Дети пытались понять текст только умом, но важны эмоции
— Выпускник из Самары, который создал первый паблик с мемами про лопаты, удивлялся: «Неужели моё сочинение будет состоять из описания лопаты?» Чего он и другие подростки так и не увидели в тексте, а должны были?
Из соцсетей
— Есть такое понятие — грамотный читатель. Какого человека можно назвать грамотным читателем? Того, кто способен до конца понять текст и умеет вычерпывать из него все уровни информации. А очень многие дети думают, что в тексте написано только то, что написано. А это всего лишь фактуальная информация.
Но существует и другой пласт. Так называемая подтекстовая информация. То, о чём в явном виде не сказано, но читатель догадывается, опираясь на свой опыт, на контекст. Есть и третий уровень — концептуальная информация. Это основные смыслы текста, авторская позиция, идея. Автор же не говорит в произведении прямо: «Хочу сказать, что…» Это читатель вычитывает смыслы из текста, и в этом диалоге с автором суть чтения художественной литературы.
— Получается, концептуальную информацию выпускники и не уловили? Вот как они описывают проблему, которую им надо было обозначить: «Война сплачивает людей», «Влияние обычных рабочих на Великую Победу».
— Я тоже прочитала эту интерпретацию о войне, которая сплачивает людей. Но в тексте Драгунского очень много смыслов, не только этот. Как у Ю. Левитанского: «Я не участвую в войне, война участвует во мне». Это то, что в человеке оставляет след на всю жизнь, когда он делает выбор. Он не идёт на фронт и мог бы сидеть дома, но отправляется вместе с другими копать противотанковые рвы, хочет внести свой вклад в общую победу, и лопата — его оружие.
Вообще это текст про любовь к Родине, он про патриотизм. Лопаты, которые качают родную землю на своих ладонях, — это про любовь, это внутреннее состояние человека, который не может иначе, он должен защитить свою Родину.
А эмоционально неразвитые дети не поняли не только смысла, но и чувств рассказчика. У них бедное воображение, и они не смогли представить себе вот это огромное пространство и людей, мерно копающих землю, чтобы танки не прошли. Льёт дождь, глинистая тяжёлая почва, изнурительный труд. Дети пытались понять текст только умом, но при чтении художественного текста очень важны эмоции.
— А откуда такое непонимание идёт?
— Я думаю об этом очень много, давно занимаюсь проблемами чтения
До сих пор, когда с детьми читают тексты, то прежде всего и учителя, и родители спрашивают: «А что ты понял? Что хотел сказать автор? Чему учит эта книга?» Но важно, чтобы ребёнок умел ещё и чувствовать, и представлять то, о чём читает. С детьми просто не всегда правильно читают
Допустим, учитель сначала прочёл текст выразительно вслух, а потом задаёт вопросы. Откуда они берутся? Почему именно на эти вопросы ребёнок должен отвечать? У него-то эти вопросы не возникли…
А есть другие способы обучения чтению, например, технология продуктивного чтения. Я один из авторов этой технологии, которая опирается на психологические механизмы речи. Ребёнку нужно дать некие приёмы, показать, что он должен делать и как действовать, чтобы текст понять. И с ним так надо читать. Чтобы он эмоционально проживал, умел представить картину и понимал всё, о чём говорится.
— Можете привести пример такого чтения?
— Вот читаем в начальной школе стихотворение: «Шум большой в лесу стоит, не медведь ли к нам спешит?» В тексте есть вопрос: а правда, кто это в лесу шумит? Что происходит? «Это я, бормочет ёж». Мы удивляемся: разве ёжик может так шуметь, ведь «шум большой»? В процессе чтения читатель задаёт автору вопросы, предполагает ответы, а потом находит эти ответы в тексте. «Нынче тихо не пройдёшь». И опять вопрос: когда это — «нынче»? И где тихо не пройдёшь? «И под лапками мышат листья палые шуршат». А! Так это осень. Мы представляем себе осенний лес, когда каждый шаг — это шум опавшей листвы.
Потому что это твой постоянный диалог с автором, человеком глубоким, интересным, и в процессе такого чтения ты открываешь что-то в мире и самом себе. Чтение хороших книг помогает прежде всего в самом себе разобраться.
Детство, юность и карьера Хабиба Нурмагомедова
По национальности Хабиб – коренной аварец. Многие его родственники всю жизнь занимаются борьбой. В 90-х отец Хабиба, Абдулманап, был чемпионом Украины. По материнской стороне также есть известные в мире спорта родственники.
Хабиб начал тренироваться, когда ему было всего пять лет. С ним на подготовках к соревнованиям всегда был брат Абубакар, который, когда вырос, так же стал профессиональным чемпионом. Когда Хабибу было 12 лет, семейство решило отправиться жить в Махачкалу, где папа продолжал тренировать детей. Всего за пару лет будущий чемпион приобрел навыки в дзюдо, самбо и остальных видах спорта.
На большой ринг парень впервые вышел в 20 лет. На протяжении последующих лет он 15 раз становился победителем России, Европы и мира. Спустя время известная организация UFC пригласила Хабиба в свои ряды, где он и приобрел мировую известность.
Нурмагомедов никогда не распространяется о своих доходах. Известно, что каждый бой рассчитывается в индивидуальном порядке, а гонорары Хабиба увеличиваются. Также, он зарабатывает на продаже прав на показ боев. По некоторым подсветам, состояние спортсмена оценивается от 50 до 100 тыс. долларов.
Поему Хабиб Нурмагомедов стал самым обсуждаемым человеком на планете
После того, как бой был завершен, Хабиб тут же заявил, что его карьера подошла к концу. Известно, что за все время он получил 29 побед в 29 боях в смешанных единоборствах. Он поблагодарил своихфанатов, которые всегда его поддерживали, отметив, что в 2012 году, когда он только начинал строить профессиональную карьеру, в него практически никто не верил.
Хабиб напомнил, что он просто парень из села. Однако сейчас поисковая система гугл говорит, что он самый обсуждаемый человек на планете, даже верится с трудом. Он просто хотел быть спортсменом и чемпионом, шел к победе вместе со своим отцом, а сейчас он хочет больше времени проводить с матерью.
Хабиб является известным бойцом в смешанных стилях. За его спиной очень много побед в больших сражениях. Хабиб стал первым выходцем из России, который получил титул мирового чемпиона по смешанным единоборствам UFС.
Спортсмен Хабиб Нурмагомедов: личная жизнь
Есть информация, что в семействе Нурмагомедова есть двое детей. В скором времени после того, как пара начала жить вместе, появилась дочка. В 2017 году у бойца появился еще и сын. Мальчика тренирует отец Хабиба.
На соревнования он никогда не берет с собой возлюбленную. В сентябре предыдущего года стало ясно, что супруга спортсмена ждет третьего ребенка, а уже в декабре появилась информация о рождении еще одного наследника.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Хабиб объяснил почему закончил карьеру и больше не выйдет в октагон
Хабиб очень уважительно относится к своей вере. Спортсмен всегда придерживается обычаев и традиций мусульманства, не употребляет алкогольные напитки, не курит и не бывает в развлекательных заведениях
Вместе с братом они даже побывали в Мекке, самом важном городе для мусульман
Дети получили низкие баллы и хотят свалить всё на текст
— Слово «лопата» стало символом ЕГЭ-2019. Директору школы в Ставрополье уже подарили на выпускном лопату, дети сочиняют песни про лопаты, в центрах фотопечати можно заказать футболки с лопатой, а мемов просто тысячи. Какое у вас ощущение от этой истории?
Екатерина Бунеева
— Ну конечно, сейчас монетизируют всё, что можно
А в этой истории с текстом есть что-то безнравственное, на мой взгляд, потому что никому не важно, что там имел в виду прекрасный писатель Виктор Драгунский, и Великая Отечественная война уже никого не интересует. А этот текст о войне! Там такие эмоции и такие важные вещи звучат! Но об этом почему-то не говорят
Никакого уважения к собственной истории, литературе, русской культуре. Выпускники увидели в этом лишь элемент самопиара, а взрослые — возможность монетизации. Это безнравственно.
— Выпускники пишут, что кому-то попался отрывок попроще, «про природу», а кому-то «про лопаты». И это несправедливо. Когда пришли результаты экзамена, у многих баллы оказались ниже именно из-за «лопат», как они считают. Что вы думаете по этому поводу?
— А, то есть они, бедные, оказались в неравных условиях. Вообще-то экзамен всегда экзамен. Одному попался один билет, другому другой. Дети, которым попался именно этот текст, не смогли его грамотно прочитать, понять и свою мысль выразить. А когда человек не смог, он ищет причину не в себе, а в тексте.
Недавно в соцсетях девочка по поводу другого текста написала, мол, что за тексты дурацкие вы даёте, лучше дали бы близкие нам, про суицид или что-то такое. Было бурное обсуждение. А текст был замечательный, Паустовского. Она просто не смогла написать рассуждение, потому что не поняла текста, и причину этого не искала в себе. Это нормальная защитная реакция. Дети получили низкие баллы и теперь хотят свалить всё на текст.
— Тогда, может, давать современным детям более понятные тексты?
— Боюсь, и с понятным текстом не все справятся. Год назад на ЕГЭ дети и родители не поняли текст Дмитрия Быкова про «Горе от ума». Такое ощущение, что какой текст ни возьми, он никому не понятен. Потому что читать надо, ребята, думать. А вы хотите раз, два, и все тексты плохие, и учителя плохие, школа плохая, бедный ребёнок, баллы низкие, все виноваты.
— А может, мир изменился, и нам уже не надо понимать сложное?
— Куда же проще? Я после института 12 лет работала в школе учителем русского языка и литературы. И у нас каждый год дети писали сочинения. Это даже сравнить нельзя с тем, что требуется сейчас. Сейчас школьник должен написать четыре абзаца, сформулировать проблему из уже готового текста, привести аргументы и сделать вывод. Это элементарные действия. А мои ученики писали длинные сочинения на трудные темы. Им никто не давал базовый текст.
Просто мы всё время упрощаем и упрощаем, а детям всё равно всё сложно. Это неправильный и тупиковый путь — всё упрощать.
— В целом грамотно ли сформулированы задания по русскому языку на ЕГЭ, по-вашему? Вы можете оценить выбор текстов, варианты ответов?
— Понимание текста — вещь во многом субъективная. Художественный текст не может быть никогда однозначно понят. Поэтому тут всегда будут расхождения. Но сам факт, что на экзамене проверяют именно умение читать и понимать текст — это правильно. Мы живём в мире информации, если человек не умеет её воспринимать, перерабатывать и использовать, как он вообще будет жить?
Другое дело — как это делается. Нужно учить детей читать и понимать разные тексты, а не натаскивать их к экзаменам, тогда будет результат. 17-летний человек должен априори понять текст, который написан хорошим русским языком. О чём бы там ни шла речь. Он выбирает профессию, жизненный путь, несёт ответственность за самого себя. Некоторые детей в этом возрасте заводят. Как можно не уметь читать и понимать текст?
Соотечественник — это мужчина, который собирается стать отцом
— Ну, по-моему, вы сейчас вполне типичный пример привели. Мне кажется, в начальной школе только так и учат сейчас. Куда всё это девается потом?
— Пока ребёнок маленький — с ним читают одни книжки. А потом начинается та самая школьная программа, где много непонятных и не близких ученику текстов, которые написаны сто или больше лет назад. Если ребёнок научился читать самостоятельно и ему нравится, он будет такие тексты читать. Но если ему читать не захотелось и для него это тяжёлый труд, тогда ребёнку будет всё труднее и труднее, тексты будут его раздражать и утомлять. Как вот эти лопаты.
У многих детей нет читательского опыта, соответственно, фрагментарное мышление, бедный словарный запас, нет привычки обращаться к словарю, задавать вопросы
А очень важно понимать смысл каждого слова, чтобы он мимо не проходил
Все знают стихотворение Лермонтова «Бородино». И там есть описание картины перед Бородинским сражением, ночью: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: кто кивер чистил весь избитый, кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус». Вот слово «кивер». Дети часто думают, что это тоже какое-то оружие. Но это головной убор, металлический, цилиндрической формы, который защищал голову от ударов. И это означает, что солдат, чистящий избитый кивер, много раз побывал в сражениях, рисковал жизнью. За этим стоит огромный пласт смыслов, который часто проходит мимо ребёнка.
Или если ребёнок считает, что соотечественник — это мужчина, который собирается стать отцом, то как тогда он поймёт общий смысл предложения, где это слово встречается?
— Да, как раз хотела спросить про более простые понятия, которые детей ставят в тупик. Потому что «кивер» — это, наверное, не очень показательно.
— Ну вот, соотечественник — это из моего опыта. Конечно, у ребёнка есть определённое чувство языка, раз он связал «отеч» с отцом, просто это чувство недостаточно развито.
Есть очень хорошее упражнение, его предлагает Генриетта Граник и её соавторы: вычитывать смыслы только из одного предложения. Чтобы ребёнок извлекал их все и не добавлял ничего от себя, видел только то, что в предложении есть. Это очень полезное и интересное занятие.
Например, такое предложение. «Он бы, наверное, закричал, заплакал, но совершенно неожиданно мать ему в поход идти разрешила». Какие смыслы есть? Во-первых, есть кто-то «он» и «мать». И если человек спрашивает разрешения, значит, это, скорее всего, ребёнок, ещё маленький. Многие взрослые, которым предлагается такое задание, говорят: мальчик хотел пойти в поход, мама его не пустила, и он заплакал и закричал. А тут-то написано: «Он бы, наверное, закричал и заплакал». Он предполагал, что мама может его не пустить, и готовился кричать, но неожиданно его отпустили. Значит, он обрадовался, а не заплакал. Больше половины людей совершенно иначе это предложение понимают. И если такое возникает на уровне одного предложения, что же мы будем говорить о целом тексте!
Фото: Getty Images
— С каким ещё неправильным или странным пониманием текста вы сталкивались?
— Я встречалась с разной интерпретацией одного и того же текста. Причём даже у взрослых. Я много работаю и с учителями, и с родителями по теме «как научить ребёнка понимать текст». Предлагаю им, например, притчу (из книги Г.Г.Граник и др.). Она о том, как лев заболел и не мог выходить из дома. И он попросил, чтобы животные пришли его навестить. Все пришли по очереди, а потом пошла лиса. Но в дом не зашла, осталась за порогом. И когда лев спросил, почему она не заходит, лиса ответила, что видит много следов, которые ведут только к его дому. И вопрос был задан: какой лев и какая лиса? Люди разных возрастов писали, что лиса хитрая, недружественная, эгоистичная, не хочет помочь больному льву. А на самом деле в тексте есть ключевое слово «только»: «только к твоему дому». И мы понимаем, что все звери к нему заходили, но обратно никто не выходил. И мудрая лиса просто не хочет быть съеденной.
— Да, тут сразу не сообразишь, посидеть, подумать надо.
— Ну, чтение — это же интеллектуальный труд. И огромное удовольствие. Но чтобы оно стало радостью, надо учиться приёмам чтения, пониманию отдельных слов, предложений, уметь вести диалог с автором, видеть скрытые смыслы.
Многие классические тексты надо читать с детьми комментированным чтением, а не отдавать на самостоятельное изучение, потому что они не всё могут из-за разрыва эпох понять. Моя мама прочитала мне в детстве «Горе от ума», ей очень нравился текст, и она хотела, чтобы я правильно его восприняла. Если родители читающие и у них есть приоритеты в чтении, они обязательно захотят какие-то вещи прочитать с ребёнком вместе.