Визуальная психодиагностика

Типы людей интроверт и экстраверт

У каждого человека по–своему проявляются какие–либо личностные особенности, среди которых имеются доминирующие, то есть преобладающие в нем наиболее ярко. Основной формой их выражения служит типология личности, которая в психологии подразделяет каждого из нас на экстраверта или же интроверта, являющимися двумя различными полюсами в человеке. Именно они делают нас не похожими на других. Как правило, между ними имеются значительные различия, которые прослеживаются во многих жизненных ситуациях, а также и в повседневности.

Так, например, каждый тип личности преподносит себя в кругу других людей согласно своим индивидуальным особенностям, также как и выбирает необходимую тактику поведения и условия, в которых чувствует себя наиболее комфортно. Сочетание этих черт делает нас тем, кто мы есть на самом деле, ведут нас по дорожке, которая называется жизнь.

Тип личности экстраверт

Наиболее открытым и жизнерадостным типом личности является экстраверт. Этот человек не любит находиться в одиночестве, долгие размышления, отсутствие собеседников. Экстраверт черпает свою жизненную энергию, находясь среди других людей, и непосредственно взаимодействуя с ними. Чаще всего такие люди становятся душой компании, у них имеется очень много друзей и знакомых. Для них поздороваться на дне несколько раз с людьми, обсудить новости, а также оказаться в центре внимания являются незаменимыми составляющими их жизнедеятельности. Если экстраверт долгое время пребывает в одиночестве, то для него характерны приступы депрессии, потому как общение и сотрудничество напрямую связаны с данным типом личности.

Из экстравертов получаются хорошие руководители, организаторы различных мероприятий, журналисты. Именно они способны устанавливать контакты другими людьми посредством их открытости. Однако отрицательной чертой экстравертов является неспособность хранить секреты длительное время в силу особенностей их типа личности. Также нередко таким людям присущ эгоизм, порой высокомерие, однако в большинстве случаев это веселые жизнерадостные люди, целиком открытые для всего нового, стремящиеся перекрасить серые будни в яркие оттенки. Это солнечные личности, которые дарят свои лучи всем и каждому ежедневно.

Тип личности интроверт

Противоположностью экстраверту является другой тип личности, именуемый интровертом. Эти люди являются вечными мыслителями, любят одиночество, зачастую проводят время в поисках ответов на многие интересующие их вопросы, предпочитают тишину и спокойствие. Для интроверта лучшей рабочей деятельностью будет та, где он сможет без посторонних раздражителей выполнить ее. Чаще всего такие люди становятся учеными, философами, художниками и писателями.

Интроверты не любят веселые вечера в шумных компаниях, предпочитают этому уединение, где они могут заняться деятельностью, которая приходится им по душе. Отрицательными чертами такого типа личности является чрезмерная замкнутость, скрытность, сдержанность эмоций и желание уйти в себя. Однако именно экстраверты зачастую приходят к новым идеям, открывают истины. Эти люди характеризуются глубоким внутренним миром, который они берегут как нечто хрупкое и открывают частицы его лишь избранным.

Таким образом, проанализировав характерные черты интровертов и экстравертов, можно сказать, что это две большие не похожие вселенные, которые тают в себе свои планеты, созданными только ими. И для того, чтобы приоткрыть занавес этих миров, прежде всего, необходимо дышать с ними в один такт, ведь только так мы не нарушим ритм неизведанной до конца галактики человеческого естества.Психолог Ольга К

Статью прочитали 2 598 чел.

Циклоид

Инициативны, общительны, жизнерадостны. Настроение у таких людей постоянно изменчиво вне зависимости от окружающего мира. Им также свойственна раздражительность, непоследовательность в своих действиях и суждениях. Резко относятся к критике, хотя понимают свои недостатки. Из-за постоянных перепадов настроения часто портят отношения с людьми, которые им дороги, но ничего не могут поделать со своей природой, от чего очень страдают.

Перечисленные выше психотипы человека могут быть ярко выраженными и, наоборот, практически незаметными для окружающих

Важно то, что, как бы человек ни работал над собой, у него нет возможности изменить своё психологическое поведение

Описание психотипов даёт возможность выявить свои слабые и сильные стороны, что при системном подходе поможет избежать негативных последствий, связанных с взаимодействием человека и окружающего мира, и органично вписаться в современное общество.

Теория психологических типов личности

На основании способностей мыслить и действовать в соционике всех людей разделили на группы. Типы личности разработали Изабель Майерс и Кэтрин Бриггс.

Их теория, основанная на исследованиях Карла Юнга, расширяет идеи психолога, создает полную структуру видов.

Майерс и Бриггс предложили четыре базовых признака, которые используют при классификации типа личности:

  1. Экстраверсия и интроверсия (управление энергией). Интроверты предпочитают долго быть в одиночестве, сдержанны, вдумчивы. Экстраверты любят оживленную, веселую обстановку, выразительны и откровенны.
  2. Восприятие и интуиция (обработка информации). Сенсорики фокусируются на пяти чувствах, интересуются тем, что видят, слышат, ощущают. Интуитивные люди используют абстрактное мышление, теории, закономерности. Их больше волнует будущее, чем настоящий момент.
  3. Мышление и чувства (принятие решений). Мыслители выбирают головой, опираются на логику, разум. Чувствительные люди решают сердцем, интересуются, как это повлияет на других.
  4. Суждение и восприятие (организация жизни). Те, кто склонен иметь свое мнение, выступают за порядок, планирование, не любят перемен. Воспринимающие люди гибки, спонтанны, готовы в любую минуту передумать, легко приспосабливаются к ситуации.

Как влияет тип восприятия на процесс обучения

Знание особенностей собственной перцептивной системы помогает организовать процесс обучения.

Процесс представления информации для визуалов должен сопровождаться наглядностью. Они обладают хорошими навыками работы с текстом, при желании быстро осваивают методику скоростного чтения. Хорошо запоминают информацию, составляя интеллектуальные карты или графики, работая с демонстрационными моделями, добывая знания в ходе экспериментальной деятельности.

Важно! Посторонние звуки не помешают сосредоточенности визуала. При включенном телевизоре он сможет так же качественно подготовиться к экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине

Основным каналом восприятия учебного материала для ребенка-аудиала является слух. Для него комфортны лекции. Новый материал прекрасно усваивает, участвуя в дискуссиях, беседах.

Для кинестетиков процесс обучения должен предполагать возможность движений и практических действий. Наиболее подходящими формами организации учебного процесса для него являются практические и лабораторные работы.

Важно! У этих людей неустойчивое внимание. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую

Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им подходит компьютеризированное обучение. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую основу, а новая информация наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира.

Значение психотипа в жизни человека

Психологический тип является врожденной характеристикой. Он не меняется в течение жизни, может лишь слегка корректироваться

Важность понятия для каждого индивидуума состоит в лучшем восприятии самого себя, выборе правильного вида деятельности, жизненной стратегии, которая не будет доставлять дискомфорт

Определение психотипа могут потребовать при устройстве на работу. Работодатель таким образом ищет сотрудника, который в силу определенных характеристик своей личности повысит эффективность рабочего процесса.

Для выпускников школ выявление психотипа является первым шагом к осознанному выбору будущей профессии.

Определив психотип ребенка, родители, воспитатели и психологи лучше понимают мотивы его поступков, уточняют, какими методами можно руководствоваться в решении проблем воспитания.

Психологический портрет

Визуалы также имеют психологические особенности и привычки, которые отличают их от других людей:

Могут настолько сосредоточиться на внешнем виде собеседника, что полностью забыть суть разговора.
Во время разговора с человеком визуал старается расположиться напротив, чтобы была возможность смотреть человеку в глаза

Но визуал не станет нарушать чужого личного пространства.
Часто используют в речи такие словоформы как: «Я видел», «Посмотрите» и аналогичные.
Избегают телефонных звонков, так как им важно видеть собеседника. Во время видеосвязи всегда используют камеру.
Легко запоминают внешность человека и детали его одежды, но забывают другие важные сведения (имя, фамилия, должность, суть вопроса).
Часто не может усидеть на месте, смотря в одну точку

Визуалу постоянно нужны новые зрительные впечатления, предметы для разглядывания.
При прослушивании текста или рассказа о какой-либо жизненной ситуации, визуал невольно представляет ее себе.
При обустройстве дома, квартиры или рабочего места, вижуал отдает предпочтение внешней привлекательности. У него можно найти много красивых, но бесполезных в быту вещей.
Часто придираются к мелочам. Например, если подать визуалу изысканное блюдо на некрасивой, потертой тарелке, он откажется есть. Но если предложить самую обычную кашу в красивой посуде, то он примет угощение с удовольствием.
Распознать визуала среди студентов или школьников проще всего, достаточно только заглянуть в их конспекты. Визуалы не пишут «полотном», информацию фиксируют в виде табличек, схем, графиков, определения и термины выделяют другим цветом.

Как распознать ребенка-кинестетика?

Ребенок-кинестетик должен все потрогать и пощупать, а в идеале еще и обнюхать и попробовать на зубок. У кинестетиков отличная пластика и мышечная память; как правило, они преуспевают в спорте и превосходно танцуют, но в школе таким деткам приходится нелегко

Им трудно концентрировать внимание и долго находиться без движения. Помимо прочего, дети-кинестетики плохо понимают отвлеченные понятия

Тестовые задания идут вполне нормально, но написать эссе или доказать теорему для них уже сложно. Зато в школьной лаборатории кинестетик расцветает: ставить опыты, собирать и разбирать механизмы – это то, что надо! Мальчикам часто нравится мастерить, а из девочек получаются искусные поварихи и рукодельницы.

Маленькому кинестетику нужны частые перерывы с моторной разрядкой. Опытные учителя стараются давать таким детям мелкие поручения: сходить за мелом или классным журналом, открыть окно, полить цветы. Полезно использовать модели и макеты, смотреть документальные фильмы и приводить примеры из повседневной жизни.

Правила обучения и воспитания детей-кинестетиков

  • Для продуктивных уроков малышу нужны практические материалы: объёмные игрушки, фигурки, глобус, гербарий.
  • Купите различные энциклопедии, толковые словари, книги про животных, растений и рыб.
  • Сводите ребенка в зоопарк, на выставки, в интерактивные музеи.
  • Не заставляйте ребенка долго корпеть над одним заданием. Он быстро устанет, и эффективность его работы снизится. Лучше чередуйте умственную и физическую деятельность.
  • Чтобы малыш запомнил, как правильно пишется слово, заставьте его написать его несколько раз. Тогда сработает мышечная память.

Как же определить, кто Вы: визуал, аудиал, кинестет, дигитал по речи?

Внимательно проследите за своей речью и выпишите в точности фразы, которые вы используете  для обозначения своего мнения, своих действий. Чаще всего человек конкретного типа восприятия использует характерные для этой модальности словосочетания.

Визуалы – воспринимают мир визуально

Кто такой визуал, можно распознать, наблюдая за ребенком. Ведущим способом получения информации для него будут наглядные материалы. Только увиденное собственными глазами надолго отложится в памяти. Прочитанный текст запоминается гораздо лучше, чем услышанный. Такие дети часто увлечены чтением и создают в воображении яркие образы.

Правила воспитания детей аудиалов

Чтобы ребенок аудиал осваивал новые знания, уделите время прослушиванию информации. Закрепляется материал после беседы о выученном, в ходе которой, ребенок выразит мнение и преодолеет чувство неуверенности и скованность.

Помогают в учебе аудиоматериалы, которые помогают преобразовать краткосрочную память в долгосрочную. В общении и разговоре с другими людьми ребенок обретает уверенность в собственных силах.

Кинестет

Для этого типа восприятия характерны фразы, показывающие их эмоциональные и телесные отклики: не выношу этого; это противно; это так приятно; мурашки по коже; такое приятно тепло; это было сильнейшее переживание. Часто их невербальные знаки очень показательны, мимика и жесты говорящие, отражают состояние и эмоции человека, даже если самих невербальных знаков не много.

Дигитал

Дигиталы обращают внимание на логику и связи. Какой-то конкретный набор слов для них не характерен: могут появляться фразы аудиального и кинестетического типа

Часто дигиталы спрашивают: какой же в этом смысл; не пойму, как это связано; хотелось бы привести все в систему; надо это как-то упорядочить. Однако подобные выражения характерны для большинства типов с хорошим чувством организованности

Поэтому определение дигитала по речи должно происходить с тщательной осторожностью

Каждый из типов имеет свои особенности, которые влияют на его восприятие окружающей информации, на любые учебные процессы, на взаимодействие с другими людьми. Разберем особенности людей разных типов восприятия.

Каналы восприятия: визуал, аудиал, кинестет, дигитал

Человек воспринимает информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы.

Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:

  • Визуальная. Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.
  • Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота
  • Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры
  • Дигитальная. Связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Например, вам говорят «Представьте мягкую шерсть кошки». Визуалу для того, чтобы представить шерсть, нужно сначала представить кошку, а уже потом вспомнить, какая у нее мягкая шерсть. Аудиал представляет себе сначала звуки кошки (мурчание, мяукание), а потом может вспомнить и другие ощущения. Кинестет сразу ощущает прикосновение шерсти, и только потом визуальный образ. Дигиталу нужно произнести про себя кошка и после внутренней речи представить образ кошки и шерсти.

Каждый из нас видит в голове образ кошки, но у одних он всплывает сразу, а у других через свою доминирующую систему. Пусковая система помогает быстро перевести стимул в образы в нашем мозгу. Именно поэтому понимание своей ведущей системы позволяет индивидуально и точно создать принцип восприятия и запоминания любой информации.

У Флеминга были предшественники и последователи

Флеминг был не первым, кто попытался выявить индивидуальные склонности к тем или иным стратегиям обучения. Задолго до него, в двадцатые годы прошлого века, существовала идея, что люди луч­ше все­го за­по­ми­на­ют ин­фор­ма­цию, ко­гда ис­поль­зу­ют правильный («доминантный») стиль обу­че­ния. Концепция не включала вербальную стратегию из модели Флеминга, поэтому обозначалась тремя буквами — VAK (Visual, Auditory, Kinesthetic — «визуальное, слуховое, кинестетическое»).

Особенно активно эту концепцию развивали Уолтер Барб и его коллеги во второй половине ХХ века. Стили обучения они называли модальностями, и их исследования были тесно связаны с нейролингвистическим программированием.

Одна из концепций Барба зашла даже дальше, чем теория Флеминга: Барб предположил, что при подборе преподавателя и студента с одной модальностью успеваемость студента улучшится.

Однако именно VARK-опросник Флеминга стал особенно популярным в образовательной среде. За половину 2006 года более 180 тысяч человек прошли этот тест. Можно предположить, что сейчас эти цифры уменьшились или что опросник популярен только в США. Но если вы введёте в поисковик запрос «VARK стили обучения», вы найдёте сотни статей на тему в том числе на русском языке (и многим из них не больше двух-трёх лет), авторы которых выступают за применение этого метода на практике.

Обозревательница The Atlantic Ольга Казан считает, что столь широкое распространение концепции «стилей обучения VARK» можно связать с популярным в девяностые движением по повышению самооценки. В его основе лежала идея, что каждый человек — особенный. Следовательно, у каждого должен быть свой необычный стиль обучения.

Правила общения с визуалом

Визуал что это такое? Человек, которому не так важно содержание, но на форму он точно обратит внимание. Чтобы хорошо общаться с визуалом и построить крепкую дружбу и отношения, нужно усвоить некоторые правила. Конечно, мы не заставляем вас “плясать под дудку” этого человека, забывая о своих принципах и желаниях

Речь идет о компромиссах

Конечно, мы не заставляем вас “плясать под дудку” этого человека, забывая о своих принципах и желаниях. Речь идет о компромиссах.

Чтобы стать хорошим работником, которого ценит начальство, необходимо присмотреться к его кабинету и стилю в одежде. Если визуал предпочел повесить картины в офисе или облюбовал полку для сувениров, можно ему просто подыграть. Старайтесь надевать на работу такие наряды, которые подходили по стилю босса. Также не забывайте обсуждать произведения искусства и другие хобби начальника. Это он точно не оставит без внимания. Если же на день рождения ему вручить отличный подарок в необычной упаковке, то вы точно станете его любимчиком.

Хотите, чтобы визуал сразу понял о чем вы хотите сказать? Начните разговор с того, что предложите описать ситуацию, которую вы видите. Лучше, конечно, ему рисовать живые образы, чтобы он мог легко сам увидеть суть или хотя бы представить. Находить компромиссы в общении довольно легко. Нельзя сказать, что визуал обладает плохим характером, который невозможно вытерпеть. Наоборот, понимая предпочтения партнера или начальника всегда проще договориться.

Принципы определения по Юнгу

Швейцарский психиатр Карл Юнг в 1921 году в книге «Психологические типы» предложил свою теорию классификации психотипов.

Типология Юнга основана на преобладании в личности определенной психологической установки (интровертной или экстравертной) и психологической функции (мышления, интуиции, ощущения или чувства). 

Экстраверсия и интроверсия являются способами направления энергии человека: в окружающий мир или внутрь себя. Позднее появился третий психотип — амбиверт. Это личность, наделенная частично характеристиками интроверта, частично — экстраверта.

Экстраверты

Интересы и энергия направлены вовне. Это активные личности, которым требуется общение для комфортного существования. Они лидеры по своей природе, любят быть в центре внимания, легко завязывают новые знакомства и устанавливают деловые контакты. Экстраверты импульсивны, эмоциональны, открыты. Вынужденные периоды бездействия или одиночества вызывают у них чувство опустошения. Склонны к действиям под влиянием порыва, могут не всегда сдерживать свои обещания, легко переключаются с одной деятельности на другую. Такие личности не склонны заранее анализировать свои поступки и не всегда могут предвидеть их последствия.

Плюсы:

  • коммуникабельность;
  • являются источником энергии и вдохновения для окружающих;
  • быстрота реакции;
  • навыки публичных выступлений, открытость;
  • быстрая адаптация и приспособленность к новым условиях и коллективу;
  • способны ухватывать идеи на лету.

Недостатки:

  • несдержанность, вспыльчивость;
  • не всегда доводят дело до конца;
  • порой необязательны;
  • в работе чаще ориентируется на количество, а не на качество;
  • несколько эгоистичны;
  • склонность к риску;
  • не склонен к анализу.

При выборе профессии экстраверту лучше ориентироваться на специальности, связанные с коммуникативной деятельностью:

  • актеры;
  • журналисты;
  • менеджеры;
  • сотрудники чрезвычайных служб;
  • медработники;
  • политические деятели;
  • консультанты.

Интроверты

Энергия интровертов направлена в свой внутренний мир. Наедине с собой они восстанавливают силы — длительное нахождение в большой компании опустошает и вызывает дискомфорт

Люди такого психотипа больше акцентируют внимание на своих ощущениях, чувствах и переживаниях, чем на окружающем мире

Интроверты обладают высоким творческим потенциалом. Их часто характеризуют как замкнутых и нелюдимых индивидуумов. Интроверты бывают коммуникабельны, однако лишь с теми, кого они допускают в свой близкий круг общения. Отличаются запланированностью и продуманностью действий. Интровертов характеризует неторопливость, спокойные жесты и негромкий голос. 

Плюсы:

  • рассудительность;
  • склонность к анализу;
  • усидчивость и сосредоточенность;
  • способности к обучению;
  • легко справляются с монотонной работой и доводят дело до конца;
  • тактичность, ответственность;
  • умение слушать и сопереживать.

Недостатки:

  • проблемы в коммуникации;
  • стеснительность и сложность адаптации к новой обстановке;
  • часто заниженная самооценка;
  • склонность к внутренним депрессиям.

В профессиональной сфере интроверты раскрываются в тех направлениях, которые не требуют длительного общения с окружающими:

  • ювелиры;
  • писатели;
  • художники;
  • инженеры;
  • ветеринары;
  • специальности, связанные с ручным трудом.

Истероид

Люди, относящиеся к этой психологической группе соционики, желают всегда быть в центре внимания. Врождённая тяга к демонстративному поведению заставляет этих людей добиваться желаемого любым способом. Для них не имеет значения, какого оттенка будет их слава. Носители данного типа способны на интриги и лицемерие. Обладают завышенной самооценкой. Неоправданный риск для них — это прежде всего игра на публику.

При этом у них есть качества, которыми обладают другие психотипы. Человека-истероида можно охарактеризовать и такими качествами:

  • Упорство и активность.
  • Инициативность.
  • Коммуникабельность, выдающиеся организаторские способности.

Это люди, отмеченные талантом. Множество реализует себя в творческих профессиях.

Контент для кинестетиков

Заинтересовать кинестетиков сложнее всего, ведь в онлайне они ничего не смогут подержать в руках или попробовать на вкус. Но для них создают различные лид-магниты, демо-версии, пробники. С их помощью человек имеет возможность “потрогать” продукт.

Однако кинестетики любят не только прикасаться к чему-то физически. Для них важны и внутренние ощущения. Поэтому контент должен затрагивать чувства читателя. Только тогда он произведет сильное впечатление на кинестетиков.

Люди с тактильным восприятием ценят тексты со смыслом. Им не нужны красивые описания. Их больше интересуют процессы и события. Поэтому при написании продающих текстов стоит давать кинестетикам простые и конкретные инструкции к действиям, которые человеку необходимо сделать для получения результата.

В тексте стоит использовать все те слова, которые вызывают в воображении тактильные ощущения:

  • глаголы — прикасаться, трогать, хлопать, брать, приглаживать, сжимать, держать, чувствовать, расслабляться;
  • существительные — дыхание, чувства, усилие, тяжесть, нагрузка, удар, натиск, прикосновение, движение, температура, усталость;
  • прилагательные — весомый, спокойный, душевный, невыносимый, крепкий, прочный, твердый, вялый, мягкий, ледяной, горячий.

Так как чистых визуалов, аудиалов и кинестетиков не бывает, копирайтеру необходимо комбинировать свои приемы, чтобы они подходили для всех типов восприятия. Иначе он может потерять часть своей аудитории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: