Малкольм X (1925-1965)
Малкольм Икс был американским активистом, посвятившим свою жизнь привлечению внимания всего мира к проблеме преступлений на почве ненависти и расизма . Он был сторонником движения черного национализма, который проповедовал определение идентичности черного населения. Он защищал использование насильственных средств в качестве защиты от предрассудков.
У него была неспокойная жизнь из-за семейных трагедий, таких как убийство его отца и госпитализация его матери из-за психиатрических проблем, из-за этих событий он провел большую часть своего детства в детских домах. В молодости он занимался преступлениями, занимался грабежом и продажей наркотиков. Он был арестован в возрасте 21 года и во время тюрьмы стал ненасытным учеником ислама.
После освобождения из тюрьмы он стал лидером ныне мирного сопротивления расизму и освобождению чернокожих. Его активность приветствовалась движениями Черной Пантеры и Черной Силы.
Он был убит в возрасте 40 лет во время выступления в Гарлеме, районе, в котором он жил в молодости. Его траектория рассказана в фильме Malcom X, режиссером которого является Спайк Ли.
Возрождение: расовые бунты, Тупак Шакур и ребята по соседству
В начале 1990-х блэксплотейшн внезапно переживает новый взлет популярности. Здесь совпали две главных причины: поколенческая и политическая. Подросли творцы вроде Кинана Уэйанса, детство и юность которых пришлись на расцвет классического блэксплотейшна. Расовые проблемы же словно никуда и не девались. За время реформ 1960-х и 1970-х внутри афроамериканского сообщества возникли новые — и порой очень жесткие — классовые границы, отделяющие тех, кто смог встроиться в «белое» общество, от оставшихся в гетто. Эта социальная среда осталась источником очень серьезных проблем, о чем ярко свидетельствуют печально известные беспорядки 1992-го года в Лос-Анджелесе. Кино отзывалось на эти события уже не боевиками или комедиями, а остросюжетными драмами.
В отличие от классического блэксплотейшна, эти фильмы четко фокусировались именно на социальных проблемах темнокожего населения, и жанровые особенности в них играли второстепенную роль. Позже для обозначения таких картин предлагались термины hood film или new black cinema, но критерии определения здесь довольно-таки размытые, и есть все основания считать, что эти фильмы разрабатывали тематическое наследие блэксплотейшна в новом контексте.
Предвестником «черного возрождения» стал молодой режиссер Спайк Ли, первые хиты которого вышли как раз на рубеже 1980-х и 1990-х, угадав наиболее востребованное жанровое направление для афроамериканского кино в наступающем десятилетии. Cвои наиболее важные драматические фильмы Ли снимет немного позже: «Лихорадка джунглей» выйдет в 1991-м, а вслед за ней, в 1992-м — «Малкольм Х».
«Ребята с улицы» (1991)
Хронологически же первым важным фильмом новой черной волны в 1990-е была дебютная работа Джона Синглтона «Ребята с улицы» (Boyz N The Hood). В центре сюжета была история Тре, парня, который живет с отцом в криминогенном районе Южный Централ, и взрослеет вместе с друзьями Дагбоем и Крисом. Жизнь в гетто не сахар: кругом нищета, суровые парни на улице всегда готовы предъявить за шмот, а единственной надеждой вырваться из круговорота безнадеги становится образование. На примере трех разных героев «Ребята с улицы» показывали архетипичные жизненные пути обитателей городских трущоб. Синглтон, будучи уроженцем того самого Южного Централа, снимал фильм в почти документальной манере, избегая столь распространенной сейчас плакатности — его фильм был не агиткой или слезодавилкой, но хроникой пусть и опасной, но все же будничной жизни. Эту натуралистичность высоко оценили как простые зрители, так и критики. Фильм не только стал хитом проката (сборы $57 млн. при бюджете в $6 млн.), но удостоился двух номинаций на «Оскар» и специального приза в Каннах, стимулировав интерес к «черной теме» в массовом кино.
В следующие на экраны выходят драмы «Против течения» и «Угроза Обществу» (от будущих режиссеров «Из ада» и «Книги Илая») и «Авторитет» с Тупаком Шакуром (его дебют в кинематографе). Интерес к фильмам про афроамериканцев подогревала и разгоревшаяся вскоре война Западного и Восточного побережья, так что вплоть до конца 90-х регулярно появлялись фильмы, освещающие проблемы жизни в гетто. Пожалуй, самым примечательным трибьютом блэксплотейшну в то время стал криминальный экшен «Горячий город».
Каст состоял сплошь из легенд: помимо Фреда Уильямсона, Ричарда Раундтри и Пэм Гриер, в фильме можно видеть Джима Брауна («Бегущий человек», «Марс атакует!») и Пола Уинфилда (лейтейнант Трэкслер из первого «Терминатора», «Скалолаз»). Вся эта мощная команда в фильме сражалась с уличными бандами нового поколения, держащими в страхе депрессивный город Гэри в штате Индиана. В числе знаковых фильмов 1990-х стоит также отметить черную комедию «В тупике» (последняя роль Тупака в кино) и «Один Восемь Семь» с Сэмюэлом Л. Джексоном — мрачную драму об учителе, работающем с трудными подростками из гетто. В целом, новая черная волна схлынула только в начале 2000-х, а последним знаковым ее представителем был криминальный триллер «Тренировочный день» с Дэнзелом Вашингтоном.
Черные королевы: «Клеопатра Джонс» и ее последовательницы
Первоначально женщины во многих блэксплотейшнах играли подчиненную (в лучшем случае — эпизодическую и сугубо второстепенную) роль, но к середине 1970-х положение дел коренным образом изменилось. Эти перемены были вызваны комбинацией нескольких факторов: тут и влияние феминистской волны 1960-х на зрительские ожидания, и появление женских звезд, привлекающих в кино более широкую аудиторию, и, конечно, упорные попытки киностудий заработать на новых тенденциях. Пока в мейнстримных фильмах (в той же бондиане или вестернах) женщины оставались чем-то вроде красивых декораций, блэксплотейшн давал зрителям (и зрительницам) совершенно иные женские образы. Не только яркие, но и самостоятельные, и намного более сексуально активные. В плане женской репрезентации блэксплотейшн быстро стал едва ли не самым прогрессивным направлением в тогдашнем кинематографе, изображая афроамериканок не просто как пассивных подружек главных героев или беспомощных жертв обстоятельств, но как женщин, готовых защитить себя.
Главной иконой блэксплотейшена по праву является Пэм Гриер, однако первой важной женщиной в жанре была не она. Тамара Добсон, ныне забытая всеми, кроме ярых фанатов жанра, в начале 1970-х считалась восходящей женской звездой черного кино
В 1973-м она сыграла главную роль в «Клеопатре Джонс» — комедийном шпионском боевике, отчасти пародирующем фильмы про Джеймса Бонда.
Клеопатра Джонс — это сильная и стильная героиня, работающая в качестве тайного суперагента американского правительства. Эта богиня фанка мастерски водит роскошный «Корвет Стингрей» (оснащенный автоматами), отлично дерется и стреляет без промаха. Главным врагом ее, конечно, тоже была женщина — суровая драгдилерша Мама (неуловимо напоминающая Мамашу Гавс). После успеха первой части последовал сиквел «Клеопатра Джонс и золотое казино», в котором Клео отправлялась в Гонконг, чтобы сражаться с другой королевой преступного мира — Леди-Драконом.
И лишь затем главной женщиной блэксплотейшна стала Пэм Гриер. Она начала карьеру в фильмах про женщин в клетках вроде «Черная мама, белая мама» или «Клетка большой птицы», а в 1973-м вышел «Коффи» — и 24-летняя Пэм стала звездой. В отличие от прошлых ее работ, «Коффи» был оформлен не как эксплотейшн в чистом виде, с обнаженкой и безостановочными драками, а как криминальный экшен, причем с детективным компонентом. Гриер играла медсестру Коффи, которая в поисках возмездия постепенно убивала одного за другим людей, ответственных за смерть своей сестры от героинового передоза.
В следующем году Гриер сыграла в «Фокси Браун» — еще одном экшене про сильную черную женщину — а в 1975-м блеснула еще в двух похожих фильмах, «Пятница Фостер» и «Малышка Шеба». После этого Гриер сыграла много где, однако для многих она осталась в первую очередь живой легендой блэксплотейшна. Ее персонажи стали образцом для подражания и вдохновляли поколения женщин, причем, в отличие от той же Клеопатры Джонс, героини Гриер были, как правило, обычными людьми, попавшими в экстремальные обстоятельства, что лишь подчеркивало их реалистичность.
Холли Берри: Женщина-Кошка
Одна из самых знаменитых героинь комиксов DC о Бэтмене, манящая и опасная Женщина-кошка, появилась на страницах первоисточника ещё в 40-х годах и была белокожей. В 2004 году продюсеры решили посвятить персонажу отдельный фильм. На роль Кошки приглашали Эшли Джадд, а затем — Мишель Пффайфер, которая к тому времени уже успела сыграть её в «Бэтмен возвращается». Но Пффайфер не желала возвращаться к неудобному костюму, и в итоге роль досталась другой красавице — Холли Берри. Примечательно, что Берри при этом не стала первой темнокожей Кошкой. В сериале о Бэтмене 60-х годов её сыграла Эрта Китт.
В грядущем фильме «Бэтмен» (2022) Мэтта Ривза Женщину-кошку опять играет чернокожая Зои Кравиц. Однако и Джеймс Гордон — бессменный комиссар полиции Готэма, потемнел. Раньше героя играли только белые актёры, но Ривз отдал роль Джеффри Райту.
Роза Паркс (1913 — 2005)
Роза Паркс была американской активисткой, которая стала символом антисектантской борьбы в Соединенных Штатах. Ее жизнь была отмечена активностью против расовых предрассудков, борьбы с расизмом, который существовал в стране.
В 1955 году, проявив конфронтационную позицию в ситуации расизма, ознаменовал историю борьбы за гражданские права чернокожего населения. В этом эпизоде Розу попросили оставить свое место в автобусе белому человеку. Столкнувшись с отрицательным ответом, она была исключена из автобуса и арестована за нарушение Закона о городской сегрегации.
Это привело к серии демонстраций, которые привели к появлению движения, которое бойкотировало городские автобусы Монтгомери, Алабама. Движение саботировало городскую транспортную службу как способ разоблачения расовой пропасти, которая имела место не только в транспорте, но и в различных местах, часто посещаемых чернокожим населением.
Движение бойкота набрало много сил. Его возглавлял Мартин Лютер Кинг, который был пастором в городе и в то время был еще неизвестен. В результате Верховный суд США объявил о неконституционности расовой сегрегации в общественном транспорте в штате Алабама в следующем году.
Сэмюэл Л. Джексон: Ник Фьюри
Персонаж Ника Фьюри появился в комиксах Marvel около полувека назад. Начиная с сержанта, этот герой постепенно дошёл до звания полковника. При этом Фьюри описывался как особый агент, похожий на Джеймса Бонда. В первой экранизации его приключений — в 1998 году — заглавную роль исполнял Дэвид Хассельхоф. Но современные поклонники Marvel представляют себе Ника Фьюри совершенно иным. Начиная с «Железного человека» 2008 года в киновселенной Marvel его играет Сэмюэл Л. Джексон, появляясь почти в каждой новой картине. Ему удалось создать настолько яркий образ, что поклонники единогласно его приняли.
Почему опасно путать кино и реальность
А вот пример непривычной недостоверности — «Смерть Сталина», радикальная трагикомедия Армандо Ианнуччи. В ней неправда вообще все: начиная с Жукова, носящегося по Кремлю с АК-47 наперевес, заканчивая самой идеей политических игр над трупом генералиссимуса. В открытом письме тогдашнему министру культуры Владимиру Мединскому противники фильма, в том числе режиссеры Никита Михалков и Владимир Бортко, сообщали, что «Смерть Сталина» — «это пасквиль на историю нашей страны, злобная и абсолютно неуместная якобы „комедия“, очерняющая память о наших гражданах, победивших фашизм».
Но создатели «Смерти Сталина» и не называют его историческим кино. Жанр фильма Ианнуччи определяют как political satire black comedy — «черная комедия с политической сатирой». Фильм не стремился к исторической реконструкции, а посвящен современным проблемам, на которые он смотрит через призму популярного политического маркера — фигуры Сталина в современной культуре и тоталитаризма в целом.
И если насмешка над советским лидером оскорбляет всех нас, то что делать с фильмом того же Никиты Михалкова «Утомленные солнцем — 2», в котором комдив Котов макает вождя народа лицом в торт в довольно комичной манере? Может быть, он очерняет память наших дедов, которые воевали за товарища Джугашвили?
Нельсон Мандела (1918 — 2013)
Нельсон Мандела был одним из самых известных представителей африканского континента. Он был политическим лидером и был президентом Южной Африки между 1994 и 1999 годами.
Со времен юридической школы он уже демонстрировал политическое лидерство, мотивированное его заботой о молодежи и африканском черном населении. Еще в колледже он присоединился к студенческому движению и провел свои первые политические демонстрации, выступая против апартеида .
Мандела был самым известным лидером повстанцев против апартеида , режим отделял черное население, отказывая ему во всех политических, экономических и социальных правах, которые были гарантированы другим людям.
Он был политзаключенным в 1962 году на том основании, что он поощрял революционные движения, даже был приговорен к пожизненному заключению за сговор и помогал другим странам вторгаться в Южную Африку. Он был заключен в тюрьму на 27 лет и освобожден в 1990 году после сильного международная кампания во главе с Африканским национальным конгрессом.
Мандела получил Нобелевскую премию мира в 1993 году. Его история и действия были настолько поразительными в борьбе против апартеида, что Организация Объединенных Наций (ООН) определила 18 июля как Международный день Нельсона Манделы.
Майкл Джексон (1958 — 2009)
Майкл Джексон — один из самых известных певцов в мире, считающийся самым богатым и успешным артистом в истории. Он начал свою детскую карьеру, присоединившись к группе Jackson 5 с еще четырьмя братьями.
Когда он был взрослым, у него была солидная карьера соло, отмеченная такими хитами, как Thriller, Bad и Dangerous, среди прочих. Как активист, он записал песню We Are The World вместе с Лайонелом Ричи и другими артистами, чтобы собрать средства для решения проблемы голода в Африке. Это было также отмечено шагом танца лунной походки.
В течение своей жизни он был вовлечен в споры, такие как отбеливание кожи и изменение внешнего вида, строительство ранчо Neverland, обвинения в сексуальном насилии над детьми, отцовство при искусственном оплодотворении и пристрастие к обезболивающим.
Певец скончался в возрасте 50 лет из-за передозировки сердечной недостаточности анестетиками.
История его жизни и карьера были рассказаны в документальных фильмах Майкла Джексона. Вот и все, и «Путешествие Майкла Джексона из Мотауна на стену» .
Рэй Чарльз (1930 — 2004)
Рэй Чарльз был американским пианистом и певцом, который с 50-х годов стал известен как один из пионеров блюзового, соул и джазового ритма. По сей день он считается одним из величайших певцов в мире.
В своей музыкальной карьере он также был известен как слепой пианист, состояние, которое он приобрел в возрасте около семи лет, вероятно, из-за инфекции, поразившей его глаза. Из-за этого Рэй учился в школе для слабовидящих, где он научился писать музыку и делать музыкальные аранжировки.
В качестве способа борьбы с расовыми предрассудками Рэй Чарльз во время своей карьеры отказывался появляться в местах, где происходила сегрегация, таких как учреждения, в которые не допускались черные. Вот некоторые из его самых известных песен: « Освободи мое сердце», «У меня есть женщина», «У меня в голове Грузия» и « Плачи мне реку»).
История его жизни была рассказана в фильме Рэй .
Незабываемые воспоминания, цитаты и подписи
- “Мы не помним дни, мы помним моменты.”
- “Прекрасный момент, незабываемое воспоминание ». — Лайла Гифти Акита
- “Некоторые воспоминания просто незабываемы.”
- “Безумные времена + Безумные друзья = Воспоминания, которые вы никогда не забудете!”
- “Невообразимое всегда становится незабываемым.”
- “Трудно забыть такие сильные воспоминания с лучшими людьми.”
- “Я ненавижу воспоминания о вещах, которые не хочу вспоминать.”
- “Воспоминания — вечные сокровища сердца.”
- “Некоторые воспоминания не исчезают.”
- “Красивая жизнь — это набор незабываемых моментов.”
- “Хорошие времена становятся хорошими воспоминаниями, а плохие — хорошим уроком.”
- “Все заканчивается, но воспоминания остаются навсегда.”
- “Я хочу сделать этот момент незабываемым.”
- “Лучшее в воспоминаниях — это сделать их.”
- “Люди меняются. Воспоминания не.”
- “Воспоминания прекрасны, когда их создают с правильными людьми.”
- “Что бы ни случилось … Некоторые воспоминания невозможно заменить.”
- “У нас с тобой воспоминания длиннее, чем дорога, которая тянется впереди.”
- “Улыбка может появиться в мгновение ока, но память может длиться всю жизнь.”
- “Воспоминания — вечные сокровища сердца.”
- “Вы, вероятно, не вспомните половину того, что я никогда не забуду.”
- “Хорошие времена приходят и уходят, но воспоминания останутся навсегда.”
- “Незабываемые воспоминания — это особые моменты, которые рассказывают нашу историю.”
- “После прощания всегда будут незабываемые воспоминания.”
- “Возврат к лучшим временам и еще лучшим воспоминаниям.”
- “Момент длится всю секунду, но память живет вечно.”
- “Маленькие моменты, большие воспоминания.”
Майкл Б. Джордан: Джонни Шторм, Гай Монтэг
- Майкл Б.Джордан и Крис Эванс: кто круче?
- Майкл Б. Джордан пока что лучший Гай Монтэг «451 градуса по Фаренгейту».
В экранизации «Фантастической четвёрки» «нулевых» Крис Эванс сыграл младшего брата героини Джессики Альбы, Джонни, обретающего способности Человека-факела. Решив, что первая попытка рассказать историю четвёрки в кино была недостаточно удачной, спустя 10 лет фильм решили перезапустить. К тому моменту Крис Эванс уже был широко известен как Капитан Америка, и роль Джонни досталась темнокожему Майклу Б. Джордану. Роль его сестры при этом исполнила белая актриса Кейт Мара, поэтому её героиню было решено сделать приёмной дочерью семьи Шторм. К сожалению, успеха перезапуск не имел.
В 2018 году в новой экранизации антиутопии Рэя Брэдбери Майкл Б.Джордан сыграл одного из ведущих персонажей «451 градуса по Фаренгейту». Как и в случае с Джонни Штормом, Гай Монтэг задумывался как белый персонаж. В итоге пожарный, уничтожающий запрещённые книги, стал афроамериканцем. В более ранней экранизации эту роль исполнял австриец Оскар Вернер. Помимо подобных перемен в кастинге создатели новой версии фильма постарались добавить в него больше отсылок к современности, стараясь сделать картину ещё более злободневной. В итоге актёрская работа Джордана не осталась без внимания.
Спайк Ли (1957)
Спайк Ли — американский писатель и режиссер, преуспевающий в кинопроизводстве с акцентом на американскую черную идентичность. Его работы всегда изображают предрассудки и маргинализацию чернокожих людей, а также утверждение культурной самобытности и всех других нюансов расовой тематики.
Помимо критики расизма, он известен своей приверженностью изображению ежедневных трудностей групп меньшинств, изображению и осуждению реальности жизни меньшинств .
Его самые успешные фильмы: « Делай как надо», «Последний час», «Братья по крови» и Малкольм Икс. Самый последний, BlacKkKlansmam, рассказывает историю Рона Сталлуорта, черного полицейского, который рисковал своей жизнью в миссии по проникновению Ма Ку Клукс Клана.
Морган Фриман: Рэд
Теперь даже книжка «Побег из Шоушенка» с лицом Фримана — настолько прочно актёр ассоциируется с персонажем.
В знаменитой ленте «Побег из Шоушенка» одну из главных ролей исполнил Морган Фриман. Он воплотил Рэда, одного из заключённых, заслужив любовь зрителей и номинацию на премию Оскар. Мало какой киноман сегодня представляет в этой роли другого актёра, но читатели книги-первоисточника могли бы с этим поспорить. У Стивена Кинга Рэд был вовсе не чернокожим, а ирландцем. Именно с происхождением и было связано его прозвище — «рэд» в числе прочего переводится как «рыжий». Примечательно, что реплику об ирландских корнях персонажа в фильме оставили, решив как можно меньше отступать от книжного текста.
Вручены награды премии «Выбор критиков»
Номинанты на премию «Оскар-2016» были названы 14 января. На роль лучшего актера претендуют Брайан Крэнстон («Трамбо»), Мэтт Деймон («Марсианин»), Леонардо ДиКаприо («Выживший»), Майкл Фассбендер («Стив Джобс»), Эдди Редмейн («Девушка из Дании»).
Фаворитом награды этого года является ДиКаприо,
по прогнозам, именно роль маунтимена и охотника в вестерне Алехандро Гонсалеса Иньярриту станет для актера оскароносной. До этого ДиКаприо четырежды номинировался Американской киноакадемией и каждый раз пролетал мимо приза.
В женской номинации фавориткой является, скорее всего, Бри Ларсон («Комната»), выигравшая «Золотой глобус» и премию «Выбор критиков». Ее соперницами стали Шарлотта Рэмплинг («45 лет»), Сирша Ронан («Бруклин»), Кейт Бланшетт («Кэрол») и Дженнифер Лоуренс («Джой»).
Среди актеров второго плана самым вероятным лауреатом можно назвать Сильвестра Сталлоне («Крид: Наследие Рокки»).
Это седьмое возвращение актера к роли боксера Рокки Бальбоа, за самый первый фильм о котором Сталлоне уже номинировался на «Оскар». В соперниках у него — Кристиан Бейл («Игра на понижение»), Том Харди («Выживший»), Марк Руффало («В центре внимания») и Марк Райлэнс («Шпионский мост»).
Среди актрис второго плана свой второй «Оскар» может получить партнерша ДиКаприо по «Титанику» Кейт Уинслет («Стив Джобс»). Но и конкуренты у нее сильные — Дженнифер Джейсон Ли («Омерзительная восьмерка»), Руни Мара («Кэрол»), Рейчел Макадамс («В центре внимания») и Алисия Викандер («Девушка из Дании»).
Напомним, что церемония вручения «Оскаров» пройдет в Лос-Анджелесе 28 февраля.
http://m.gazeta.ru/culture/2016/01/19/a_8029337.shtmlhttp://www.sncmedia.ru/stars/oscar-was-black/http://m.gazeta.ru/culture/2016/01/19/a_8029337.shtml
голоса
Рейтинг статьи
Дуэйн Джонсон: Геракл / Геркулес
- Фильм «Геракл» (2014) и мультфильм «Геркулес» (1997)
- Геракл / Геркулес в классическом мультфильме Дисней 1997 года, в известном сериале с Кевином Сорбо и новая попытка оживить легенду от Дуэйна Джонсона.
Мифический полубог Геракл / Геркулес имел греческое происхождение, но это не помешало создателям очередного фильма о его приключениях отдать эту роль Дуэйну Джонсону, отец которого происходил из чёрных новошотландцев. Можно предположить, что Стив Ривз, звезда фильмов о Геркулесе 50-х годов, согласился бы с создателями картины — актёр был культуристом и мог отдать должное отличной физической форме Джонсона, более известного как «Скала». Хотя подготовка Дуэйна позволила хорошо передать силу и мощь Геркулеса, другой актёр — Кевин Сорбо, исполнявший главную роль в сериале 90-х «Удивительные странствия Геракла», остался недоволен подобным выбором продюсеров.
Дандара
Дандара жила во времена колониальной Бразилии. Она была рабыней, которая сумела сбежать и стала лидером воина, который сражался в защиту бесчисленных нападений на Киломбо дос Пальмарес, где он жил. В этом кильомбо жили многие негры, которым удалось вырваться из рабства.
Дандара была замужем за Зумби душ Пальмаресом, лидером квиломбо, и вместе они боролись за свободу всех рабов и против колониального рабства. Защита этого пространства была фундаментальной, так как квиломбо был домом приветствия сбежавших рабов и символом сопротивления чернокожего народа рабству того времени.
Она была арестована в 1694 году во время одного из многочисленных нападений, которым подвергся Киломбо де Пальмарес. В отчаянии, чтобы не вернуться в рабский статус, Дандара в конечном итоге совершает самоубийство.
Анжела Дэвис (1944)
Анджела Дэвис — американская учительница, философ и активистка, которая защищает права женщин и борется с расовой дискриминацией. Она очень важная личность для черного феминизма, который появился в Соединенных Штатах в 1960-х годах.
Работа активиста появилась в 1970-х годах, тем более что Анжела была частью Черной Пантеры, революционной партии, которая выступала за реализацию социальной политики, чтобы покончить с неравенством и угнетением черного населения. Наиболее радикальная часть деятельности партии была связана с вооруженным мониторингом действий полиции по предотвращению насильственных нападений на негров. Черные Пантеры были организацией, которая имела много силы действий и противостояния с полицией.
За свою жизнь Анжела потеряла работу, подверглась преследованиям и даже была арестована по обвинению в заговоре и убийстве, а позже была признана невиновной. Его арест вызвал волнение со стороны различных общественных движений и художников, таких как Джон Леннон.
Несмотря на это, Анжела по-прежнему активна сегодня в борьбе за свободу женщин и негров, является жестким критиком американской тюремной системы и смертной казни. В отношении борьбы с расизмом она делает категорическое заявление: в расистском обществе недостаточно быть не расистом, а антирасистом .
***
Правление президента Дональда Трампа в 2010-х годах обнажило глубокий общественный раскол, который наложился на активно проводимую с 2000-х годов политику идентичности. В результате конец прошлого десятилетия был отмечен очередной — третьей по счету — волной «черного кино», определяющим жанром в которой стал хоррор. Эмблематичный автор этого направления — Джордан Пил, автор перезапуска «Сумеречной Зоны», а также знаковых фильмов «Прочь» и «Мы», в которых сатира, хоррор и социальный комментарий вплетены в контекст афроамериканского жизненного опыта.
Джордан Пил
Но эта волна серьезно отличается от прошлых тем, что ее представители не просто вошли в мейнстрим, а стали его лидерами. Если в 1970-х блэксплотейшн был хоть и популярным, но все же нишевым явлением, а в 1990-е черные кинематографисты были в основном заметны в разного рода драмах, то в 2010-е фильмы, снятые афроамериканцами, охватили весь жанровый спектр. Здесь особенно важен и символичен успех «Черной Пантеры»: помимо того, что она стала одним из самых кассовых фильмов Марвел, это был также первый фильм такого масштаба с черным супергероем, снятый черным же режиссером. Впрочем, триумф «Черной Пантеры» — скорее кульминация, чем стартовая точка процесса, ставшего заметным за несколько лет до этого.
И хотя блэксплотейшном фильмы третьей «черной волны» назвать можно с большой натяжкой, перекличка тем с классикой здесь прослеживается вполне. Заметнее всего она как раз в хоррорах, а не в кинокомиксах (которые по определению должны быть нацелены на максимально широкую аудиторию)
Обратите внимание на такие фильмы как «Антебеллум» или «Кэндимэн» — в них, пусть и по-разному, переосмысляются вопросы идентичности, вновь ставшие значимыми для внушительной части американского населения
Классический блэксплотейшн был нацелен на то, чтобы дать афроамериканцам собственных героев и героинь, тем самым пробудив их чувство собственного достоинства после многолетнего поражения в правах. В современных же «черных фильмах» больше внимания уделяется вопросам социальной справедливости, чем обретению самоуважения. Из-за этого превалирования общественно значимой повестки дня обновленное кино «для и про черных», в отличие от социальных драм 1990-х или разухабистых экшнов 1970-х зачастую оформлено в намного более прямолинейном, даже агрессивно-назидательном, стиле, что преврашает его в ситуативно значимое, но по большей части поверхностное явление.
Нома Думезвени: Гермиона Грейнджер
- Джоан Роулинг до сих пор не могут простить театральную постановку, где роль Гермионы сыграла Нома Думезвени.
- Найдите, как говорится, 10 отличий: театральная труппа спектакля «Проклятое дитя» и оригинальный каст.
Новости о назначении темнокожей актрисы Номы Думезвени на роль Гермионы в театральной постановке о приключениях волшебнике — «Гарри Поттер и Проклятое дитя», вызвали широкую волну критики. Образ Гермионы, созданный Эммой Уотсон, слишком контрастировал с новым прочтением персонажа. В итоге за Ному вступилась сама Джоан Роулинг. В Твиттере она напомнила, что описывала Гермиону как кареглазую, кудрявую и умную девушку, но ничего не писала о цвете её кожи. Сама Думезвени ответила противникам назначения на роль: «Глупо говорить, что всё было задумано иначе. Видимо, эти люди не понимают смысл театра. Его задача — излечивать, радовать и переносить зрителя в другой мир».
Oscar was black: темнокожие актеры, которые получили престижную премию
Скандал вокруг «Оскара»-2016 не утихает: темнокожие (и не только) актеры возмущены тем, что в списке номинантов нет ни одного актера афроамериканского происхождения. А ведь бывали и другие времена.
Хатти Мак Даниэл
Хатти стала первой чернокожей актрисой, которая была номинирована на «Оскар». Впрочем, одной номинацией не обошлось: актриса получила заветную статуэтку за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Унесенные ветром». Так как присутствовать на церемонии ей разрешили только в специальном углу для черных, бедняжке пришлось десятой дорогой обходить белых снобов, чтобы наконец попасть на сцену. Но дело было сделано: «Оскар» впервые почернел.
Сидни получил «Оскар» за лучшую мужскую роль в 1964 году. Такой чести он был удостоен за игру в фильме «Водяные лилии». Это был настоящий прорыв, который дал надежду всем чернокожим актерам. Несмотря на почетную награду, кино не стало делом всей жизни Сидни: в 1997 году он стал послом Багамских островов в Японии. Этот пост он и занимал 10 лет.
Луис тоже стал первопроходцем: именно ему впервые достался «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. Награда нашла своего героя в 1983 году после фильма «Офицер и джентльмен». Он стал третьим по счету темнокожим актером, отмеченным Академией.
Вообще-то, она не совсем темнокожая: ее мать была белой, а отец афроамериканцем. Так или иначе, именно Холли называют первой темнокожей актрисой, получившей «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль». Главная роль! Это произошло в 2001 году, Берри была удостоена награды за роль Летиции Масгроув в фильме «Бал монстров». Успех Холли пока не удалось повторить ни одной актрисе с темным цветом кожи.
Вашингтон получал «Оскар» дважды. Первый раз это случилось в 1990-м, он победила в номинации «Лучшая роль второго плана» в фильме «Доблесть». Приумножить успех удалось в 2002: Дензел стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль». Отличилсяон благодаря картине «Тренировочный день».
В 1997 Кьюба получил заветную статуэтку в категории «Лучший актер второго плана» за роль Рода Тидвелла в трагикомедии Кэмерона Кроу «Джерри Магуайер».
Будь наша воля, мы бы каждый год вручали «Оскары» этому парню. Но на самом же деле награда в копилке у Фримена всего одна: он получил ее в 2005 году в категории «Лучший актер второго плана» за роль в фильме «Малышка на миллион». А вот номинаций было целых четыре. Похвально!
Герой этой недели, Джейми Фокс, тоже может похвастаться «Оскаром»: он получил его в 2005-м – в один год с Морганом Фрименом – в номинации «Лучшая мужская роль» за роль Рэя Чарльза в биографическом фильме «Рэй».
В 2007 году Форесту досталась статуэтка за лучшую мужскую роль в фильме «Последний король Шотландии».
Прошел 51 год с момента награждения Хатти Мак-Даниэл, и в 1991 году Вупи тоже стала лучшей актрисой второго плана за роль в фильме «Привидение». Это была большая удача.
Дальше перерывчик был небольшой: в 2007 награда в той же категории нашла новую темнокожую героиню – Дженнифер Хадсон. Интересно, что для актрисы роль в «Девушках мечты» была дебютной.
Есть свой «Оскар» и у Мо’Ник: награда была присуждена ей за лучшую роль второго плана в фильме «Сокровище».
И снова номинация «Лучшая роль второго плана»! Окатвия получила заветную статуэтку в 2012 году за роль в фильме «Прислуга». У Октавии внушительная фильмография, но именно благодаря своей оскароносной работе она стала по-настоящему известной.
Кенийская красотка стала настоящей звездой 2014 года. Фильм «12 лет рабства» был признан лучшим, а весь его актерский состав получил щедрые похвалы критиков. Люпите досталась награда в категории «Лучшая актриса второго плана». В этом году девушка в числе тех, кто собирается бойкотировать церемонию из-за предвзятости критиков. Жаль! Обычно она выбирает для выходов в свет очень красивые наряды!
Уилл Смит: Дэдшот, Роберт Нэвилл, агент Джей
Уилл Смит может похвастаться целой плеядой персонажей, изначально задумывавшихся светлокожими. Например, ему в 90-х гг. предлагали роль в «Матрице». Одно из недавних его воплощений — Дэдшот, наёмник в экранизации «Отряда самоубийц». Широкий резонанс получила и другая работа Смита, «Я — легенда» 2007 года. Там Уилл воплотил Роберта Невилла, единственного человека, оставшегося в Нью-Йорке после ужасающей пандемии, обратившей всех людей города в вампиров. Роман, по которому был поставлен фильм, был написан в 1954 году. В нём речь шла о белом жителе Лос-Анджелеса. До Смита роль Невилла в более ранних экранизациях романа уже исполняли Винсент Прайс и Чарльтон Хэстон.
Интересно, что другая знаменитая роль Смита — агент Джей из «Людей в чёрном» — также могла достаться белокожему актёру. В одноимённых комиксах 90-х оба агента-напарника, противостоящие разбушевавшимся инопланетянам, были белыми. Изначально роль Джея предлагалась Дэвиду Швиммеру, известному по «Друзьям», но тот от неё отказался. На роль Кея тогда планировали пригласить Клинта Иствуда, и Швиммер не решался играть с таким корифеем. В итоге Джея во всей трилогии сыграл Смит. Он настолько хорошо изобразил своего героя, что в последствии даже в мультсериале о людях в чёрном Джея сделали тёмнокожим.
Уилл Смит мог бы сыграть Дэдшота еще раз в сиквеле «Отряда самоубийц» (2021), но передумал. Теперь Идрис Эльба в образе Бладспорта использует квоту чернокожего парня.