Иммерсивная выставка «сны сибири» в государственном историческом музее

Объятия влюбленных возрастом 1500 лет

Ученые в этом году обнаружили захоронение мужчины и женщины возрастом 1500 лет. Казалось бы, ничего необычного. Однако они были не только похоронены вместе, но и обнимали друг друга. Да, их объятия длятся уже полторы тысячи лет. Это первая в истории подобная находка.

Захоронение мужчины и женщины, которые обнимают друг друга

Как установили эксперты, мужчина умер в возрасте от 29 до 35 лет. На его теле осталось несколько следов повреждений — перелом руки, на правой руке отсутствуют пальцы и пр. Женщине, предположительно, на момент смерти было 35-40 лет. На теле видимых повреждений нет. Из проблем со здоровьем ученые обнаружили лишь следы кариеса. Вполне возможно, что после смерти мужчины, женщина покончила собой, чтобы ее похоронили рядом.

Окаменелости человека дракона

Ученые в Китае сообщили о том, что обнаружили новый вид человека, которого назвали Homo longi, или в переводе “человек-дракон”. Череп этого человека был обнаружен еще в 1933 году, однако в период японской оккупации Китая он был спрятан в колодце, где пролежал 85 лет, пока не попал в руки ученых. Его исследовали, и пришли к выводу, что он принадлежит новому виду людей.

Череп человека-дракона

Череп достаточно крупный. Исследования показывают, что человек-дракон может быть близким родственником Хомо Сапиенс. Неясно, когда именно появился Человек-Дракон и когда он вымер, но, как выяснили ученые, сам череп датируется примерно 309–138 тысячами лет.

Правда, ученые не до конца уверены, что череп человека-дракона принадлежит новому виду. Согласно одной из версий в руки ученых попал череп денисовца, гоминида, который очень плохо изучен в силу малого количества обнаруженных окаменелостей.

Затерянный Золотой город

Город был обнаружен поблизости от Лукосора, то есть в районе древних Фив в Египте. Как утверждают эксперты, он был построен фараоном Аменхотепом III, который правил в период между 1391 и 1353 годами до нашей эры. Археологи обнаружили в городе множество домов и административных зданий. Кроме того, он имел пекарню, а также производственную площадку для изготовления кирпичей и глиняных изделий. Кроме того, здесь удалось найти древние захоронения.

Золотой город был построен фараоном Аменхотепом III

Следует отметить, что о существовании этого города науке было известно давно, так как о нем имеется множество упоминаний в древних записях. Однако до последнего моменты где он находится оставалось загадкой. Многочисленные экспедиции ученых из разных стран не приносили результатов. Но в 2021 году Золотой город был наконец найден. Его раскопки в настоящий момент продолжаются.

Место для парадов возрастом 11000 лет

Обнаруженное в Турции здание для парадов называется Карахантепе. Его возраст составляет 11000 лет. В процессе парада люди проходили через здание с колоннами в форме фаллоса и скульптурой с изображением человеческой головы.

Ученые нашли место для парадов возрастом 11000 лет

Здание представляет собой один из элементов большого комплекса. Раскопки здесь начались еще в 2019 году и продолжаются по сей день. Комплекс имеет тот же возраст, что и Гобекли-Тепе — другой археологический памятник, который также представляет собой большие здания с изображениями животных и человеческих голов. Оба объекта являются двумя из старейших известных памятников архитектуры, построенных людьми.

Самое старое военное захоронение

По словам археологов, они обнаружили мемориал возрастом 4300 лет в Сирии. Как выяснилось позже — это самое старое военное захоронение в мире. Оно содержит останки не менее 30 воинов, а также лошадей. Кроме того, рядом с останками воинов были найдены конические гранулы, которые, судя по всему, служили зарядами для пращи.

Самый древний военный мемориал

Археологи заметили, что солдаты с лошадьми, как правило, группировались отдельно от военных с гранулами, как будто они принадлежали к разным отрядам. Надо сказать, что о высокоорганизованном древнем захоронении упоминается древних текстах Месопотамии.

Люди, которые живут в этом районе, называют курган «белым памятником». Из-за гипса он сияет на солнце. Открытие показывает, что древние люди почитали погибших в битвах, как и мы. Напоследок напомню, что в 2021 году также порадовали палеонтологи открытием новых видов динозавров.

Паола Волкова

Историк искусства и доктор искусствоведения. Паола Волкова больше 20 лет вела лекции для студентов ВГИКа и Высших сценарных курсов. Волкова редактировала книги по искусствоведению и писала их сама. Но более запоминающимися стали её живые лекции.

Паола Волкова была автором и ведущей 18-серийной программы «Мост над бездной», которая выходила с 2011 по 2013 год на телеканале «Культура». Волкова разбирала для зрителей известные шедевры живописи и скульптуры, например «Поцелуй Иуды» Джотто или «Гробницу Медичи» Микеланджело. Все выпуски можно найти на YouTube-канале «Культуры». Также в интернете есть её лекции по истории искусства, которые она читала для студентов Открытого университета Сколково.

Интересны не только лекции Волковой, но также манера её речи. А ещё она снабжает каждое произведение искусства историями и легендами о художниках, рассказывает о том, как жили люди древности, каким видели мир и искусство.

Екатерина Кочеткова

Старший преподаватель МГУ и член Международного совета музеев Екатерина Кочеткова в своих лекциях рассказывает о современном искусстве. Почему оно такое странное, как его вообще понять и когда так сильно изменились понятия о красоте. Екатерина Кочеткова помогает увидеть смысл в произведениях современного искусства и рассказывает про разных художников этого направления.

Помимо живописи она также разбирает архитектуру, ландшафтное искусство и перформансы. Большой цикл её лекций про художников современного искусства выпустил Пушкинский музей в 2020 году (чтобы было не скучно на карантине).

Из-под бетона: золотая прикладная печать Панфильева

Фото: Институт археологии РАН

Еще одна печать, о которой можно сказать «уникальная» и «впервые»: во время раскопок на Софийской стороне Великого Новгорода археологи нашли золотую прикладную печать. На одной ее стороне помещена надпись: ПЕЧАТЬ ПАНФИЛЬЕВА, на другой — изображение процветшего креста. Судя по надписи, владельцем печати мог быть Панфилий Селифонтович, новгородский боярин, который на переговорах с королем Казимиром IV в 1471 году был представителем Новгорода от «житьих людей» — одного из общественных классов города, стоявших между боярством и средним купечеством.В этом же раскопе были найдены печати новгородского Совета господ, печати тысяцкого Даниила Михайловича, архиепископа Симеона, 28 серебряных монет XV века и пять берестяных грамот, в одной из которых впервые упоминается «торпица» (речная форель) и «коробочка икры». Все эти предметы достали в буквальном смысле из-под бетона: работы проводились перед будущей реконструкцией объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс построек медопивоваренного завода «Богемия», один из участков которого в 90-е годы был залит бетоном без без каких-либо археологических изысканий

Геймификация

Один из важных компонентов экспозиции ― цифровые метамиры. Правда, популярной сегодня проблематике социальных сетей кураторы предпочли альтернативный виртуальный мир ― компьютерные игры.

Так, например, Ярослав Кравцов в своей игре «Невозможные лестницы» приглашает посетителя пробежаться при помощи джойстика по воображаемым мирам Маурица Эшера и преодолеть его «невозможные» лестницы и пространства.

Есть и более размеренные «бродилки» ― Сергей Носков в своей игре 35mm показывает постапокалиптический мир, в котором два странника путешествуют по безлюдным городам и сёлам.


Зал компьютерных игр. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Иной подход к игре у Максима Змеева. В проекте Type 1.5.11 при помощи воображаемой фотокамеры он исследовал виртуальные миры Fallout 76, сделав скриншотами «фотографии» построек, которые проектировали сами игроки.

Идея скрин-арта не нова ― в отличие от настоящего фотографа-пейзажиста, виртуальный «фотограф» не может управлять ни сюжетом, ни светом, которые предопределены цифровым миром заранее. В своём проекте Змеев протягивает нить между искусственным и настоящим: в Type 1.5.11 его медиум — не экран, а аналоговые отпечатки, для которых он выбрал метод каллитипии. Такая фотопечать на основе солей серебра и железа использовалась фотографами в конце XIX века. Застывшие чёрно-белые малоэтажные постройки в опустевших пейзажах Fallout 76 отсылают к американской фотографии первой половины XX века и переосмыслению индустриальных пейзажей в девяностые и двухтысячные.

Ирина Антонова

Ирина Антонова больше полувека возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина. С ней музей обрёл вторую жизнь, были сохранены некоторые экспонаты (когда Антонова стала директором музея, основное здание было в плачевном состоянии: крыша протекала и вода могла повредить картины). Именно благодаря Антоновой посетители музея впервые увидели самую большую коллекцию произведений импрессионистов. До этого картины хранились в запасниках музея.

Ирина Антонова была не только директором музея, но и опытным учёным-искусствоведом. Её приглашали выступать с лекциями телеканалы РБК и «Дождь». Пушкинский музей тоже организовал её цикл лекций по искусству в 2018 году. А на тот момент Ирине Антоновой уже исполнилось 96 лет. Описывая зрителям картину, Антонова рассказывала целую историю, которая её окружала. Например, она объяснила, почему Жак Луи Давид изобразил Марата на картине «Смерть Марата» в ванне. Или что означает взгляд женщины с картины «Неизвестная» Ивана Крамского.

Мария Мороз

Мария Мороз работала редактором в Третьяковской галерее и специалистом выставочных проектов Музея русского импрессионизма. Она занимается исследованием русского искусства XIX–XX веков.

Особенно интересно будет послушать Марию Мороз тем, кто интересуется русским искусством XX века: она читает лекции о таких течениях, как авангард, гиперреализм, соцреализм и другие. Мария Мороз больше концентрируется на стиле искусства в целом, чем на отдельных произведениях. Она приводит много примеров работ художников, чтобы лучше объяснить зрителям стиль и его цели для мира искусства. С её манерой речи вы вряд ли заскучаете в процессе — Мария Мороз явно горит своим делом.

Где смотреть

Музей русского импрессионизма

YouTube-канал «Лекторий Достоевский»

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Наталия Мазур

Наталия Мазур — специалист по истории русской литературы XVIII–XX веков, русско-европейским культурным связям и исследованиям визуальной культуры. Она преподаёт в Европейском университете Санкт-Петербурга, а также в некоторых иностранных университетах.

В своих лекциях по искусству она рассказывает, как художники изображали время, почему Марк Твен ругал «Венеру Урбинскую» Тициана или, например, чем картина Эдуарда Мане напугала первых зрителей. Записи её лекций хранятся на YouTube-канале Arzamas. Также на сайте образовательного проекта можно найти короткие аудиолекции, если вам неудобно смотреть видео. Каждый выпуск посвящён одному произведению искусства.

Дизайн на службе искусства

Целый зал отведён работам Дмитрия Кавки ― дизайнера-плакатиста и современного художника, работающего с цифровыми медиумами и графикой. Главный элемент в зале ― инсталляция «Работа над железом». С использованием видео на ярких ЖК-панелях она рассказывает о человеке, ставшем лишь мифом в сознании машин.


Дмитрий Кавка. «Работа над железом», 2016–2021. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Вокруг инсталляции на стенах расположены его же плакаты серии «Гуглонатюрморты» — перерисованные на бумаге герои гифок и фотографий из Google. На каждом элементе плаката указан интернет-адрес, по которому хранится файл (можно проверить). Казалось бы — это весёлые и жизнерадостные композиции, однако при ближайшем рассмотрении они оказываются Vanitas — напоминанием о скоротечности цифрового мира. Каждый из объектов может быть стёртым с просторов Сети в любой момент: значимость персонажей настолько ничтожна, что у файлов с этими картинками нет даже конкретного названия ― просто наборы бессмысленных букв.


Юлия Вергазова. Flora onion 2.0, 2021. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Ещё один дизайнер, чьи работы можно увидеть на выставке в музее, ― Симон С. Никкель. Её видеопроект «Слоновий сок» построен на интерпретации искусственным интеллектом человеческих мимики и эмоций. Во время чтения по губам нейросеть воспринимает фразу I Love You как бессмысленное Elephant Juice. Что ещё она думает о человеке и можно ли ей доверять решения, основанные на интерпретации нашего поведения или эмоций?


Экспозиция. Фото: Ольга Кондратова / Skillbox Media

Рассказать об этой выставке в одной статье невозможно: художники исследуют связь живого мира и неживого, привлекают к работе учёных, работают со звуком, светом, погружают зрителя в цифровую реальность и рисуют будущее карандашом. Поскольку большинство работ не вписываются в общепринятые представления о прекрасном и часто непонятны, то, планируя поход, запаситесь временем — придётся прочесть много подписей. Именно они помогут раскрыть замысел и полностью погрузиться в искусство новой эпохи.

Хотите на эту выставку?

Участвуйте в розыгрыше билетов в нашем инстаграме**!

Выставка продлится до 15 мая, адрес Мультимедиа Арт Музея: Москва, ул. Остоженка, д. 16.

Виртуальная часть экспозиции доступна из любой точки мира на сайте artforthefuture.art.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: