Сын (19 лет) постоянно врет, не хочет учиться, ворует деньги

Подросток крадёт: что делать?

Если вы обнаружили, что какой-то подросток крадёт, прежде всего надо обратиться к его семье. Родители могут даже не подозревать, что у них под боком случилась такая беда. Раньше окружающие не были так равнодушны к чужим детям. Родители не защищали личные границы своих чад так рьяно, как сейчас, и каждый сосед за проступок мог наказать точно так же, как и родители. Сейчас никто не хочет связываться с чужими детьми, потому что можно от родителей не то что поддержки не получить, но, наоборот, попасть в очень неприятный конфликт. Родители же, всячески выгораживая и защищая своих детей, нередко просто губят их, потому что преступления оказываются безнаказанными, что ведёт к усугублению преступных наклонностей ребёнка.

Если родители не реагируют, нужно обращаться в правоохранительные органы, потому что если из подростка вырастет профессиональный вор, ничего хорошего в этом не будет. А если эти кражи приведут к необходимости защищаться, и он нанесёт травму другому человеку? Это уже другая статья, другое наказание, после которого судьба подростка может пойти по очень печальному сценарию.

Надежные подростки

Подростки достаточно взрослые, чтобы иметь устоявшееся чувство правильного и неправильного. И они ценят честность — по крайней мере, абстрактно.

Как и большинство взрослых, подростки считают ложь более приемлемой, когда мотивом является вежливость или доброта, и менее приемлемой, когда ложь причиняет вред или приносит выгоду. Так что это хорошая новость. Но если вы когда-нибудь спрашивали своего ребенка почему он пришёл домой позже положенного, вы, вероятно, задавались вопросом, сказал ли он правду.

Доктор Нэнси Дарлинг, профессор и заведующая кафедрой психологии Оберлинского колледжа, в течение 20 лет изучала отношение подростков к честности. Она проводила исследования в США, Чили, Филиппинах, Италии и Уганде, и пришла к выводу, что 98 процентов детей во всем мире лгут своим родителям.

Подростки врут, говорит Дарлинг, о том, как они тратят свои карманные деньги, куда ходят со своими друзьями, что они делают, с кем они встречаются, пьют ли алкоголь на тусовках.

По словам профессора, есть три основных причины, почему ребёнок обманывает:

  • Он пытается избежать наказания; 
  • Он не хочет вас разочаровывать; 
  • Он нарушил запрет. 

Есть аргумент, что это нормальное, здоровое отношение подростков. Доктор Джон Даффи, клинический психолог, заявляет: «Среди основных проблем подросткового возраста — принятие собственных решений и дистанцирование от влияния родителей. Это чаще всего сопровождается некоторой степенью утаивания или вранья. Это часть „бунта“, которая помогает установить личные границы».

Почему дети обманывают родителей

В первые годы жизни у детей сильно развито магическое мышление. Они действительно верят в вымышленных друзей, зубную фею, Деда Мороза и супермена. И когда ребенок говорит о таких вещах, он не обманывает, а искренне в них верит. Наша задача — постараться научить ребенка разделять реальность и вымышленный мир.
Попытка отменить проблему. Например, в случаях, когда на вопрос: «Ты чистил зубы/вымыл руки,» — ребенок хитрит и говорит «да». До школьного возраста, а иногда и до 7 лет, дети могут считать, что если сказать «да», то зубы будут почищены и проблема таким образом исчерпана
Маленькие дети, если не хотят брать на себя ответственность, искренне верят, что такой способ решения проблемы работает.
Привлечь внимание взрослых. Часто дети приукрашают действительность или сгущают краски, когда начинают ходить в детский сад
Они используют этот способ, чтобы увидеть реакцию взрослых и задержать внимание на себе подольше. Согласитесь, как только ваш ребенок произносит: «А сегодня Марья Ивановна…» — вы тут же начинаете его слушать с двойным интересом.
Ребенок сталкивается с проблемой, которую не может решить сам, и прибегает ко лжи

При этом ему важно мнение сверстников. Это ложь-преувеличение или приукрашивание

Чаще бывает у детей после 10 лет. Ребенок лжет, чтобы быть принятым в социуме, в среде друзей, одноклассников.
Страх наказания или реакции родителей. Это самая распространенная причина вранья. Например, ребенок разбил кружку и думает: «Если мама увидит, то накажет или будет кричать… Поэтому я лучше спрячу осколки, чтобы никто не узнал.» Скорее всего, ранее у него уже был подобный опыт и он знает, каких последствий ожидать в семье.
Ребенок копирует взрослых — видит, как мама или папа общаются с другими, и впитывает, что бывают ситуации, в которых нормально соврать. Поэтому важно осознавать, когда мы лжем. И если при этом малыш нас слышит, объяснять ему, почему мы это сделали.

Каких принципов в воспитании следует придерживаться?

Чтобы воспитать ребенка правильно, следуйте трем принципам.

  1. Избегайте двойного посыла, когда вы что-то запрещаете ребенку, а делаете это сами. Это не обязательно касается вредных привычек. Если вы смотрите телевизор до поздна, а ребенка ограничиваете часовым просмотром, то посыл будет неоднозначным.
  2. Не опускайтесь до уровня подростка. Вместо того, чтобы общаться с ребенком на повышенных тонах, отвечать грубостью на грубость, покажите, как ведет себя взрослый ответственный человек.
  3. Попытайтесь понять поведение подростка. Если он начинает врать или грубить – то вероятнее всего нуждается во внимании и понимании родителей.

Почему ребенок врет

Страх наказания. Самая распространенная среди всех причин, почему ребенок постоянно врет. Детям любого возраста очень сложно удержаться от соблазнов и установленных родителями или обществом границ. Поэтому, если ребенок все-таки «начудил» (специально, нечаянно или из простого любопытства), он неизбежно понимает, что за проступком последует наказание. Это и может спровоцировать его на вранье. Также стремление избежать гнева путем лжи часто становится тактическим ходом (защитной реакцией) детей, родители которых резко реагируют на его малейшую провинность.

Стремление выделиться. Одна из причин детского вранья, которая указывает на то, что ребенок чем-то или кем-то недоволен, не уверен в себе. Это могут быть уровень обеспеченности, свои внешние или физические данные, степень внимания и заботы родителей, ситуация в семье. Поэтому дети придумывают рассказы о своих способностях и геройствах, приукрашивают материальные или физические возможности родителей. Таким образом, в истоках ребяческого хвастовства лежит желание повысить свою значимость в глазах важных для него людей — родных, учителей, сверстников.

Личная выгода. Самая неприятная причина, почему ребенок врет. В этом случае он использует ложь как инструмент для достижения определенной корыстной цели. То есть его никто и ничто не вынуждает сделать выбор между правдой и враньем. Он делает это осознанно, добровольно. Его сценарий поведения прост: солгал — получил желаемое. Это может быть признаком психопатии, когда он просто не способен различать «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», или последствием пробелов в воспитании.

Дефицит внимания
Причина, по которой лгут дети, которые пытаются обратить на себя родительское внимание. Чаще всего такой способ привлечения внимания выбирают малыши, родители которых не уделяют им достаточно времени в силу своей занятости
Нередко к нему прибегают дети после рождения братьев или сестричек, когда вектор родительского внимания переключается на младшего

Также с помощью лжи иногда ребенок пытается решить семейные проблемы (ссоры, скандалы), надеясь, что родители переключатся на него и примирятся.

Семейные традиции. Веский повод, чтобы ребенок перенял модель поведения родителей, в которой ложь воспринимается как нечто обычное. Двуличие в общении и поведении взрослых, пустые обещания, вовлечение ребенка в, казалось бы, невинные схемы обмана («скажи, что мамы нет дома», «скажешь, что забыл тетрадь» и т. д.) постепенно формируют в нем такую же жизненную позицию.

Боязнь унижения. Причина, которую можно назвать в некоторой степени уважительной

Она указывает, насколько важно для ребенка уважение со стороны других, в особенности — родителей. То есть он обманывает, чтобы «сохранить лицо», не уронить авторитет. К примеру, перед папой, который учит, что мужчины не плачут

Поэтому сын, стараясь быть настоящим мужчиной в глазах отца, не расскажет ему о том, как плакал, упав с дерева. При этом осознавая, что за сам факт падения и слезы его ругать не будут

К примеру, перед папой, который учит, что мужчины не плачут. Поэтому сын, стараясь быть настоящим мужчиной в глазах отца, не расскажет ему о том, как плакал, упав с дерева. При этом осознавая, что за сам факт падения и слезы его ругать не будут.

Защита и самозащита. «Ложь во благо» может появиться и в арсенале ребенка. К примеру, когда в опасной ситуации он хочет защитить себя или своих товарищей, близких. При этом он осознает, что говорит неправду, но вынужденно, с целью разрешения (избегания) сложной ситуации.

Нота протеста. Один из способов самовыражения ребенка, когда с помощью вранья он старается противостоять миру. Чаще всего его выбирают дети из неблагополучных семей и подростки, чтобы доказать свой авторитет и способность решать проблемы самостоятельно.

Симптомы заболевания

Повышенная тревожность в подростковом возрасте проявляется особо остро. Это напрямую связано с физиологическими и психологическими особенностями ребенка в таком периоде. Опасно, что патология может закрепиться и стать устойчивой характеристикой.

К симптомам заболевания относят:

  • Замкнутость подростка в себе;
  • Отсутствие желания ходить на занятия;
  • Снижение контактов со сверстниками;
  • Частая смена настроения, преобладание угнетенного состояния.

При появлении таких признаков следует показать подростка специалистам. Разные формы тревожных расстройств возникают по различным причинам. К их лечению стоит подходить специфически. Но это не возрастное отклонение, оно не пройдет само.

Инструкции для работы с трудным поведением

Важно сказать, что трудное поведение бывает разное и к каждому его проявлению нужно находить свой подход. Команда фонда «Шалаш» выбрала три распространённых проявления и рассказала, почему ребёнок может так делать и что родители могут предпринять в этом случае (или наоборот точно так не делать)

️ Что делать, если ребёнок вас обманул

  1. Дайте ребёнку договорить. После того, как он выговорился, обозначьте, что готовы послушать историю ещё раз, но разделите то, что кажется вам нереалистичным и реальным.
  2. Задавайте вопросы, чтобы понять последствия обмана, но не обвиняйте и не допрашивайте.
  3. Расскажите ребёнку, когда говорить неправду бывает допустимо, а когда это делать нежелательно.
  4. Поблагодарите за честность.

️ Что делать, если обманы продолжаются некоторое время

  1. Помните о том, что мы не делаем, когда обнаруживаем обман.
  2. Руководствуйтесь презумпцией невиновности, не обвиняйте человека «на всякий случай» или чтобы «припугнуть».
  3. Задавайте вопросы и уточняйте факты.
  4. Проговорите, на какую поддержку ребёнок может рассчитывать, обратившись к вам.
  5. Сфокусируйтесь на том, чтобы вместе справиться с возникшей проблемой, а не наказать ребёнка. Проговорите это, иногда даже несколько раз.
  6. Проговорите последствия нарушения.
  7. Обсудите, как вы могли бы помочь, если бы узнали правду сразу.
  8. Выберите конкретные формулировки, с которыми ребёнок может к вам прийти в трудный момент.
  9. Если ребёнок придёт к вам с «горькой» правдой в следующий раз, скажите, что цените оказанное вам доверие.

  • заводить подростка в тупик, чтобы он был вынужден признать правду;
  • стыдить за обман;
  • называть ребёнка/подростка лжецом, лгуньей;
  • резко прерывать и говорить, что то, что он говорит, — неправда.

️ Что делать, если ребёнок вам отказывает

Наблюдайте

Отмечайте, от каких заданий ребёнок отказывается, как проявляет своё нежелание, а в какие моменты, наоборот, включается.
Обращайте внимание и на свои реакции тоже — вы ругаетесь, не замечаете, угрожаете или хвалите?
Сформулируйте план действий. Проанализируйте свои наблюдения и предположите, почему подросток так активно саботирует занятия

Начните действовать на основании этого.
Создавайте опыт успеха. Выясните, какие задания лучше всего получаются, и начните в них вовлекать ребёнка. Хвалите его за успехи!
Предложите ребёнку то, что ему интересно. Может, он любит рисовать? Или рассказывать что-то? Включите эти элементы в задание или внеучебные обязанности, особенно в те части, где отказ проявляется чаще всего, и посмотрите, как это повлияет на поведение.

  • обвинять в лени и неспособности сделать что-то самостоятельно;
  • сравнивать с успехами других детей и подростков;
  • заставлять насильными способами: ставить ультиматумы, лишать чего-либо, наказывать.

️ Что делать, если ребёнок ведёт себя агрессивно

  1. Остановите подростка, когда он проявляет агрессию. Если нужно, сделайте это физически: удерживайте человека так, чтобы у него не получалось сделать больно ни себе, ни окружающим.
  2. Поддержите того, кто пострадал, если такой человек есть. Скажите, что вам жаль, что такое произошло и что вы сделаете всё, чтобы это не повторилось.
  3. Разделите участников конфликта, но не оставляйте агрессора одного. Ему нужен взрослый рядом.
  4. Дайте агрессору время успокоиться и прийти в себя. Например, предложите варианты действий, которые могут помочь ребёнку во время сильных переживаний. Например, попить воды, сделать несколько глубоких вдохов.
  5. Предложите вернуться к разговору с вами, когда ребёнок будет к этому готов.
  6. Обязательно проведите разговор, когда ребёнок будет спокоен и готов слышать вас.

Что делать с обманщиком-подростком: рекомендации психологов

Детские психологи в один голос заявляют, что во вранье подростков в первую очередь виноваты родители и их методы воспитания.

Семейный психотерапевт Ольга Троицкая, считает, что единичные случаи вранья – вполне нормальное явление как для взрослых, так и для подрастающего поколения. Она отмечает тот факт, что раздраженные непослушанием и регулярными обманами родители не задумываются о чувствах сына или дочери в порыве своего гнева. Вранье подростка редко вызвано счастливым событием, скорее за ним скрывается неприятность, о которой он не хочет говорить. Зная о том, что врать плохо, многие дети итак испытывают колоссальный дискомфорт, который усугубляется раздражением родителей

Для того, чтобы спокойно разрешить проблему, необходимо перенести себя на место своего ребенка и постараться в первую очередь привести его к душевному равновесию, а потом уже разбирать ситуацию.

Психолог Антон Сорин акцентирует внимание на том, что недостаток внимания – одна из главнейших причин подросткового вранья. При это он обращает внимание на то, что гиперопека и авторитарный контроль не являются проявлениями внимания.

Классификация подростковых патологий

Патологическая тревожность в подростковом возрасте проявляется с конкретными особенностями. Она может принимать разнообразные формы:

  • Фобическую;
  • ОКР;
  • Генерализованную;
  • Тревожно-депрессивную;
  • Паническую;
  • Посттравматическую стрессовую;
  • Сепарационную;
  • Селективный мутизм и другие.

Фобические тревожные расстройства

Устойчивые, достаточно выраженные фобии проявляются в виде страхов, которые не связаны с реальной угрозой. Они обычно сопряжены с ожиданием, присутствием конкретной ситуации, объекта. Подросток в этом случае может осознавать неразумность и чрезмерность страха.

Наиболее распространенными формами фобий можно назвать;

  • Социофобию – боязнь оказаться в центре внимания. Ребенка страшит оценка его личности другими людьми, он боится повести себя неправильно. У него возникает чувство стыда, ощущение унижения в некоторых ситуациях.
  • Агорафобию – подросток боится находиться в большом скоплении людей.
  • Изолированные фобии – страх перед высотой, боязнь змей, пауков и другое.

ОКР

Обсессивно-компульсивные расстройства выражаются в наличии обсессий (подростка преследуют навязчивые идеи, убеждения), приводящих к появлению компульсий (навязчивые ритуалы, действия). Ребенок пытается отогнать такие мысли, но безрезультатно. Это проявляется в его поведении. Среди наиболее часто встречающихся обсессий можно выделить следующее:

  • Страх заболеть опасной болезнью;
  • Боязнь причинить вред себе, окружающим;
  • Страх нападения;
  • Озабоченность религиозного, сексуального направления.

Генерализованное тревожное расстройство

Здесь подростковая тревога очень стойкая. Она не ограничивается определенной ситуацией, может возникать внезапно и по каждому поводу. Ребенок обычно сильно переживает из-за любой мелочи

Он выискивает и фиксирует свое внимание на всех «страшилках», соотнося их со своей жизнью

Признаками такой патологии является быстрая утомляемость, суетливость, постоянное беспокойство. У подростка нарушается сон, концентрация внимания, память. Он часто раздражается, испытывает мышечное напряжение.

Тревожно-депрессивное нарушение

Патология выражается в одновременном присутствии признаков тревоги и депрессии. К основным симптомам относятся:

  • Плохое настроение;
  • Беспокойство, постоянная тревожность;
  • Ощущение приближения какой-либо катастрофы – смерти, неизлечимой болезни.

Такое психическое нарушение нередко развивается на фоне стресса, недостатка внимания со стороны родителей, давления от сверстников.

Паническая форма тревожного расстройства

Такая патология обычно связана с частыми паническими атаками, которым подвергается подросток. Кроме сильного беспокойства у ребенка возникают соматические проблемы. Может учащаться сердцебиение, появляться сильное потоотделение, дрожание рук, учащенное дыхание.

Посттравматическое стрессовое нарушение

Эта форма возникает в следствие события, тяжело повлиявшего на психику ребенка. К таким ситуациям относятся автомобильные аварии, смерть близких, изнасилование и другое.

Сепарационное тревожное расстройство

Подросток испытывает страх расставания с близкими, чаще – родителями. У него возникает боязнь, что с ними может случиться плохое. Ребенок старается избежать расставания, становится печальным, уходит в себя. Иногда расстройство проявляется в истериках, попытках удержать близкого человека, приступах ярости.

Селективный мутизм

Подросток отказывается общаться с окружающими, за исключением узкого круга близких людей. Обычно это происходит в психотравмирующих ситуациях. Он не просто не хочет разговаривать с людьми. Ребенок не в состоянии это сделать. Нередко встречается сочетание селективного мутизма с энурезом, нарушением развития речи, аутизмом и другими заболеваниями.

Как выжить родителям подростков

  • Спрашивать ребёнка: «Почему ты так поступаешь?» Ответ поможет понять, что нужно исправить в отношениях.
  • Спрашивать себя: «Почему я запрещаю?» Возможно, дело не в заботе о безопасности ребёнка, просто есть потребность сохранить спокойствие или лицо перед окружающими.
  • Позволять принимать всё больше решений самостоятельно и нести ответственность за последствия.
  • Объяснять запрет или требование через аргументы и примеры из жизни.
  • Повышать голос, только если подросток не слышит или когда нужно сделать акцент на каком-то событии.
  • Не кричать, если нужно просто выплеснуть свои эмоции.

Что делать, и как отучить ребенка врать

Первые попытки лжи у ребенка тяжело назвать враньем в чистом виде. Малыш говорит то, что хочет видеть, а не пытается обмануть родителей. Включается детское мышление: если он опишет ситуацию как он хочет её видеть, то такой она и станет.

В малом возрасте вранье неосознанно

На следующем этапе жизни он понимает, что это так не работает. Если ребенок 8 лет врет, будь то девочка или мальчик, что делать его родителям? В семь-восемь лет дети прибегают ко лжи, чтобы упростить себе жизнь, для них это способ закрыть проблему, особо при этом не заморачиваясь. Малыш не хочет конфликтов, не знает, как их решать и как лучше поступить, поэтому прибегает ко лжи, может даже начать воровать.

Психологи советуют родителям:

  • не паниковать из-за вранья детей, ведь это социальная технология.
  • не фиксироваться на факте вранья, а воспринимать это как этап развития личности.

К сведению! Стоит отодвинуть в сторону факт лжи и отреагировать на то, что есть на самом деле.

Возрастные особенности детской лжи

Часто дети прибегают к вранью, чтобы избежать возможного наказания, однако до 3 лет малышу незачем врать по нескольким причинам:

  • Ему еще незнакомо понятие «ложь».
  • Постоянно находится рядом с матерью, считает себя с ней единым целым, и ему нечего скрывать от нее.
  • Ложь призвана скрывать информацию и эмоции. Общение в раннем возрасте происходит, опираясь на эмоции, которые они плохо скрывают, поэтому и врать они не могут.

Не всегда стоит ругать за вранье

Начиная с 4 лет, дети осваивают механизм работы лжи и могут прибегнуть к ней:

  • Во избежание наказания.
  • Для защиты интересов близких или уважаемых людей.
  • Приписывание себе и другим людям несвойственных качеств, чтобы рассказать о несуществующих случаях из жизни.
  • Развитая фантазия приводит к формированию различных образов, которые связаны с реальностью и неотделимы от нее для ребенка.

Возможные причины детской неправды

Чаще всего дети прибегают ко лжи, чтобы избежать стресса, однако бывают и следующие причины:

  • избежание наказания;
  • привлечение внимания;
  • избегание стрессовых ситуаций;
  • перенимание примера с окружающих;
  • наличие проблем, требующих решения.

Вранье может быть всего лишь привлечением внимания

Дети младше 7 лет часто фантазируют различные истории, выдавая их за правду. Это не ложь, просто они еще не умеют четко разграничивать реальность от вымысла. Такие истории не несут вреда, а свидетельствуют о богатом воображении.

К сведению! Чаще всего дети лгут не из плохих соображений. Они пытаются приспособиться к окружающим их условиям.

Подражание взрослым

Дети очень наблюдательны. Если ребенок постоянно видит, как лгут его родители, он начинает перенимать такую манеру поведения. Часто родители самостоятельно учат лгать, прося утаить что-то или сказать неправду педагогу или воспитателю. Это может привести к тому, что он так же будет обращаться с родителями и близкими.

Поступки родителей могут сформировать у детей двойственные стандарты о вранье. Они видят, как мама в телефонном разговоре говорит об опоздании, а сама еще даже не начинала собираться. Или отец приукрашивает свою последнюю рыбалку, преувеличивая свой улов. В таком случае формируется установка, что лгать иногда можно.

Строгость воспитания

Если ребенка воспитывают в строгости, его протест может проявиться в виде лжи.

К сведению! Таким образом он пытается противостоять контролю и давлению со стороны взрослых. На вопросы родителей о бытовых действиях, например, чистка зубов — отвечает ложью. Этим он расширяет свои личные границы, показывая, что это его территория, и не стоит сюда заходить.

Недостаток внимания

Часто родители большую часть времени уделяют работе, чтобы обеспечить чадо всем необходимым. Однако в такой ситуации ему не хватает самого главного — внимания со стороны родителей. Он начинает сочинять различные истории и небылицы, иногда может дойти до воровства и хулиганства

Таким образом он пытается обратить на себя внимание родителей

Стоит уделять внимание малышу

Фантазии

Развитое воображение детей постоянно стимулирует сочинение различных историй и небылиц, которые они рассказывают окружающим. Это может быть как фантазия о несуществующем, так и приукрашивание обычных житейских ситуаций. Враньем это назвать нельзя, просто так человек проявляет свою фантазию при взаимодействии с окружающим миром.

К сведению! Бывают ситуации, когда малыш запоминает ситуацию по-своему и воспроизводит ее так, как запомнил. Это не обман в общепринятом смысле, просто он запомнил прошедшее именно так.

Порой фантазирование играет роль психологической защиты, когда подсознание меняет воспоминания, чтобы защититься от болезненных переживаний и эмоций, которые они вызывают.

В каком возрасте дети начинают врать?

  • В возрасте 3-4 лет детское мышление уже достаточно развито, для того, чтобы придумывать нереальные ситуации и фантазировать. В этом возрасте такое поведение сложно назвать обманом, потому что это является частью становления психики. Малыши говорят о вещах, не соответствующих правде, совершенно открыто и без злого умысла, не боясь наказания.
  • После 4 лет малыши уже умеют различать, что такое хорошо и плохо. Поэтому, нарушая запреты родителей и окружающих, они могут стараться схитрить и сказать неправду, чтобы избежать наказания или осуждения.
  • С 5 до 7 лет дети уже хорошо осознают поведение окружающих. Видя, как говорят неправду взрослые, они подражают окружающим и перенимают такое поведение на себя, считая это нормой. Если ребенок начал врать в таком возрасте, родителям необходимо в мягкой или игровой форме объяснить, почему обманывать нельзя, для того, чтобы предупредить патологическое вранье в старшем возрасте.
  • В 13-14 лет начинается переход во взрослую жизнь. К этому моменту у них четко складывается картина восприятия мира и выбирается определенная линия поведения в жизни. В такой сложный период неправильно сформированное отношение к честности может привести к тому, что вранье станет частью образа жизни подростка, что может негативно сказаться во взрослой жизни.

В этом особенном возрасте родителям необходимо быть особенно внимательными к детям, но не переусердствовать с контролем. При первых признаках вранья следует разобраться в причинах и помочь преодолеть этот недостаток.

Почему ребенок врет?

Есть несколько причин, почему дети врут родителям. Вот некоторые из них.

  1. Предъявление повышенных требований. Родители часто хотят от ребенка того, что он не может сделать. И чтобы не разочаровывать маму с папой, малыш придумывает небылицы.
  2. Отсутствие доверия в семье. Самая регулярная причина.
  3. Чрезмерная строгость в воспитании. Ребёнок обманывает, чтобы его не наказывали за что-либо.
  4. Сильная любовь к родителям. Звучит странно, но так оно и есть. Малыш не хочет огорчать маму с папой, поэтому врёт. Он не хочет нарушить психическое и физическое здоровье родителей, поэтому обманывает.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: