарушали закон.
Это члены общества, которые не имеют никаких ценностей материальных, у которых своя мораль и они не признают социальные нормы. По сути, это каста. Как правило, не имеют никакой собственности. Зарабатывают либо случайными подработками, либо попрошайничеством, либо грабят.
По мне, так люмпены это частный и весьма радикальный пример маргинализации. Он не показателен, ибо отражает только одну ипостась (финансовую).
Маргинальные слои общества вовсе не обязательно будут носить обноски и просить милостыню. Они вполне могут зарабатывать себе на жизнь. Просто они «откалываются от коллектива» и ведут «свою игру» (в социальной области, в политической, религиозной и так далее).
Как стать маргиналом?
Вести маргинальный образ жизни – это не означает, что нужно быть отбросом общества. Стать маргиналом может каждый, если порвет связи с родными, друзьями, коллегами и т.д.
Это может произойти как по желанию самого человека, так и против его желания – так в годы репрессий маргиналами мгновенно становились те, что посмел рискнуть своей свободой и высказаться против власти.
Социолог Роберт Парк назвал черты характера и личности, часто присущие маргиналам:
- беспокойность;
- агрессивность;
- обидчивость;
- честолюбие;
- эгоизм;
- категоричность в суждениях;
- амбициозность;
- негативизм;
- тревожность;
- фобии.
Маргинальность и преступность
Маргинальная личность криминального типа может отказываться жить по законам общества и совершать преступления. Этапроблема маргинальности в современном обществе возрастает в сложные для страны периоды – во время кризисов, революций, войн и т.д. Преступные личности-маргиналы – кто это:
- проститутки;
- нищие;
- беспризорники;
- бомжи;
- тунеядцы;
- алкоголики и наркоманы;
- только что вышедшие на свободу заключенные.
Известные маргиналы
Таких людей в истории человечества очень много, мы предлагаем остановиться на некоторых, самых ярких представителях маргиналов.
- Одним из самых известных маргиналов считают Иисуса Христа – он не вписывался в свое общество и способствовал разрушению его норм (учил, выгонял торговцев из храма, общался с отвергнутыми обществом элементами и так далее).
- Еще один известный пример – Лев Толстой, который предпочитал жизнь в деревне и по-своему толковал многие христианские понятия, за что церковные служители относились к нему отрицательно.
- Известная маргинальная элита – сосланные декабристы, а жены некоторых из них стали маргиналами по собственной воле, последовав за супругами.
Книги про маргиналов
Один из примеров литературы о маргиналах – это роман Федора Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого – Родион Раскольников – относится к категории асоциальные маргиналы. К маргиналам можно отнести и:
- Остапа Бендера из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»;
- Льва Мышкина из «Идиота» Достоевского;
- Тайлера Дердена из «Бойцовского клуба» Чака Паланика;
- Роберта Росса из романа «Тени в раю» Эриха Марии Ремарка.
Фильмы про маргиналов
Фильмы с героями-маргиналами снимают часто – это картины про преступников, одиночек, непонятых и часто гениальных людей. Чтобы лучше познакомиться с такими личностями, можно посмотреть маргинальное кино:
- «Прирожденные убийцы»;
- сериал «Доктор Хаус»;
- «Портрет Дориана Грея»;
- «Самурай»;
- «Таксист»;
- «Три цвета: Синий»;
- «Покидая Лас-Вегас»;
- «Бойцовский клуб»;
- «Изгой»;
- «Машинист»;
- «Она»;
- «В диких условиях».
Как довести женщину до оргазма – ответ на этот вопрос должен знать каждый мужчина, желающий подарить партнерше наслаждение. Существует множество эффективных техник и способов, чтобы доставить избраннице удовольствие. | Многие парни задумываются над тем, как найти девушку. Чтобы без проблем знакомиться с ней, опытные пикаперы советую учитывать множество факторов. Следуя их инструкциям и ежедневной практике, мужчины смогут с легкостью добиться успеха. |
Многие не знаю, кто такой амбиверт и какими характеристиками он обладает. У этого типа личности есть свои особенные черты, а еще преимущества и недостатки. Интересно узнать, как проявляет он себя в общении, и в каких сферах лучше развиваться таким людям. | Интроверсия – это психологический тип личности, обладающий определенными качествами, чертами характера. Интроверты имеют свои преимущества и недостатки, о которых стоит знать. Интересным является и тема возможного перехода в экстраверта. |
Типы маргиналов
При позитивном развитии событий период маргинальности у человека длится не слишком долго – адаптировавшись, трудоустроившись, влившись в общество, он теряет статус маргинала. Исключение составляют люди, ставшие маргиналами вынуждено (беженцы) или те, кто сознательно избрал такой образ жизни (бродяги, радикалы, экстремисты, революционеры). Социологи так разделяют основные виды маргиналов: политические, этические, религиозные, социальные, экономические, биологические.
Политические маргиналы
Чтобы понять кто такой политический маргинал, значение этого термина, можно вспомнить период прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе, сопровождающийся кровавыми репрессиями. «Остров свободы» стал невыносимым для жизни порядка 2 млн человек, которые сбежали в другие страны, став, по сути, политическими маргиналами – людьми, которых не устраивает существующий политический режим, его законы.
Этнические маргиналы
К людям, на которых распространяется этническая маргинальность, обычно относят индивидов, рожденных от представителей разных национальностей. Не любой межнациональный брак порождает маргиналов, это происходит лишь тогда, если ребенок не соотносит себя ни с одной национальностью родителей – его в таком случае нигде и не принимают. Еще один ответ на вопрос кто такие этнические маргиналы – это национальные меньшинства, представители крайне малочисленных народностей, живущие среди других национальностей.
Религиозные маргиналы
Основная масса людей в обществе или придерживается определенной конфессии, или вообще не верит в бога. Религиозными маргиналами называют индивидов, которые верят в существование высшей силы, но не могут назвать себя представителями ни одной существующей религии. Среди таких индивидов (пророков) можно встретить тех, кто собрал единомышленников и создал собственную церковь.
Социальные маргиналы
Такое явление как социальная маргинальность развивается в обществе, переживающем катаклизмы: перевороты, революции и т.д. Целые группы людей в меняющимся социуме теряют свое место и не могут найти его в новой системе. Такие социальные маргиналы зачастую становятся мигрантами, как пример можно вспомнить представителей дворянского сословия, уехавших из России после революции 1917 года.
Маргинал экономический
Ответ на вопрос, кто такой экономический маргинал, в основном сводится к безработице и сопутствующей этому явлению бедности. Экономические маргиналы вынуждено или намеренно теряют возможность зарабатывать и живут за чужой счет – получая помощь окружающих, пособия от государства, подаяние и т.д. В современном обществе к экономическим маргиналам причисляют и свехбогатых людей, которые также оторваны от общества.
Биомаргиналы
Идеальная общественная организация подразумевает заботу о тех, кто оказался в сложной ситуации из-за проблем со здоровьем, поэтому вопроса кто такой маргинал биологический не должно и возникать. На деле те, кто не имеет ценности для общества из-за нездоровья, оказываются полностью незащищенными. К биомаргиналам относят инвалидов, хронически больных, стариков, ВИЧ-инфицированных, детей с синдромом Дауна и т.д.
Как маргиналы влияют на общество
Как и любое другое явление, маргинализация способна как отрицательно, так и положительно влиять на общество. Часто маргиналы расшатывают существующую социальную структуру, что негативно сказывается на стабильности государства. Вместе с тем такие люди вносят в культуру массу нового, делаю ее более разнообразной и насыщенной, что способствует всеобщему обновлению и развитию.
Маргинализация может быть как положительной, так и отрицательной
Маргинализация
Положительные примеры
Физик — менеджер
Кандидат наук, окончивший курсы по цветоводству
Отрицательные примеры
Кандидат наук чистит снег
Физик торгует колготками
Маргиналия вырывает людей из устойчиво сформированных групп, сильно усложняя реализацию эффективно контроля, однако при этом высвобождает из парализующего воздействия истинных новаторов и творцов.
Феномен маргинальности достаточно многоплановый и неоднозначный по своему влиянию на социум. Одни и те же проявления, в зависимости от конкретных ситуаций и масштабов, могут трактоваться с диаметральной противоположностью.
Что из себя представляет маргинальность по Роберту Парку?
Ранее это слово носило резко отрицательный оттенок в обществе. Роберт Парк считал таких людьми крайне обидчивыми, агрессивными и сконцентрированными только на себе. Кроме этого к их числу он относил тех, кто совершал преступления, не имел своего жилья, был алкоголиком и наркоманом.
Одним словом, это были люди самых бедных и низших слоев общества. Важной особенностью маргиналов было отрицание всех норм и правил в обществе. Они не имели никаких обязательств, нарушали правила взаимодействия между людьми
Парк говорил, что такие люди нередко бывают одиноки, не хотят заводить друзей и семью.
«Непонятные понятия»
Сложнее всего обстоит дело со словами, которые не используются ежедневно в речи большого числа журналистов. К таким относятся, например, «оферта» или «маргинал». Значение слова порой бывает трудно угадать по его звучанию. А если слово это иностранное, то задача становится практически невыполнимой. Приходится обращаться к толковым словарям, чтобы установить происхождение непривычного для уха термина.
Кто же такой маргинал? Значение слова особенно трудно установить по нескольким причинам. Во-первых, не все толковые словари дают полное количество значений. Во-вторых, сам смысл этого слова претерпел несколько кардинальных изменений, что сделало его довольно размытым и нечётким. Лишь проследив всю историю, можно разобраться в этом вопросе.
Прежде всего, маргинал – это не математическое понятие, не растение и не предмет гардероба. Это человек. А вот какой человек, что его отличает от всех остальных и за что он получил отдельный статус – все эти вопросы являются предметом подробного разговора.
Процесс включения в общество
Человек и социальная среда неразрывно связаны друг с другом. Они оказывают активное влияние друг на друга. И чтобы индивиду нормально жить в социуме, ему нужно включиться и социализироваться.
Адаптация бывает биологической, психологической, социальной. Первая происходит при смене условий обитания, психологическая — при удовлетворении потребностей маргинала и возможность реализации собственных целей. Суть социального включения — во взаимодействии отдельной личности с новым окружением и принятием новых норм и ценностей.
Адаптация всегда осуществляется в четыре этапа:
- Первый этап происходит, когда личность оказывается в новой и, в некотором роде, чужой социальный среде, изучает, как нужно вести себя, но придерживается старого комплекса ценностей.
- Этап терпения — следующая ступень, подразумевает взаимную спокойную реакцию на стандарты поведения и ценности нового окружения.
- Аккомодация. Ее суть в принятии и наращении основных ценностей новой системы, в которой оказался индивид.
- Ассимиляция, то есть полное слияние с другой системой ценностей.
Происхождение термина
Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».
Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.
Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».
Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.
В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940—1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А
Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.