Салвадор дали: дневник одного гения

«Дневник одного гения», Сальвадор Дали

Знаменитые работы Сальвадора Дали смогут распознать даже те, кто никогда не интересовался искусством. Об эпатажности и оригинальности художника наслышан весь мир. Этот дневник, написанный самим сюрреалистом, — ещё одно доказательство его неординарного взгляда на всё вокруг.

Своеобразный литературный памятник охватывает десять лет жизни автора и представляет собой сборник небольших эссе и рассказов. Здесь есть и хитроумные философские наблюдения, и возвышенные оды своей неизменной музе Гале, и откровенные разносы в пух и прах других знаменитых художников. Очередная шалость неповторимого гения!

4 Сальвадор Дали

Книга, призванная доказать, что «повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти, простуды, его жизнь и его смерть в корне отличаются от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого», — так Сальвадор Дали характеризует «Дневник одного гения», ставший логическим продолжением его первой книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Посвященный бессменной музе Дали — Гале (Елене Дьяконовой), дневник представляет собой сборник разрозненных мыслей, анекдотов и историй из жизни художника, и непреднамеренно, но вполне закономерно становится бумажным отражением сюрреалистического творчества испанского живописца. Сюрреализм в дневнике раскрывается не только как художественное течение, но и как способ мышления и подход к жизни, подразумевающий эпатажный вызов по отношению ко всему привычному и будничному.

Прически Флоренции

Мужские прически жителей Флоренции как бедных, так и богатых были весьма схожи по своему силуэту. В основном это были шарообразные прически. Делались прически чаще всего из длинных завитых волос.

Сандро Боттичелли. Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи. (1474—1475)Здесь прическа элипсообразная – «колб» и типичный головной убор Италии периода Возрождения

Молодые люди носили завитые, пышновзбитые и распущенные волосы. Либо с небольшой челкой, либо без нее. Волосы зачесывались назад или же имели прямой пробор.

Джованни Амброджо де Предис (ученик Леонардо да Винчи). Святой Себастьян.Прическа юноши.

Еще одним вариантом прически была прическа из завитых волос, уложенных в широкий валик концами внутрь.

Носили и более короткие прически элипсообразной формы, стрижку «лестницей», «пейзанскую» стрижку, которая была популярна в Средние века.

Бороды носили лишь пожилые мужчины. Молодежь ходила с выбритыми лицами.

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи (1478—1482).Элипсообразная прическа.

Женские прически Флоренции были сложными, состоящими из кос и завивки. Их обильно украшали лентами и нитями жемчуга. В отличие от Средних веков женщины теперь могли ходить с непокрытой головой.

Так, к примеру, носили прически наподобие «греческого» узла. Девушки могли ходить с распущенными завитыми волосами. Женщины носили прически из кос, которые укладывались спиралями над ушами. С такими косами могли носить вуали, сетки для волос, небольшие бархатные шапочки.

Сандро Боттичелли. Портрет молодой женщины, 1476-80.«Флорентийская коса».

Но одной из самых популярных причесок была прическа «флорентийская коса». Данная прическа существовала в нескольких вариантах. Волосы разделялись прямым пробором, зачесывались полукругами на щеки, на затылке заплеталась коса. Косу перевязывали шнурами, лентами бусами. Могли такую косу и убирать в специальный кожаный футляр или же сеточку. Еще один вариант данной прически – вместо косы волосы на затылке собирались в пучок и распускались по спине слегка волнистой прядью.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем,1490.«Флорентийская коса».

Кшесинская

  1. “Воспоминания” (мемуары);
  2. Дневники, воспоминания, письма великого князя Андрея Владимировича.

Матильда Кшесинская пользовалась покровительством Императорского двора. В юности у нее был роман с Николаем 2. После расставания за ней ухаживал дядя Николая – Сергей Михайлович. А вышла замуж она за великого князя Андрея Владимировича. Они были кузенами с Николаем 2.

В 1909 году всячески (творчески и финансово) Кшесинская содействовала Дягилеву в организации первых Русских балетных сезонов. Но вскоре Маля и Серж рассорились. Выступления были на грани срыва.

Но они состоялись!

В своих мемуарах Матильда часто вспоминает Дягилева и свои гастроли по Европе. Много было между ними споров и разногласий за всю жизнь. Но окончательно они помирились лишь в эмиграции.

Джотто (1267—1337).

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало XVI века. Лувр, Париж.

XIV век. Проторенессанс. Главный его герой — Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон. Как, например, на этой иконе.

Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275—1280. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Старые и молодые. Печальные. Скорбные. Удивленные. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302—1305). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент. 

Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле  Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303—1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

Джотто восхищались. Но его новаторство развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится достойный продолжатель Джотто.

«Далёкое близкое», Илья Репин

Прежде всего Илью Репина знают как знаменитого русского художника, автора картин «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Крёстный ход» и других. При этом мало кто слышал о литературном таланте известного живописца. В автобиографии «Далёкое близкое» нашёл отражение прекрасный слог автора, его живой яркий язык, с помощью которого он точно описывает наиболее значимые вехи собственной истории.

Это и детские воспоминания, и учёба в Петербургской Академии художеств, и формирование общества передвижников. Отдельные очерки Репин посвятил окружавшим его современникам: Крамскому, Мусоргскому, Куинджи, Толстому. А ещё поделился с читателями историями создания своих легендарных шедевров и философскими размышлениями об искусстве.

Рубинштейн

Ида Рубинштейн – личность странная. Ее родители были очень богатыми. Но, к сожалению, скончались в эпидемию. Девушка осталась один на один со своим несметным богатством.

Она немного не вписывалась в стандарты женской красоты того времени, поэтому решила брать не талантом, а своими финансами. Она платила режиссерам, чтобы те брали ее на роли.

В стороне не остался и Дягилев. Говорят, за хорошую сумму Ида попала в балет Сержа. Она и не танцевала, и не играла. Рубинштейн всегда была гениальной фигуранткой. С важным видом королевы она ходила по сцене и украшала собой постановку.

Именно в труппе Дягилева Ида познакомилась с художником Валентином Серовым, который позже нарисовал ее знаменитый портрет.

Читати також

02.02.2023
517

Роман Набегов. Ни шагу назад. Из дневника

  • Чому правильні шкарпетки для військових настільки важливі?
  • Якщо дитячий одяг, то лише якісний
  • Молодий український рок-гурт Paradoxx презентує композицію Весна
  • «Ще раз» ANDRUX презентував ліричну пісню про цінності сьогодення
  • LUSHCHINSKA feat. Arturro Mass презентують запальну дуетну пісню Гопак
  • Переможці конкурсу Війна, кохання, перемога
  • Виконавиця NEYROBIKA випустила свій дебютний міні-альбом (EP) Хижак
  • K.E.D.R.O.V.A презентує свій новий Vsesvit
  • Артем Колюбаєв, Саргіс Саргсян та Ельвіра Гаврилова зібрали 1 740 000 грн у Афінах

«Если бы я была королевой… Дневник», Мария Башкирцева

Дневниковые записи Марии Башкирцевой пользовались большой популярностью в начале XX века. Её стремительная яркая судьба оборвалась в 25 лет из-за чахотки. Казалось бы, что можно успеть за такой короткий отрезок времени? Однако за свою совсем недолгую жизнь юная художница создала около 150 картин и 200 графических работ. Некоторые из них сегодня можно увидеть в Русском музее и на выставках Парижа, Ниццы и Амстердама.

Словно предчувствуя быстротечность своих дней, Башкирцева уже с 12 лет исписывала толстые тетради ежедневными откровенными записями. Здесь первая влюблённость и разочарование, семейные неурядицы, переписка с Ги де Мопассаном, идеи феминизма и страсть к искусству.

3 Пабло Пикассо

Драматургические поиски основоположника кубизма Пабло Пикассо были вдохновлены его работой над декорациями и костюмами к сюрреалистическим спектаклям. Решив попробовать себя не только в роли художника и декоратора, Пикассо в 1940-х годах пишет две абсурдистские пьесы — «Желание, пойманное за хвост» и «Четыре маленькие девочки». По сути его произведения — это дань кубизму, словесный кубизм. Смысл (в привычном его понимании) в репликах весьма своеобразных персонажей совершенно отсутствует, ровно так же как и отсутствует однозначный сюжет. В одной пьесе Лук, Ватрушка, Тишина, Занавески и другие странные герои фантазируют на библейские темы, а в другой пьесе четыре девочки перепридумывают мир заново

Каждая реплика в драматургии художника — поток ассоциаций, которые, объединяясь, создают новый театр имени Пабло Пикассо, театр анархии, где между действиями нет связи, но есть что-то, что приковывает внимание точно так же, как это делают кубические портреты его же авторства.

«Моя жизнь», Константин Коровин

«Моя жизнь» — автобиография еще одного великого русского художника в нашей подборке. Константин Коровин — блестящий мастер пейзажной живописи, замечательный портретист и театральный декоратор, основатель русского импрессионизма. Именно его кисти принадлежат такие пейзажи Парижа, которые легко спутать с полотнами Писсарро, Ренуара и Моне. Взгляните только на картины «Ночной Париж», «Париж после дождя», «Бастилия» и вы поймете, о чем мы говорим. Сама жизнь Коровина напоминала этот красочный и прекрасный город, она проходила в эпоху, богатую историческими событиями, а судьба свела его с выдающимися людьми своего времени. Среди них: Врубель, Серов, Левитан, Поленов, Шаляпин. О каждом из них Коровин честно и без утайки написал в своих мемуарах.

    

MyBook дарит всем новым пользователям 14 дней премиум-подписки по промокоду DALI, а также скидку 25% на 1 и 3 месяца подписки. Активируйте промокод
до 20 мая 2020 – читайте и слушайте эти и любые из 270 тысяч электронных и аудиокниг совершенно бесплатно.

«Дневники Энди Уорхола», Энди Уорхол

Энди Уорхол вел свои знаменитые дневники с ноября 1976 до самой смерти, в феврале 1987, когда гений поп-арта по неизвестным причинам скончался в Нью-Йоркской больнице после операции. В книге — все впечатления Уорхола от светских вечеринок, поездок в Лондон, Париж и Лос-Анджелес и встречах с выдающимися людьми того времени: с Труменом Капоте, Лайзой Минелли, Миком Джаггером, Жан-Мишелем Баския, Джимом Моррисоном, Мохаммедом Али и Йоко Оно. А также — все расходы художника за день, начиная с оплаты такси и заканчивая стоимостью звонка из уличного телефона-автомата. Интересно, что о мелочах жизни Энди пишет не менее забавно, чем о ночных кутежах в «Студии 54».

    

10 Николай Рерих

Николай Рерих оставил массу записок о своих путешествиях в страны Центральной Азии. Книга «Шамбала. Сердце Азии» — своеобразный итог пятилетней экспедиции Рериха по Индии, Китаю, Тибету и другим близлежащим странам. В книге суммируется и философски осмысляется опыт жизни и работы на Востоке и подробно рассказывается о загадочной мифической стране — Шамбале, «самом священном слове» и «краеугольном понятии Азии». Рассуждая о поисках святой Шамбалы, Рерих попутно пишет и об экзотических пейзажах стран Востока, об особенностях местного населения и путях развития цивилизации и о противостоянии Запада и Востока.

Стравинский

Игорь Стравинский – русский композитор, который начал свое партнерство с Дягилевым с написания музыки для трех балетов (“Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”). В последствии все эти балеты принесли ему мировую известность.

Игорь Стравинский и Серж Дягилев

Дягилев и Стравинский сотрудничали на протяжении многих лет, то прерывая, то восстанавливая отношения. За это время композитор написал многие знаменитые балеты:

  • Поцелуй феи;
  • Лиса;
  • Свадебка;
  • Пульчинелла;
  • Царь Эдип;
  • и многие другие.

Из воспоминаний Стравинского:

На этой обложке книги “Хроника моей жизни” также изображен портрет Стравинского, который нарисовал Пикассо. Только он был написан чуть позже (в 1920 году).

Фокин

Михаил Фокин был выдающимся балетмейстером. Гастроли Русского балета в Париже принесли ему мировой успех. Из-под его пера вышли следующие постановки:

  • Половецкие пляски;
  • Павильон Армиды;
  • Карнавал;
  • Шахерезада;
  • Жар-птица;
  • Петрушка;
  • Видение Розы;
  • и многие другие.

Фокин работал у Дягилева с 1908 по 1914 год. Позже они рассорились. Михаил покинул труппу.

В своих мемуарах Фокин часто обижался, что вся слава ушла к Дягилеву. Зрители считали Сержа творцом балета/балетмейстером/хореографом/художником-постановщиком… Но балеты ставил Фокин, а Дягилев был классным организатором и пиарщиком.

Нижинские

  1. “Чувство” (Вацлав Нижинский);
  2. “Вацлав Нижинский” (Ромола Нижинская);

Вацлав Нижинский был фаворитом Сержа Дягилева. Ваца и Серж были связаны контрактом на протяжении 5 лет. Дягилев быстро понял, что Нижинский человек творческий. Он всячески отгораживал его от общения со всеми.

Серж всё ему оплачивал, засыпал подарками, дарил колечки от Картье. Водил по выставкам, спектаклям, советовал книги. Делал все, чтобы Вацлав думал только о балете.

И однажды звезда Нижинского “выстрелила”. В 1912 году вышел балет «Послеполуденный отдых фавна», который был поставлен самим Вацлавом. Он произвёл на публику настоящий фурор! Далее последовали его реформаторские постановки “Игры” и “Весна священная”.

Так они творили, пока к труппе Дягилева аккуратно примкнула венгерская аристократка Ромола Пульска. И влюбилась она, конечно же, в Нижинского. Девушка очень долго пыталась попасть в труппу, брала уроки балета.

В 1913 году труппа Дягилева отправилась с гастролями по Южной Америке. Добираться нужно было на корабле. Дягилев не поехал. И тут Пульска быстренько охмурила Вацлава. Не успев сойти с корабля, она уже стала госпожой Нижинской. Они обручились.

Дягилев был в ярости. Он выгнал Нижинского из собственной труппы. К сожалению, у Вацлава очень тяжелая судьба. Он болел шизофренией. Несмотря на предательство, Дягилев всячески старался “вернуть” Вацу к жизни.

Рафаэль (1483—1520).

Рафаэль. Автопортрет. 1506. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда: и при жизни, и после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кротость. Их жертвенность.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы — это не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по-другому и быть не может.

Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. И множили его чувственные образы в тысячах своих полотен.

О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.

8 Поль Гоген

Поль Гоген, считающий современную ему цивилизацию болезнью, находит долгожданный приют и уединение на островах Океании, где, помимо сотни полотен, пишет и литературные произведения — идиллическую поэму в прозе «Ноа Ноа» (что на таитянском означает «благоухать») и мемуары и дневниковые записи «Прежде и потом». Свободная и простая жизнь среди местных жителей дарит художнику новый взгляд на действительность, на которую он теперь взирает с позиции жителя райского острова. «Рисовать искренне значит не лгать самому себе», — видимо, писать искренне для Гогена означает то же самое. Составленные из разрозненных кусков заметки Гогена об искусстве и жизни, о туземцах и других художниках учат любить простые вещи и находить вдохновение в обыденном.

«Дневники Энди Уорхола» Энди Уорхол

Больше тысячи страниц, описывающих будни знаменитого художника на протяжении десяти лет вплоть до его смерти. Все они были записаны под ежедневную диктовку самого Энди Уорхола его близкой подругой и ассистенткой Пэт Хэкетт.

Как признавался сам автор, эти заметки позволяют ему не только смотреть на свою жизнь со стороны, но и помогают отчитаться перед налоговыми инспекторами. В «Дневниках» он подробно перечисляет все свои расходы в течение дня начиная с оплаты такси и заканчивая стоимостью звонка из уличного телефона-автомата.

С помощью этой книги можно увидеть мир глазами самого известного представителя поп-арта, погрузиться в богемную жизнь Нью-Йорка 70–80-х годов и «встретиться» с выдающимися людьми эпохи.

Ещё классные биографии

Отзыв о книге художника, слетевшего с катушек

Что творилось в голове этого усатого сумасброда Сальвадора Дали, когда он выгуливал муравьеда по Парижу? Когда подпирал костылем ягодицу Вильгельма Телля на своей знаменитой картине? Когда ездил на авто, загруженном цветной капустой? Когда на выставку сюрреализма вырядился в костюм водолаза? Хотела бы я сказать, что его «Дневник одного гения» дает ответы на все эти вопросы. Но не буду врать – не дает. После ее прочтения список вопросов разрастается до размеров самой книги.

Среди прочего из дневника можно узнать о странной любви Дали к носорожьему рогу, который он считал чуть ли не основой вселенной и странным образом отождествлял с «Кружевницей» Вермеера. Или о его любви к лебедям, которых он в качестве домашних питомцев привез из путешествия и поселил в своем пруду. Впрочем, любовью это можно назвать с большой натяжкой: едва ли это чувство могло бы соседствовать с желанием начинить их взрывчаткой и запечатлеть в кино момент взрыва.

А чего стоит его идея снять фильм «Тачка во плоти» о женщине, до беспамятства влюбившейся в тачку, на которой везли ее покойного мужа? Прочитаешь – и только плечами пожмешь. Не знаю, как вам, а мне все это показалось ловким самопиаром, хоть и очень забавным и эксцентричным. В конце концов, именно Дали принадлежит фраза:

Судя по всему, парень смекнул, что «хорошими делами прославиться нельзя», как пела старуха Шапокляк. По крайней мере, это гораздо сложнее, чем повесить на усы кружки из бумаги. Поэтому он предпочитал второй вариант вперемешку с другими «далианскими» фокусами. Так что это не просто книга, а потрясающая и монументальная пиар-компания!

При всем при этом нельзя отказать Дали в той доле гениальности, о которой он так любит напоминать читателю. Например, мне почти что захотелось воплотить в жизнь его идею: сделать световую проекцию лика Мадонны на горошины, которые падают из мешков с крыши небоскреба, заснять процесс на видео и воспроизводить его в обратной перемотке, таким образом изобразив… Вознесение! Разве не прекрасно? Уж точно получше, чем приложение к дневнику под названием «Искусство пука, или руководство для артиллериста исподтишка». Хотя последнее заставило меня посмеяться от души, стыдливо пряча страницы книги от попутчиков в метро.

А если серьезно (хотя к Дали это слово применить сложно), в книге есть несколько дельных советов от маэстро для начинающих художников. Вот мои любимые, с которыми соглашусь на все сто:

В завершение. Говорят, что за спиной каждого великого мужчины стоит великая женщина. Как же он любил и обожествлял свою Галу! Даже больше, чем рог носорога и всех мух в мире вместе взятых. Она самая что ни на есть настоящая девушка-плюс в сухом остатке (читательницы Милы Левчук меня поняли). Одобряя каждый его штрих и пук, Гала была для него музой и исподволь вела к успеху. Девушки, есть чему поучиться у нашей соотечественницы!

Что думаете о странном поведении художника? Как вам такие способы прославиться? Смогли бы повторить?

о том, как Дали придумал логотип Chupa Chups и шляпу в форме туфельки, а также о других дизайнерских находках известных художников.

Статья была впервые опубликована в моем арт-блоге.

«Письма к брату Тео», Винсент Ван Гог

Именно в откровенной переписке с младшим братом Теодором содержатся уникальные свидетельства трагического пути безработного и одержимого искусством Винсента Ван Гога. Кажется, только Тео и мог понять так и не признанного при жизни гения и оказать ему хоть какую-то финансовую поддержку.

Поразительный человеческий документ растянулся на сотни страниц — он открывает перед читателями не только диалог с адресатом посланий, но и честный разговор автора с самим собой. Это крик огромного, но погибающего художника, готового дать миру намного больше, чем одну лишь шокирующую историю о потерянном ухе или несколько знаменитых изображений подсолнухов и звёздного неба. 

MyBook дарит новым пользователям 14 дней премиум-подписки по промокоду MAY2021, а также скидку 25% на премиум-подписку MyBook на 1 или 3 месяца. Активировать код необходимо до 30 апреля 2021.

Сюрреализм и Сальвадор ДАЛИ

«Один гений» о себе самом

Среди письменных свидетельств и документов, относящихся к истории искусств XX века, очень заметны дневники, письма, эссе, интервью, в которых говорят о себе сюрреалисты. Это и Макс Эрнст, и Андре Массой, и Луис Бунюэль, и Поль Дельво — но прежде всего все-таки Сальвадор Дали.

Традиции интроспективного самоанализа и своего рода «исповеди» хорошо развиты на Западе и играют существенную роль в панораме художественной культуры по меньшей мере от «Опытов» Монтеня до статей Матисса о своем собственном искусстве. Не случайно здесь приходится называть в первую очередь французские имена: они и в самом деле означают и предельную точность в описании своих внутренних движений и стремлений, и прекрасное чувство меры, гармонической строгости и уравновешенности. Вспомним самонаблюдения Дидро и Стендаля, «Дневник» Делакруа и согласимся, что это так.

«Дневник одного гения» Сальвадора Дали написан человеком, который значительную часть жизни провел во Франции, сформировался там как художник. хорошо знал искусство и литературу этой страны. Но его дневник принадлежит какому-то иному миру, скорее, преимущественно фантастическому, причудливому, гротескному, где нет ничего легче, чем переступить грань бреда и безумия. Проще всего заявить, что все это — наследие католической мистики или «иберийское неистовство», присущее каталонцу. Но дело обстоит не так просто. Много разных причин и обстоятельств сыграли свою роль, чтобы возник «феномен Дали», каким мы его видим в «Дневнике одного гения».

Дневниковая книга — это, по логике вещей, один из лучших способов обратиться к читателю с максимальной доверительностью и рассказать о чем-то глубоко личном, добиваясь при этом особой близости и дружелюбной прямоты. Но именно на это книга Дали никак не рассчитана. Она, скорее, приводит к таким результатам, которые противоположны задушевному взаимопониманию. Часто даже кажется, что художник выбрал форму доверительной исповеди, чтобы взорвать и опровергнуть эту форму и чтобы побольше озадачить, поразить и более того — обидеть и рассердить читателя. Вот эта цель достигается безупречно.

Прежде всего она достигается постоянным, неистощимо разнообразным, но всегда приподнятым и патетичным самовозвеличиванием, в котором есть нечто намеренное и гипертрофированное.

Дали часто настаивает на своем абсолютном превосходстве над всеми лучшими художниками, писателями, мыслителями всех времен и народов. В этом плане он старается быть как можно менее скромным, и надо отдать ему должное — тут он на высоте. Пожалуй, лишь к Рафаэлю и Веласкесу он относится сравнительно снисходительно, то есть позволяет им занять место где-то рядом с собой. Почти всех других упомянутых в книге великих людей он бесцеремонно третирует.

Дали — последовательный представитель радикального ницшеанства XX века. К сожалению, рассмотреть вопрос о ницшеанстве Дали во всей его полноте здесь невозможно, но вспоминать и указывать на эту связь придется постоянно. Так вот, даже похвалы и поощрения, адресованные самому Фридриху Ницше, часто похожи в устах Дали на комплименты монарха своему любимому шуту. Например, художник довольно свысока упрекает автора «Заратустры» в слабости и немужественности. Потому и упоминания о Ницше оказываются в конечном итоге поводом для того, чтобы поставить тому в пример самого себя — Сальвадора Дали, сумевшего побороть всяческий пессимизм и стать подлинным победителем мира и людей.

Искусство итальянского Возрождения

Культурный подъём, происходивший в Италии в период Возрождения. ярче всего проявился в изобразительном искусстве и архитектуре. В них с особой силой и наглядностью отразилось великое переломное значение эпохи, определившей пути дальнейшего развития мирового искусства.

Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора, инженера, оригинального мыслителя. Он прожил бурную и насыщенную творчеством жизнь, создавая свои шедевры на службе Флорентийской республики, у герцога Миланского, Паны Римского и короля Франции. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок.

Л. да Винчи. Автопортрет

Живопись была для Леонардо универсальным средством не только отражения мира, но и его познания. По его собственному определению, это — «удивительное мастерство, вся она состоит из тончайших умозрений». Своими экспериментальными наблюдениями этот гениальный художник обогатил почти все области науки своего времени. А в число его технических изобретений входил, например, проект парашюта.

С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков. Трудно было представить себе столь разных людей: Леонардо — общительный, не чуждый светских манер, вечно ищущий, с широким кругом часто менявшихся интересов; Микеланджело — замкнутый, суровый, с головой уходящий в работу, сосредоточенный на каждом своём новом произведении. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, живописец и поэт. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». В 1504 г. народ Флоренции пронёс в триумфальном шествии колоссальную фигуру Давида, являющуюся шедевром этого мастера. Её торжественно установили перед зданием городского совета. Еще большую славу ему принесли фрески Сикстинской капеллы в Ватикане, где за четыре года Микеланджело расписал 600 кв. м сценами из Ветхого Завета. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд».

Микеланджело. Купол собора Св. Петра

Микеланджело. Оплакивание Христа

Микеланджело. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Не менее впечатляющих успехов Микеланджело добился и в архитектуре. С 1547 г. до конца жизни он возглавлял строительство собора Св. Петра, предназначенного стать главным католическим храмом в мире. Микеланджело радикально изменил первоначальный замысел этого грандиозного сооружения. По его гениальному проекту создали купол, по сей день непревзойденный ни по размерам, ни по величию. Этот римский собор вошёл в число величайших творений мирового зодчества.

Как градостроитель Микеланджело всю силу своего таланта выразил в создании архитектурного ансамбля на площади Капитолия. Он фактически сформировал новый облик Рима, который с тех пор неразрывно связан с его именем. Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Он принимал участие в сооружении собора Св. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Однако Рафаэль проявил себя преимущественно как художник, в творчестве которого получили завершение живописные каноны Высокого Возрождения. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. Его кисти принадлежат портреты Юлия II и Льва X, благодаря которым Рим превратился в столицу ренессансного искусства. Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна».

Рафаэль. Сикстинская мадонна

Почётное место в истории ренессансного искусства занимает венецианская школа живописи, основоположником которой был Джорджоне (1476/77-1510). Всемирное признание получили такие его шедевры, как «Юдифь» и «Спящая Венера». Наиболее выдающимся художником Венеции стал Тициан (1470/80-е — 1576). Всё то, чему он научился у Джорджоне и других мастеров, Тициан довёл до совершенства, а созданная им свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи.

Тициан. Автопортрет

К числу ранних шедевров Тициана относится оригинальная по замыслу картина «Любовь земная и любовь небесная». Венецианский художник получил широкую известность и как непревзойдённый портретист. Позировать ему считали за честь и римские первосвященники, и коронованные особы.

Лопухова

Лидия Лопухова дебютировала в “Русских сезонах” в 1910 году. Она исполняла выделяющиеся роли в “Жар-птице”, “Карнавале”, “Петрушке”. Но после гастролей на 5 лет уехала в США.

Вернулась к Дягилеву она только в 1916 году. Начала танцевать в паре с Вацлавом Нижинским. У труппы начались гастроли по США. А Лопухову там хорошо знали. Сержу этот факт сыграл на руку. Лидия прослужила в труппе до 1919 года.

Потом сбежала, желая как можно быстрее разорвать брак с одним из администраторов труппы Рандольфо Бароччи. Но в 1921 году Лидия снова вернулась к Дягилеву и танцевала роль Авроры в “Спящей красавице”.

Затем девушка опять убегает из труппы. Выходит замуж за знаменитого английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Но в 1925 году снова возобновляет выступления с Дягилевым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: