Начало творчества
В 1900 г. Пикассо вместе с Касагемасом отправляется в Париж, желая посетить Всемирную выставку. Интересен факт, что именно тогда он впервые познакомился с работами импрессионистов. В следующем году он перенес серьезный стресс: его друг Карлос свел счеты с жизнью на почве несчастной любви.
В память о случившемся Пабло написал ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду». Они отражали темы старости, бедности, уныния и смерти. Любопытно, что по его мнению, по-настоящему искренними могли быть только грустные люди.
Пикассо часто задействует разные оттенки синего цвета. Он изображал слепых, бедняков, проституток и прочих подобных персонажей. Биографы называют его знаменитую картину «Девочка на шаре» – переломным моментом от «голубого» периода к «розовому».
Позднее Пабло переезжает в Париж, где проживает в общежитии для бедных живописцев Бато-Лавуар. В это время биографии наступает расцвет его «розового периода». На смену унынию и бедности, приходят образы театральных и цирковых артистов.
На полотнах мастера преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки. Тем не менее, его герои также подвержены тоске, романтизму, одиночеству и прочим похожим чувствам. Постепенно в его творчестве все чаще проявляются новаторские мотивы с задействованием геометрических форм, которые составляют основную композицию картины.
Пабло Пикассо интуитивно начал развивать новый жанр, когда писал портрет своей поклонницы Гертруды Стайн. В 1907 г. он представил свою знаменитую работу «Авиньонские девицы», созданную в классическом стиле кубизма.
К слову, в основе кубизма находится стремление художника разложить изображаемый 3-мерный объект на простые элементы, собрав его на холсте в 2-мерном изображении. Благодаря этому, мастеру удается изобразить объект одновременно с различных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при традиционном изображении объекта только, с одной стороны.
Тогда «Авиньонские девицы» подверглись критике со стороны ряда экспертов, тем не менее, Пикассо продолжил работать в этом направлении. Он ломает объемы, избегает перспективы и прибегает к ряду других приемов, которые превращают его полотна в некие головоломки.
Позднее в работах Пабло возникает «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, адреса, обрывки имен возлюбленных и т.д. По сути кубистический период в творчестве художника оканчивается с началом Первой мировой войны (1914-1918).
В разгар войны Пикассо начинает сотрудничать с труппой «Русского балета» Сергея Дягилева. Он занимается оформлением декораций и костюмов для новых спектаклей. В середине 20-х годов живописец пробует себя в новом жанре художественного искусства – сюрреализме.
Переломный момент в творчестве Пикассо произошел после создания сюрреалистической картины «Танец» (1925). Искривленные фигуры девушек и общее восприятие болезненности надолго овладели художником.
Женщины остаются основными жертвами жестоких причуд Пабло, очевидно, потому что сам он часто не ладил со своей женой или по причине того, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, вдохновляла его на открытую чувственность.
Любопытно, что Вальтер позировала Пикассо для его нескольких скульптурных бюстов. В начале 30-х годов именно через скульптуру он предпочитает выражать свои идеи.
«Месмер» (Mesmer, 1994)
Все предыдущие фильмы рассказывали нам о реальных учёных и исследователях. Конечно, Франц Антон Месмер (Franz Anton Mesmer) тоже реальная личность, он даже имел диплом доктора медицины, но запомнился он совсем не научными достижениями. В 18 веке в Европе начался бум опытов со статическим электричеством. В 1746 году Питер ван Мушенбрук (Pieter van Musschenbroek) создаёт первый в мире конденсатор. В 1747 году Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) описывает электричество, как жидкое вещество и называет его «электрическим флюидом». Затем итальянский врач и физиолог Луиджи Гальвани (Luigi Galvani) обнаружил электрическую природу сокращения мышц и назвал это явление «животное электричество». А в 1774 году Месмер использовал магниты для излечения одной пациентки, и когда она (по чистой случайности) выздоровела, немецкий врач описал природу «животного магнетизма». После этого он перестал лечить людей лекарствами и принялся продвигать собственную идею.
Когда пациенты шли на поправку, люди начинали считать Месмера великим целителем, а когда лечение не работало, ему приходилось переезжать в другой город, чтобы удивлять новых людей. Фильм показывает эти моменты и то, как остальные врачи пытались либо доказать его несостоятельность, либо объяснить успех, а также рассказывает о любви врача к своей пациентке Марии Терезе, слепой дочери богатого бизнесмена. А великолепный актёр Алан Рикман (Alan Rickman) идеально передаёт зрителю образ одержимого собственными идеями врача. Интересный факт: в современном мире ни одно клиническое испытание новых лекарственных средств не проходит без использования плацебо (вещества без явных лечебных свойств), для исключения роли внушения, на котором базировался метод лечения Месмера.
«Тачка на миллион»
Этот сюжет удивителен тем, что здесь выдающийся инженер стал второстепенным героем своей собственной истории, но мало когда мы можем увидеть «амeриkaнскую мечту» настолько ярко и правдиво.
Фильм расскажет о знаменитом aвнтюриcте и изобретателе, бывшем президенте Pontiac и вице-президенте GM Джоне Делореане, и о истории создания легендарной «машины времени» DMC-12, ставшей культовой после выхода на экраны кинофраншизы «Назад в будущее». Но рассказ ведётся от лица его соседа, того самого Джима Хоффмана.
Этому фильму, помимо интереснейшего сюжета, удалась и картинка: яркая, солнечная, это летняя Калифорния и стильный рубеж 70-80х, переданный в костюмах, причёсках, и, конечно же, тачках.
«Автомобиль будущего» остался только в кино — легендарный Делориан, он не стал автомобилем на дорогах, но кульминационные сцены фильма покажут нам, что победитель однажды — победитель навсегда.
Роль Джона Делореана в фильме исполняет Ли Пейс, и его появление на экране сразу же завораживает: такое впечатление что сам Делореан играет в фильме сам себя, настолько впечатляющее сходство достигнуто как благодаря гриму, так и благодаря актерскому мастерству.
Фильм-авaнтюpа, фильм-интpигa, «Тачка на миллион» отличается как прекрасно рассказанной историей, так и высококлассной актерской игрой, которые ни на минуту не дают усомниться в правдивости происходящего.
Рейтинг на Кинопоиске явно занижен, фильм точно заслуживает более высокой оценки.
Сериал «Гений»
Истории величайших умов человечества, начиная с юности и до последних лет жизни. Сериал расскажет о личности гениев, со всеми их слабостями и недостатками, и их пути к великим открытиям — взлёты, падения и успех.
Зрители часто обсуждают, и я не исключение, что тот или иной исторический фильм не достаточно точен в деталях или не правдоподобен, а в ответ мы слышим, что для достоверности — надо смотреть доkyмeнталиcтиky. Однако Nathional geographic удалось сделать качественную художественно-документальную драму.
Из Джеффри Раша получился невероятно правдоподобный и достоверный Эйнштейн!
Мы наблюдаем истории в 2х временнЫх направлениях — жизнь уже состоявшегося ученого с 1922 года, с момента ybийcтвa министра Вальтера Ратенау и роста нaциoнaлиcтичeсkих настроений в Гepмании. Параллельно в 1894 году юный гимназист Альберт в исполнении Джонни Флинна cpaжaeтся с отцом за право изучать то, что ему по душе. Невероятно, но голубоглазый блондин Джонни Флинн превратился в курчавого и темноглазого eвpeйсkoгo юношу, в котором действительно можно разглядеть сходство с Джеффри Рашем.
А в Эйнштейне Раша, уже вполне спокойном и респектабельном ученом, убежденном гуманисте, все еще можно разглядеть черты бунтapя-самоучки.
Интересно наблюдать за сюжетом, но и декорации, реконструкция эпохи — впечатляют! Вы не заметите фaльши ни в пуговицах, ни в пошиве одежды, ни в прическах, ни в очках, ни в дизайне квартир, ни вывесок магазинов — всё максимально продуманно. Даже брусчатка на улицах, даже старые трамваи в кадре.
*********************************
Второй сезон расскажет историю жизни Пабло Пикассо.
Столь же красивая, качественно сделанная и интересная часть сериала.
Мы увидим путь художника от детства, и школьных штудий, к взрослому художнику, одному из великих.
Узнаете ли вы актёра, играющего Пикассо?…
Да, это Антонио Бандерас. Насколько многогранный талант! Бандерас может всё — наглого рыжего Кота, вояку-неудачника в «Неудержимых», мaньяka в «Чёрной бабочке» и в «Коже, в которой я живу», и вот новая роль — Пикассо.
Нам расскажут о долгой и насыщенной жизни художника Пабло Пикассо, прошедшего через Гражданскую вoйнy в Испании и Вторую мировую, и общавшегося с Эрнестом Хемингуэем, Марком Шагалом, Жаном Кокто и многими другими знаменитыми современниками.
Особое место в сериале отведено бурной личной жизни Пикассо — его бракам и романам, каждый из которых был мощнейшим источником вдохновения для его творчества.
*********************************
В третьем сезоне сериала-антологии зрители увидят историю американской певицы Ареты Луизы Франклин, которую за сильный и неповторимый вокал называли королевой соула или Леди Соул.
Не зная, как читать музыку, не зная нотной грамоты, Франклин научилась играть на пианино, начала записывать песни и пела в eвaнгeльских турах со своим отцом. В 18 лет она подписала свой первый контракт на запись с Columbia Records. Легендарная певица является одним из самых продаваемых музыкальных исполнителей в мире за все время, за свою карьеру во всем мире было продано более 75 миллионов пластинок.
Если вам было интересно — приглашаю вас почитать и .
Первые шаги
Отец, учитель рисования дон Хосе Руиз, научил мальчика основам живописи, и первую картину Пабло написал в восемь лет, она называлась «Жёлтый пикадор», он ею очень гордился и повсюду возил с собой.
Дон Хосе определял мальчика на обучение в школы рисования и изящных искусств в Ла-Корунье, а потом в Барселоне, куда семья переезжала вслед за новыми назначениями отца. Уже тогда Пикассо выделяется своим талантом среди соучеников.
Первые большие картины «Знание и милосердие» и «Первое причастие», написанные в 14 и 15 лет, сделали его известным.
Семь месяцев в Мадридской Академии не принесли юноше пользы, и он вернулся в Барселону, где ещё через год, в 1900, прошли первые персональные выставки. Пикассо тогда было 19 лет.
В этом же году он отправился во Францию.
Обстоятельства жизни, личные драмы и любовь, как в зеркале отражались в творчестве. Невозможно отделить периоды творчества мастера от периодов жизни, они связаны и переплетены, их не понять в отрыве друг от друга.
Работы военного времени (1937-1945)
«Фазан» 1938«Голова женщины в шляпе» 1939«Мария Тереза в венке» 1937«Мастерская художника» 1943«Майя с куклой» 1938«Молящая» 1937«Натюрморт» 1945«Плачущая женщина с платком» 1937«Птицы в клетке» 1937«Раненная птица и кот» 1938«Склеп» 1945«Женщина в красном кресле» 1939
В 1946 году художник работал над картинамии панно для замка семьи Гримальди в Антибе (курортный город Франции). В первом зале замка было установлено панно под названием «Радость жизни». Основными персонажами этого пано были сказочные существа, фавны, кентавры и обнаженные девушки.
«Радость бытия» 1946
В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В это время художник часто рисовал своих детей и Франсуазу, но долгой идиллия не продлилась: в 1953 году Франсуаза забрала детей и ушла от Пабло Пикассо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.
Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.
В 1951 году Пикассо была написана картина «Резня в Корее», которая повествует о зверствах той «забытой» войны.
«Резня в Корее» 1951
В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи… Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо» И. Каретников, вышедшая в 1967 году.
Пикассо в мастерской МадураКерамика Пикассо в музее, Париж
Сравнивая работы Пикассо с керамикой античных времен можно найти некоторые сходства:
В 1958 году для парижского здания ЮНЕСКО была написана композиция «Падение Икара».
«Падение Икара»
Сюрреализм
Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.
Картина Пабло Пикассо «Девушка перед зеркалом»
Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.
Джобс: Империя соблазна
Рейтинг | Кинопоиск — 6.5/ IMDB — 6.0 |
Жанр | Драма, биография |
Производство | США, Швейцария / 2013 |
Бюджет | $12 000 000 |
Сборы в мире | $42 128 352 |
Режиссёр | Джошуа Майкл Штерн |
В ролях | Эштон Кутчер, Дермот Малруни, Джош Гад, Лукас Хаас, Дж.К. Симмонс, Лесли Энн Уоррен, Рон Элдард, Ана О’Райли, Джон Гец, Джеймс Вудс |
Известный на весь мир бизнесмен, возглавивший Apple, когда-то был бедным студентом. Но уже тогда очевиден необыкновенный талант Стива Джобса. Юноша учится в частном Рид-колледже, однако вынужден отчислиться из-за высокой стоимости обучения. И всё же с разрешения декана он продолжает посещать занятия.
Своенравный парень очарован культурой хиппи и восточными духовными практиками. Джобс в поисках просветления отправляется в Индию. По возвращении он работает вместе со своим не менее гениальным другом Стивом Возняком, вместе они создают компанию.
Творчество
Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».
Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.
Картина Пабло Пикассо «Свидание»
В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.
В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина, где и находится до сих пор.
Картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре» и «Женщина в рубашке»
Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.
В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.
Картина в стиле кубизм Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»
Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.
В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.
Ольга Хохлова и Сергей Дягилев
Светлый период жизни отразился и на творчестве художника — на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».
Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)
«Человек у камина» 1916«Человек в цилиндре» 1914«Бокал и игральные карты» 1912«Гитара» 1912«Натюрморт с фруктами на столе» 1914-1915«Пьедестал» 1914«Столик в кафе (Бутылка Перно)» 1912«Харчевня (Ветчина)» 1914«Зеленый натюрморт» 1914«Человек с трубкой, сидящий в кресле» 1916
Несмотря на то, что кубизм активно критиковали многие, работы этого периода хорошо продавались и Пабло Пикассо наконец-то прекратил нищенствовать и переехал в просторную мастерскую.
Следующим периодом в творчестве художника стал неоклассицизм, которому положила начало женитьба Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой в 1918 г. Этому предшествовала работа Пабло над декорациями и эскизами костюмов к балету «Парад» 1917 г. Именно выполняя эту работу художник познакомился с Ольгой Хохловой.
Занавес к балету «Парад» 1917Программка балета Парад с рисунком Пикассо. 1917Китайский маг, в костюме Пикассо, современная интерпретация, 2003Персонаж французского «управителя» (зазывалы)
Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы… На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т.д. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».
Ранние годы
Несмотря на то, что Хосе Руис был посредственным художником, он не мог не заметить талант первенца. «Дома в коридоре стояла статуя. Геркулес с дубиной, — рассказывал Пикассо, — вот я сел и нарисовал этого Геркулеса. И это не было детским рисунком, это было вполне реалистично». Ему едва исполнилось шесть, когда отец начал обучать его основам рисунка и живописи.
Семья Пикассо переехала из шумной Малаги в не менее шумную Ла-Корунью, где в возрасте девяти лет Пабло стал посещать курсы живописи. Так как учился юноша из рук вон плохо, а его романы с молодыми преподавательницами регулярно заставляли краснеть родителей, они не протестовали, когда тот решился оставить школу и отправиться в Барселону. В 14 Пабло Пикассо на общих основаниях поступил в Барселонскую школу искусств и ремёсел. Живопись вундеркинда существенно выделялась на фоне старших сверстников, его первые большие работы маслом «Первое причастие» и «Знание и милосердие» заслужили множество наград и медалей на художественных выставках в Барселоне и Малаге. Проучившись в Барселоне всего год, он без особого труда поступает в самое престижное художественное заведение страны: Мадридскую академию художеств. Однако и здесь он задержался всего лишь на семь месяцев. От нравоучений преподавателей Пикассо впадал в ярость, а в рамках нудного академизма было тесно и скучно. Занятиям юноша предпочитал посещение музея Прадо и написание копий с полотен Веласкеса и Эль Греко.
Оставив учёбу, Пабло Пикассо отправился в Париж.
Пабло Пикассо. 10 картин | Фотогалерея
Первые работы Пабло Пикассо, нарисованные ещё в 20-летнем возрасте были далеки от сюрреализма – поначалу художника вдохновляли импрессионисты и окружавшая его атмосфера. Большим потрясением для Пикассо стало самоубийство его друга Карлоса Касагемаса. Карт Портрет Хайме Сабартеса, 1901 год
Пикассо считал, что «кто грустен, тот искренен», но его отношение к миру меняется после переезда в Париж в 1904 году. В знаменитом монмартрском Бато-Лавуар художник находит единомышленников, и вместо бродяг и нищих всё чаще в его работах просвечивают мир «Девочка на шаре», 1905 год
Новые знакомства привели к тому, что в картинах «розового» периода Пикассо его картины становятся ярче, художник активнее работает с цветом, а палитра его художественных приёмов начинает заметно расширяться. «Семья комедиантов», 1905 год
Спустя пару лет экспериментов с цветом и содержанием Пикассо начинает поиски новой формы. В 1907 году под влиянием «Купальщиц» Поля Сезанна Пикассо создал «Авиньонских девиц» — свою первую работу кубического периода. «Авиньонские девицы», 1907 год
Эксперименты с формой приводят Пикассо к аналитическому кубизму, где автор меняет не только структуру объекта, но и работает с самим пространством, дробя объём на множество отдельных блоков и оттеняя те или иные фигуры. Одной из самых известных работ Пика «Девушка с мандолиной», 1909 год
Аналитический кубизм позволяет Пикассо отточить собственный почерк, художник находит в себе силы формировать собственное видение реальности на своих полотнах. Палитра Пикассо всё больше тяготеет к монохромности, вместе с Жоржем Браком художник добавляет в «Человек с кларнетом», 1911 год
Всё это приводит художника к кульминации сюрреализма в кубизме – периоду синтетического кубизма. От предыдущих работ Пикассо новый цикл отличает обилие цвета и усиление конкретики. Изображённые объекты по-прежнему деформированы, но становятся более узнава «Человек с трубкой», 1914 год
По окончании Первой мировой войны Пабло Пикассо, как и многие другие художники, обращается к неоклассицизму, перекладывая старинные сюжеты на новый лад. Параллельно Пикассо погружается в эстетику сюрреализма. Помимо прочего художник пробует себя в скульпт «Голова женщины», 1921 год
Летом 1937 года Пабло Пикассо создал свою, возможно, самую известную картину – «Герника». Это полотно художник нарисовал по заказу правительства Испанской Республики для Всемирной выставки в Париже. Приёмами кубизма Пикассо изобразил бомбардировку Герники «Герника», 1937 год
После войны Пабло Пикассо вместе с Франсуазой Жило и двумя детьми переехал на юг Франции, но в 1953 году пара разошлась. Позже художник познакомился Жаклин Рок, вдохновившей Пикассо ещё на несколько работ, которые, впрочем, уже не обладали прежним масштаб «Сидящий человек с тростью», 1971
Барселона, Испания
В Барселоне находится Музей Пикассо, где представлена одна из самых больших коллекций работ мастера. Пабло Пикассо жил в этом городе в период формирования его как художника, с 14 до 24 лет. Музей открыл свои двери в 1963 году и представил публике 574 картины, которые были переданы в дар секретарем Пикассо, Хайме Сабартесом. Коллекция включает несколько ранних работ, предшествующих Голубому Периоду в 1905 году. В 1970 году Пикассо подарил музею и другие свои полотна, в результате чего общее число картин кисти выдающегося художника сейчас превышает 3 тысячи. Но и здание музея само по себе — размещенное в старинном городском дворце XV века с загадочными внутренними двориками — делает Музей Пикассо уникальным. Ходят слухи, что именно Пикассо в 1960 году предложил Сабартесу, уроженцу Барселоны, открыть этот музей. Вдова Пикассо, Жаклин Рок, после смерти своего мужа подарила музею 41 керамическое изделие и картину «Woman with Bonnet».
Наиболее интересные работы художника в Музее Пикассо: Ранние и самые значимые полотна артиста, «The First Communion» (1896) и «Science & Charity» (1897), а также портрет матери и отца.
Science and Сharity, 1897
ПАРИЖСКАЯ ЖИЗНЬ
Подобно всем амбициозным художникам того времени, Пикассо мечтал попасть в Париж. Его мечта сбылась только в 1900 году. В 1904 году он окончательно обосновался в Париже. 1900-1904 годы называются «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах. «Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более тёплую гамму (в основном оттенки розового).
В 1904 году Пикассо приобрёл студию в ветхом доме, расположенном в районе Бато-Лавуа. В течение следующих пяти лет он жил в этой студии. Именно здесь молодой художник познакомился с натурщицей Фернандой Оливье, ставшей его любовницей. Он не раз изображал Фернанду на своих картинах. Позже Фернанда вспоминала, что Пикассо в то время был «маленьким, смуглым, худым, жестоким, беспокойным, с тёмными, глубокими глазами, пронзительным взглядом… неуклюжим в движениях, с женскими неухоженными руками. Густая прядь волос, чёрных и блестящих, падала на его высокий выпуклый лоб».
«Игра в имитацию» (The Imitation Game, 2014)
Раз уж мы вспомнили о Бенедикте Камбербэтче, есть ещё один фильм, в котором он сыграл роль великого учёного. В картине «Игра в имитацию» актёр изображает гениального английского математика и криптографа Алана Тьюринга (Alan Turing), оказавшего существенное влияние на развитие информатики и теории искусственного интеллекта. Во время Второй мировой войны немецкие войска использовали передовую машину для шифрования сообщений «Энигма». Подобрать ключ для расшифровки не могли лучшие мировые умы. При этом кодовое слово менялось каждые 24 часа, что делало задачу практически невыполнимой. Фильм «Игра в имитацию» рассказывает о том, как Тьюринг боролся с шифром, с коллегами, которых он не понимал, и которые не понимали его, с обществом, ведь он был человеком нетрадиционной сексуальной ориентации, а в то время таких людей сажали в тюрьму или подвергали гормональной терапии.
Картина также поднимает морально-этические вопросы, например, можно ли пожертвовать одним судном ради победы в войне. Так или иначе, но электронно-механическая машина для расшифровки Тьюринга, по мнению многих специалистов, помогла сохранить миллионы жизней и приблизила день победы на два года. А фильм получил премию Академии за лучший адаптированный сценарий. Интересный факт: права на экранизацию книги Эндрю Ходжеса (Andrew Hodges) «Алан Тьюринг: Энигма» (Alan Turing: The Enigma) студия Warner Bros. покупала с расчётом на то, что главную роль сыграет Леонардо Ди Каприо (Leonardo DiCaprio), но он отказался сниматься в фильме.