Что делать, если ребёнок врёт?

Как реагировать, когда ваш ребенок врет?

Хорошим вариантом является, прежде всего, разговор. Без крика и лишних эмоций, без наказания. Ваш ребенок должен осознавать, каковы бывают последствия, если говорить неправду.

Во-первых, спросите самого ребенка, зачем он обманывал. Если ребенок молчит, помогите ему подсказками («Ты обманул, потому что боялся, что тебя накажут?»). Поведение в стиле «Ты будешь стоять здесь до тех пор, пока не скажешь мне, почему ты солгал» ни к чему хорошему не приведут.

Следующий шаг – это осознание ребенка, что ложь всегда хуже правды. Приведите примеры. Например, вы можете сказать: «Представь себе, что бабушка не может прийти на твой день рождения. Хотел бы ты, чтобы я солгала, что она придет, и ты бы ждал ее с нетерпением?».

Подчеркните также вопросы доверия. Объясните, что если кто-то лжет, то другие часто об этом знают и перестают ему верить. А в семье вера в слова родных имеет большое значение.

В конце определите наказание за ложь и сообщите о нем ребенку. Это может быть наказание в виде запрета просмотра мультиков или выхода на детскую площадку.

Также помните, что стоит награждать ребенка, когда он мог соврать, но предпочел сказать правду. Конечно, речь не идет о том, чтобы встречать довольной улыбкой сообщение от ребенка о том, что он получил двойку в школе. Лучше скажите: «Я немного расстроена, что ты не сделал домашнего задания. Но я рада, что ты сказал правду. Теперь мы сможем это исправить, а если бы ты это скрыл, то ситуация бы ухудшилась».

Ребенок врет, что делать? Отвечает священник

Советы священника Антония Борисова:

Отец Антоний Борисов, папа троих детей и автор нескольких детских книг, обращает внимание на то, что причины врать у детей такие же, как у взрослых. Обычно это страх наказания и ответственности за совершенный проступок или осознанное введение в заблуждение, чтобы достичь своих целей

«Вранье — это чаще всего следствие, а причина коренится глубже — в том, что между ребенком и родителями нет доверия или оно недостаточное.

Ответственность за утрату доверия между детьми и родителями чаще всего лежит на обеих сторонах. Нельзя ставить акцент исключительно на ребенке и говорить: “Я такой хороший папа, я такая хорошая мама, а ты, злодей, не понимаешь, плохо себя ведешь и постоянно врешь”. Бывает, наверное, один случай на сотню, когда речь идет о сильно испорченном молодом человеке, который врет постоянно. Если же мы говорим о рядовом случае, ребенок лжет, потому что видит в родителе не любящего, понимающего человека, а судью, прокурора, сотрудника уголовного розыска — человека, который в отношениях руководствуется не любовью, милостью и пониманием, а юридическими принципами преступления и наказания.

Что можно посоветовать родителю, который встречается с детской ложью? Часто у современных родителей, хронически загнанных на работе и озабоченных тем, как выглядеть успешным в глазах окружающих, нет с детьми общего досуга и общих интересов, общего бытия с ними и общих идеалов. Иной родитель даже не знает, что ребенку интересно, что ему нравится. Благодаря этому создается люфт для детского вранья.

Наскоком решить эту проблему не получится

Родителям стоит начинать проявлять по отношению к ребенку участие, внимание и заинтересованность, создавать общее пространство и бытие. При этом нужно избегать подавления и тотального контроля

Родитель должен стать товарищем и наставником для своего ребенка.

Я бы не советовал наказывать из желания наказать, это в плохом смысле средневековый подход к воспитанию детей. Но если так сложилась ситуация, что иного выхода, кроме наказания, нет, нельзя это делать со злобой и нельзя применять телесное наказание. Нельзя наказать молча, потому что ребенок сделает такой вывод: мама и папа отомстили мне, потому что я не такой, как они. Надо разговаривать. Наказание — это не способ причинить боль, а указание на ошибку».

Причины детской лжи

На самом деле говорить неправду побуждают глубокие детские переживания, которые нельзя оставлять без внимания. Профессионалы в области детской психологии считают, что основными причинами для вранья могут служить:

Боязнь быть наказанными за какой-либо проступок или невыполнение родительских требований. В этом случае родителям стоит внимательнее относиться к детям, не предъявлять завышенных требований, способствуя порождению лжи.

Заниженная самооценка. Чтобы достойно выглядеть среди сверстников, дети способны приукрасить свои достоинства, придумывая существование разных дорогих вещей в их владении или известных родственников. Если это происходит постоянно, то нельзя закрывать на это глаза. Немедленно выясните все обстоятельства, что толкает ребенка на такие действия.

Контроль и давление со стороны родителей. Как правило, дети в возрасте 12-13 лет начинают врать родителям, протестуя против их давления, всестороннего контроля и вмешательства в личное пространство. В этом случае стоит немного попустить вожжи управления, дав ребенку больше самостоятельности, но, не упуская контроля над ситуацией.

Желание установить собственные границы. Подростки не любят говорить о личном, поэтому для родителей придумывают различные небылицы. Не давите на детей, проявите терпение, найдите способ вызвать на откровенный разговор или пробудить желание открыться первому, поделиться с близким человеком, так как психология детского вранья очень тонка

Важно, чтобы ребенок доверял вам.

В любом случае главным провокатором лжи выступает страх. Родители могут запретить играть в компьютер, общаться с друзьями, выходить из дома, могут прибегнуть к наказанию, всё это пугает ребенка и толкает в сети лжи

Поэтому важно сохранить доверительные отношения между родителями и детьми

Оправданно ли наказание детей?

Если родители никак не реагируют на плохие поступки, ребенок привыкает к безнаказанности. Однако повзрослев, ему придется нести ответственность за свои деяния перед обществом и законом.

Ребенок не сможет полноценно адаптироваться во взрослой жизни, если своевременно не обозначить границы, за которые выходить недопустимо.

Только применение правильной и последовательной системы наказаний позволит родителям завоевать авторитет у него. В противном случае, подросшие дети не будут испытывать уважения к ним, и вырастут эгоистами.

По мнению психологов, воспитательный процесс без наказаний будет неполноценным, однако они обязательно должны соответствовать тяжести поступка.

Ведь основная его цель, чтобы ребенок понял, что поступил неправильно и исправился. Он должен усвоить урок, понять и осознать, как поступать не надо.

Объективно, существует всего две ситуации, когда родители могут применить наказание:

  • Нарушение установленных правил. К примеру, запрещено приносить смартфон на кухню и смотреть мультфильмы во время еды. За нарушение этого правила установлено конкретное наказание. В случае если ребенок проигнорировал его, а наказание не последовало, он воспримет это как знак, что любые правила можно не соблюдать.
  • Недопустимое поведение. В этом случае наказание оправдано только при условии, что ребенок отдает себе отчет, что неправильно поступает. К примеру, если он устроил истерику в супермаркете на отказ купить игрушку. В результате родителям приходится извиняться, а порой и возмещать ущерб. По возвращении домой необходимо серьезно поговорить с ребенком и объяснить, что такое поведение недопустимо. Если ситуация повторяется, к воспитательной беседе целесообразно добавить адекватное наказание.

По мнению психологов, данная мера направлена на решение нескольких важных задач:

  • поддержка авторитета родителей;
  • исправление опасного или неподобающего поведения;
  • мониторинг установленных ранее границ дозволенного;
  • участие ребенка в возмещении ущерба, причиненного его действиями;
  • не допущение в последующем подобных поступков.

Основные принципы правильного наказания

Помочь малышу понять мотивы совершенного поступка и разобраться в собственных чувствах, а также предотвратить их повтора в последующем – основная цель наказания.

Дисциплинарные меры будет эффективным только при соблюдении определенных правил:

  • Не применять дисциплинарных мер на эмоциях. Нельзя принимать решение о наказании, пока родителями управляет обида, злость, разочарование и гнев. Под действием этих эмоций человек неспособен адекватно оценить поступок ребенка и выбрать соответствующую кару. Родители должны принимать решение только после того, как успокоятся.
  • Выслушать ребенка. Возможно, с его точки зрения он не виноват, тогда наказание будет воспринято как несправедливое. В результате оно не даст эффекта, а ребенок затаит обиду. Стоит поговорить с ним, объяснить, в чем его ошибка, и, возможно, в данной ситуации наказывать не стоит.

Соблюдать последовательность. Наказывать нужно за одни и те же нарушения правил. Не стоит игнорировать непослушание детей, даже если нет времени или родитель не знает, как поступить в конкретной ситуации.
Учитывать тяжесть проступка. За безобидное баловство или непослушание, совершенное впервые, должна последовать беседа и предупреждение. Злостное или умышленное плохое требует адекватной реакции.
Ограничивать продолжительность наказания. Необходимо всегда обговаривать длительность дисциплинарной меры. Иначе ребёнок быстро утратит взаимосвязь между проступком и ограничением, которое продолжается месяц.
Согласованность родителей. Наказание ребенка – ситуация, в которой все родственники должны придерживаться одной линии поведения. Нельзя допускать, чтобы один наказывал, а другой жалел. Такой метод не только не даст никакого результата, но и станет причиной наряженной обстановки в семье. Данная ситуация разделит родственников в подсознании ребенка на плохих и хороших. Взрослые должны заблаговременно обсудить модель воспитания и строго следовать ей.
Демонстрировать положительный пример. Родители должны стать примером. Только так можно научить ребенка правильному поведению.
Особенности характера ребёнка. Наказание для меланхолика и сангвиника должно отличаться

Также при выборе дисциплинарной меры следует принимать во внимание возраст. Индивидуальное наказание

Категорически запрещено отчитывать и наказывать ребенка в присутствии посторонних людей. Это вызывает чувство стыда и унижения. В таком состоянии он не сожалеет о совершенном поступке, не делает никаких выводов, он думает только о том, чтобы этот позор поскорее закончился, и как отомстить родителям.
Придумать ритуал примирения. Психологи рекомендуют выработать особый обряд, который будет символом окончания наказания.

С какого возраста ребенок начинает врать?

1. В раннем возрасте до 3 лет малыши еще не отделяют фантазии от реальности. Часто то, что взрослым кажется ложью, для них лишь невинная ошибка или способ защитить себя.

2. С 4-5 лет у детей могут проявляться первые признаки вранья. Но не в каждой ситуации. До 7 лет ребенок учится различать фантазии и реальность. Воображаемый мир еще очень много значит для них.

3. Между 5 и 10 годами дети постепенно развивают понимание, что значит лгать. Ближе к 9 годам они готовы к тому, чтобы принять ответственность за свои поступки и намеренную ложь.

4. После 10 лет дети уже прекрасно понимают, когда они говорят правду, а когда нет.

Как родителям понять, что ребенок врет?

Психологи знают, что как бы человек ни старался замаскировать свою ложь, его выдает язык жестов. Мимику лица и жестикуляцию сложно контролировать даже взрослому, а малышу – тем более. Маленький хитрец сосредоточен на том, что говорит (ложь), и даже не замечает, как его тело протестует против этого.

Зная основные признаки лжи, можно вовремя распознать обман:

  • отвод глаз – во время разговора ребенок не смотрим вам в глаза, старается отвести взгляд в сторону, что говорит о его неискренности;
  • переминание с ноги на ногу – маленький обманщик не может устоять на месте и постоянно мнется с одной ноги на другую, потому что его тело противится тому, что он говорит;
  • переменчивая мимика – ребенок то хмурится, то улыбается, то удивляется, выражение его лица постоянно меняется и не соответствует тому, о чем он говорит;
  • руки у рта – врунишка неосознанно хочет закрыть рот и не произносить неправду;
  • покашливание – ребенок, сам того не замечая, пытается заглушить и замаскировать свою ложь кашлем;
  • прикосновения к носу – маленький «Пиноккио» трогает нос, потому что во время обмана выделяются особые вещества (катехоламины), и слизистая носа раздражается;
  • потирание глаз – малыш трет глаза, потому что не хочет «видеть» свою ложь;
  • кивание или мотание головой – жесты не совпадают со сказанным, то есть ребенок кивает там, где пытается отрицать, или наоборот, мотает головой там, где пытается согласиться со своими словами;
  • почесывание шеи – этот жест означает сомнение ребенка в собственных словах;
  • касание мочки уха – жест аналогичен попытке прикрыть рот и потереть глаза, и означает, что говорящий пытается отстраниться от своих слов;
  • руки в карманах – малыш старается спрятать ладошки, и это говорит о его неискренности;
  • повтор вопросов – ребенок повторяет фразы родителя, чтобы потянуть время, а его мозг старается придумать подходящую ложь.

Теперь вы знаете, как распознать ложь в общении с ребенком. Дети еще не могут достаточно контролировать свои действия, они импульсивны и обычно говорят то, что думают, обнажая свои эмоции. Именно поэтому ложь ребенка — это продуманный ход, который точно имеет определенные мотивы. Осталось понять, что делать дальше.

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив —

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

В каком возрасте дети начинают врать?

  • В возрасте 3-4 лет детское мышление уже достаточно развито, для того, чтобы придумывать нереальные ситуации и фантазировать. В этом возрасте такое поведение сложно назвать обманом, потому что это является частью становления психики. Малыши говорят о вещах, не соответствующих правде, совершенно открыто и без злого умысла, не боясь наказания.
  • После 4 лет малыши уже умеют различать, что такое хорошо и плохо. Поэтому, нарушая запреты родителей и окружающих, они могут стараться схитрить и сказать неправду, чтобы избежать наказания или осуждения.
  • С 5 до 7 лет дети уже хорошо осознают поведение окружающих. Видя, как говорят неправду взрослые, они подражают окружающим и перенимают такое поведение на себя, считая это нормой. Если ребенок начал врать в таком возрасте, родителям необходимо в мягкой или игровой форме объяснить, почему обманывать нельзя, для того, чтобы предупредить патологическое вранье в старшем возрасте.
  • В 13-14 лет начинается переход во взрослую жизнь. К этому моменту у них четко складывается картина восприятия мира и выбирается определенная линия поведения в жизни. В такой сложный период неправильно сформированное отношение к честности может привести к тому, что вранье станет частью образа жизни подростка, что может негативно сказаться во взрослой жизни.

В этом особенном возрасте родителям необходимо быть особенно внимательными к детям, но не переусердствовать с контролем. При первых признаках вранья следует разобраться в причинах и помочь преодолеть этот недостаток.

Боязнь потерпеть неудачу

Если подростки в первом случае врут только своим родителям, то страх потерпеть неудачу у них вызывает защитную реакцию, которая проявляется враньём всем. Под негатив в первую очередь попадают учителя. Школьник, боясь публичности или насмешек, осознанно лжёт, что не выучил урок. Родителям говорит неправду в виде преувеличений успехов в школе. В этом случае понадобится консультация или советы психолога. Если некоторые категории вранья подростки перерастают без вмешательства специалистов, то эта может оставить травму на всю дальнейшую жизнь. Уже в зрелом возрасте человек не только будет всем врать, но и не сможет проявить себя как личность по причине постоянной боязни.

Причины лжи

Дети врут по разным причинам, но они мало отличаются от таковых у взрослых: сохранение личного достоинства, защита внутреннего мира, сохранение безопасности и отношений, привлечение внимания.

Психолог Е. Н. Корнеева провела опрос среди детей 4-7 лет, в котором выяснила, зачем они врут:

  • чтобы не ругала мама (40 %);
  • чтобы родители не наказывали, не запрещали играть с ребятами (15 %);
  • чтобы перехитрить других (7 %);
  • ради самоудовлетворения (0,2 %).

Остальные опрошенные (37,8 %) убеждены, что врать нехорошо. Так делают только плохие люди.

Давайте рассмотрим причины лжи подробнее.

Желание выглядеть лучше, престижнее в чьих-то глазах

Если ребенок понимает, что его окружают люди, для которых главная ценность – материальные блага, то он быстро примет эту игру. «У нас три телевизора, пять машин, своя вилла и яхта», «у меня дома сто разных самолетиков». Это актуально для любых достижений: «я уже умею читать», «я могу сам писать без ошибок», «а я вчера на самолете летал», «а я тигра гладил», «у меня дома тоже есть айфон, даже два, просто я не ношу их с собой» и т. д.

Если в присутствии ребенка кто-то хвастается реальными или вымышленными достижениями, то и он ответит тем же. Иногда ложь достигает нереальных размеров, но ведь и другой ребенок еще плохо ориентируется в реальном мире. Так что сверстник вряд ли раскусит вранье. Дети делают это для адаптации, освоения социальной роли, вхождения в группу, сохранения чувства собственного достоинства.

Ложь как защита внутреннего мира

Ребенок – это личность, самостоятельная единица. У него есть личное пространство, свой мир. Не все родители понимают это, отчего регулярно «нападают» на своего ребенка. Каждый ребенок имеет право на тайну, свое мнение, предпочтения, симпатии, личную жизнь. Если родители пытаются выпытать из него все до мельчайших подробностей, требуют обо всем рассказывать или подчиняться их выбору, то вранье не заставит себя ждать.

Народная мудрость гласит: «Самые строгие родители воспитывают самых искусных лжецов». Так девочка, которой запрещают гулять с мальчиками, учится врать о том, где и с кем она находится. А ребенок, которому ограничили доступ к компьютеру, находит другое место для доступа. Иногда родители собственной строгостью толкают детей на опасные знакомства, побеги из дома.

Ложь как спасение отношений

Если ребенок знает, что сделал что-то, что расстроит родителей, например, разбил вазу, то постарается скрыть это. Ложь проявляется в форме умалчивания, но вызвано это искренним желанием сохранить мир и спокойствие в доме. Ребенок верит, что если правда неизвестна, то ничего и не случилось.

Ложь как сохранение безопасности

Дошкольники и младшие школьники неплохо разбираются в социальных нормах, правилах поведения. Они знают, что хорошо, а что плохо и за что их могут наказать. Но вместе с тем они усваивают, что избежать наказания можно при помощи лжи.

Представим, что ребенок взял чью-то игрушку (не знал, что нужно спрашивать разрешения, хотел повредничать или просто позавидовал и захотел такую же вещь), а взрослые не стали разбираться в причинах, отругали и наказали ребенка. Интонации, внешний вид взрослых, угрозы пугают. У ребенка не остается выбора: нужно врать, чтобы сохранить жизнь. Тогда он говорит, что это ему подарили или одолжили, или он нашел.

Уже в 3-4 года дети умеют утаивать правду или придумывать оправдательную историю ради избегания наказания. Но это не взрослая ложь, выглядят такие истории странно и забавно. Например, ребенок может сказать, что конфеты со стола украла мышка или медвежата. В 5-6 лет истории выглядят реалистичнее. И чем чаще и старательнее родители пытаются уличить ребенка в этом, тем искуснее он учится врать.

Ложь как привлечение внимания

Эта форма чаще встречается в семье с несколькими детьми, когда царит дух конкуренции и ревности. Если ребенку не хватает внимания, то он может врать, подставляя этим брата или сестру.

Запрещенные методы

Неправильное поведение родителей может спровоцировать возникновение проблем в учебе, протестов, замкнутости.

Специалисты рекомендуют отказаться от следующих методов:

  • Унижение. Наказание не должно унижать чувства и достоинство ребёнка. Недопустимо обзывать его, отчитывать в присутствии посторонних и т.д.
  • Вред здоровью. Категорически запрещено пороть детей, бить по голове или лицу, отказывать в еде, ставить на колени в угол. Такое наказание унижает достоинство и надолго остается в памяти.
  • Заменять наказание работами по дому. Исключением являются ситуации, когда ребенок не выполнил обязательные домашние обязанности. Дети должны воспринимать труд как приятный способ постижения чего-то нового, а не в качестве повинности или каторги.
  • Наказание сразу за несколько нарушений. Верный принцип: один проступок – одно наказание.
  • Запугивание. Категорически нельзя пугать малыша уколами, бабайкой или монстрами. Это может стать причиной возникновения страхов в нормальных бытовых условиях.
  • Публичное наказание. Это чревато получением психологической травмы. Кроме того, репутация подростка в коллективе будет подорвана.
  • Необоснованная отмена наказания. Если проступок подразумевает применение определенных дисциплинарных мер, необходимо строго следовать этому правилу. Иначе родители рискуют утратить авторитет.
  • Отсрочка. Недопустимо заставлять ребенка переживать и мучиться в ожидании неминуемого наказания. Это приравнивается к моральному издевательству над детьми.

Часто задаваемые вопросы
Допустимо ли физическое наказание? Вопрос, можно ли применять физическое наказание для детей, не должен вставать у родителей никогда. Такая дисциплинарная мера, недопустима ни при каких условиях. Метод может привести к психологическим и физическим травмам, а также негативно отразиться на отношении к окружающим и становлении характера.

Почему нельзя унижать ребенка? Психика ребенка формируется исключительно в условиях взаимодействия с окружающими, прежде всего, с родственниками. Публичное порицание, физические наказания, унижают его чувства и достоинство. Ребенок воспринимает такие действия со стороны близких людей, как предательство, что надолго сохраняется в его памяти.

Как наказать ребенка за вранье? Маленькие дети, как правило, врут родителям из-за страха. В этом случае не стоит ругать или наказывать малыша. Нужно помочь ему избавиться от этих опасений, поддержать. Специалисты рекомендуют избегать тотальных запретов. Это будет провоцировать ребенка на получение желаемого любыми методами, в том числе и посредством обмана.

Как наказать ребенка за мат? Наказания не помогут отучить малыша употреблять нецензурные слова

Психологи рекомендуют игнорировать мат и переключить внимание ребенка. С подростком решить эту проблему путем наказаний и ограничений не получится

Родители должны стать авторитетом.

Как пороли детей в старину? В большинстве случаев детей в старину пороли розгами, которые представляли собой связку тонких прутьев. Наказание применяли не только родители, но также воспитатели и учителя, к примеру, за недостаточное старание в учебе. Удары наносили исключительно по мягким частям тела. Стоит отметить, что пороли детей любых сословий: в те времена для ребенка это считали полезным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: