Состояние фрустрации. что делать и как поможет психолог?

Плюсы и минусы фрустрации

При возникновении у человека подобного состояния с какой точки зрения рассматривать его? Однозначного ответа на данный вопрос не существует. Психология рассматривает фрустрацию как явление, несущее в себе как негативные, так и позитивные последствия.

В качестве положительного аспекта можно рассматривать мотивацию человека, который учитывает все свои ошибки, а также преодоление им жизненных трудностей и неуклонное движение к поставленной цели, вне зависимости от складывающихся обстоятельств. В таких случаях фрустрация очень выгодна.

Однако в тех случаях, когда подобное состояние сопровождается злостью, опустошением, раздражительностью или депрессией и приводит к низкой самооценке, ухудшению качества жизни или стрессу, положительным его назвать просто нельзя.

Тем не менее фрустрация не может рассматриваться в качестве явления, которое лишь разрушает жизнь человека. По мнению многих психологов, она выступает мотиватором роста личности. И только тогда, когда человек вынужден преодолевать сложности и решать возникающие перед ним проблемы, он становится более самостоятельным, находчивым и готовым к любым неожиданностям. Помимо этого, фрустрация помогает людям вырабатывать активность, смелость и силу воли

Для этого важно контролировать возникающее состояние, а также бороться с теми переживаниями, которые способны стать причиной различных психических заболеваний

Определение фрустрации

Фрустрация (от латинского «frustratio» – неудача, тщетное ожидание, обман, расстройство задуманного) – это такое состояние человеческой психики, при котором человек переживает массу негативных чувств, связанных с невозможностью реализовать свои желания или удовлетворить собственные жизненные потребности. Неизбежными спутниками этого состояния является разочарование и опустошение. Простыми словами, фрустрация – это когда желания человека не соответствуют имеющимся у него возможностям, расходятся с ними в той или иной ситуации. Она приводит к эмоциональным травмам, которые являются закономерными и неизбежными. Фрустрацию переживают все люди не зависимо от их половой принадлежности, возраста или статуса в обществе.

По мнению психологов, у детей это состояние проявляется гораздо чаще. И фрустрация не делит людей на богатых и бедных, она свойственна тем и другим в одинаковой степени. Известные психологи Браун и Фербер данное состояние связывают с ситуацией, конечным итогом которой является затормаживание ожидаемой реакции или ее предупреждение.

В психологической науке фрустрация рассматривается с точки зрения внутреннего душевного стресса, негативных эмоций (волнение, тревога, переживание, напряжение, душевная боль и т.д.), которые связаны с невозможностью достижения поставленных целей. Если бы все цели и задачи были легко реализуемы, мы бы не испытывали такой радости, восторга и счастья, когда чего-то добиваемся. Поэтому преодолевая объективные сложности на пути достижения целей, сталкиваясь с поражениями, утратами и невезением, поддаваясь отчаянию или злости, проходя через разочарование, мы учимся бороться с состоянием фрустрации, чтобы в любых жизненных ситуациях оставаться в хорошем настроении и чувствовать себя счастливыми.

Основные признаки фрустрации:

  • наличие непреодолимого стремления добиться желаемого;
  • возникновение на пути движения к цели препятствий и преград;
  • результат несоответствия целей и возможностей – нарушение душевного баланса, внутренней гармонии;
  • зарождение нового желания – восстановление равновесия с помощью приложения усилий.

Психологи находят в таком состоянии проявление закономерности, поскольку оно неизбежно и не зависит от человека.

Майер выделяет два потенциала в поведении людей:

  1. Возможные поведенческие модели, сформированные на основе генетики, условий жизнедеятельности, приобретенного опыта.
  2. Процессы отбора, которые делятся на появляющиеся при возникновении состояния фрустрации и в случае действий, направленных на мотивацию и стимуляцию.

Реакция на разочарование

Некоторые из «типичных» реакций на фрустрацию:

  • гнев,
  • отказ от работы (выгорание или отказ от работы),
  • потеря самоуважения и уверенности в себе,
  • стресс и депрессия.

Есть поговорка: «разочарование порождает гнев, а гнев порождает агрессию». Прямой гнев и агрессия выражаются по отношению к объекту, воспринимаемому как причина фрустрации. Если машина не заводится, вы можете пнуть ее.

Если кто-то встанет у вас на пути, вы можете устно угрожать ему или оттолкнуть его в сторону. Если источник фрустрации слишком силен или опасен для прямой агрессии, часто используется вытесненная агрессия.

Агрессия перенаправляется на менее угрожающий и более доступный объект.

Сердитый человек часто действует не думая. Человек поддается своему разочарованию и теряет сдержанность. Гнев может вызывать здоровую реакцию, если он побуждает нас к позитивным действиям, но часто действия, совершаемые в порыве гнева, разрушительны.

Действительно, если бы мы могли посмотреть видеозапись того, как мы злимся, чувство стыда могло бы помочь нам излечиться от гнева.

Когда вы чувствуете нарастающее разочарование и гнев, вы должны практиковать осознанные реакции, ведущие к здоровым действиям вместо разрушительных.

Если цель недостижима, правильным и продуктивным решением может быть отказ от нее. Однако чаще всего отказ (уход или апатия) — это лишь способ поддаться фрустрации.

Постоянно испытывая разочарование, люди могут бросить учебу, работу или уехать в другой город. Апатия — это отказ от всех ваших целей. Вам не нужно поддаваться разочарованию, пытаясь достичь их.

Мы живем в такое время, когда нам приходится быть настойчивыми для достижения успеха. Подумайте, сколько проектов вы начали, а потом бросили, потому что разочаровались и потеряли терпение.

Составьте список вещей, которые вы начали и бросили, потому что они казались слишком сложными. Теперь вспомните разочарование и чувства, которые вы испытали, не справившись с ним.

Признаки фрустрации

Признаки фрустрации не всегда проявляются в полную силу, поэтому зачастую это состояние остается незамеченным. Но диагностировать его все же можно.

Итак, для фрустрации характерны следующие симптомы:

  1. Сосредоточенность на проблемной ситуации. Человек не может думать ни о чем другом, из-за чего игнорирует то, что происходит в других сферах жизни.
  2. Беспомощность, безысходность. Индивид осознает, что ему нужно отвлечься, но сделать это он не в состоянии.
  3. Непреходящее чувство внутренней тревоги, тоска. Кажется, что жизнь утратила краски. Все это провоцирует развитие депрессивного состояния.
  4. Снижение работоспособности, лень, апатия. Желание хоть что-то делать полностью исчезает. Вместе с ним уходит и мотивация.
  5. Низкая самооценка, чувство вины, неуверенность в себе и своих силах.

К перечисленным признакам фрустрации можно добавить потакание слабостям, замкнутость, отказ от любых контактов с миром.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация — это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, — разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях — даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика — уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Методы диагностики

К основным диагностическим методикам, используемым для определения уровня фрустрации, относятся тест Розенцвейга (метод рисуночной фрустрации, переведенный и адаптированный Н. В. Тарабриной), экспресс-тестирование В. Бойко и его переработанный и расширенный вариант — методика Л. И. Вассермана.

Рисуночный тест авторства С. Розенцвейга представляет собой набор карточек с изображенными на них различными ситуациями. Обычно на них присутствует несколько персонажей, один из которых произносит определенную реплику. От пациента требуется дать первый пришедший в голову ответ на заданную фразу.

Карточки делятся на несколько групп, а ответы интерпретируются психологом после полного прохождения теста. Есть возможность самостоятельного анализа подобного теста, однако, в этом случае результат может быть искажен.

Watch this video on YouTube

Опросник Бойко — это короткий экспресс-тест на выявление состояния фрустрации, состоящий из 12 вопросов, за каждый положительный ответ дается 1 балл. В зависимости от итогового количества баллов интерпретируется полученный результат.

Существует расширенная модификация данного тестирования, разработанная Л. И. Вассерманом, которая отличается большей вариативностью и повышенной достоверностью результата.

Помимо методик тестирования, психолог проводит сбор анамнеза, анализирует общее состояние клиента, при необходимости беседует с родственниками, чтобы сформировать целостную картину.

Основные причины, способные спровоцировать фрустрацию

Фрустрация в психологии провоцируется несколькими видами обстоятельств и делится на категории, каждая из которых имеет свои особенности. Фрустрирующее состояние вызывают:

  • привация. Отсутствие необходимых для достижения результатов орудий (инструментов) и нехватка основных ресурсов. Пример фрустрации — желание заниматься вокалом на профессиональном уровне при отсутствии ярко выраженных вокальных данных;
  • конфликт. Столкновение интересов, мотивы, которые несовместимы друг с другом препятствуют удовлетворению определенных желаний и потребностей. Фрустрация возникает у старшего учителя, увлекшегося молодой ученицей — мужчина понимает, что это невозможно, поскольку выглядит нелепо и неуклюже, не соответствует этическим нормам;
  • депривация. Исчезновение объектов, к которым чувствовалась сильная привязанность, и за их счет осуществлялось удовлетворение определенных потребностей. Пример — сгоревший дом, в котором была проведена вся жизнь с самого детства.

В психологии фрустрацию вызывают факторы, имеющие специальный термин — фрустраторы. К ним психологи относят разные поступки или обстоятельства, близких или далеких людей, жизненные ситуации. Основные виды фрустраторов, которые выделяются в психологии:

  • психологические. К ним относятся способности, находящиеся на недостаточном уровне, недополученные знания или умения, возникающие на фоне разных ситуаций сомнения. Конфликты, развивающиеся внутри человека, также относят к психологическим видам фрустраторов;
  • физические. Развиваются на фоне ограничения свободы (продолжительное заключение в тюремном учреждении, проблемы в финансовом плане, временные ограничения);
  • социальные. К видам фрустраторов психологи причисляют конфликты с родственниками, друзьями, знакомыми, общепринятые нормы поведения, законы;
  • биологические. Проблемы со здоровьем, недостатки внешности или тела, серьезные болезни и патологии — последний вид фрустраторов, провоцирующих развитие фрустрации.

Внешние обстоятельства, которые выступают преградой при достижении желанной цели, переносятся человеком, впавшим в состояние фрустрации значительно легче — есть возможность переложить вину за отсутствие результатов на других людей. Если же причиной неудавшейся работы человек считает самого себя, последствия фрустрации будут неприятными — резко снизится самооценка, появится повод для самобичевания.

Этапы фрустрации

Столкнувшись с неприятной ситуацией, включая неспособность добиться цели, человек последовательно переживает несколько состояний. Имея дело с горем, он, согласно модели Кюблера-Росса, проходит через стадии отрицания, злости, торга депрессии и принятия. Данное состояние включает следующие этапы.

Поведение мотиво-сообразное

Предшественник основного расстройства. На этом этапе человек с помощью показной незаинтересованности в цели или агрессивных действий пытается добиться ее реализации или приближения. Так ведет себя ребенок, плачем или насупленным видом стремясь получить желаемое.  Он переключается для достижения результата с активных действий на попытки заставить окружающих сделать основную работу.

Так, услышав о нехватке знаний для замещения понравившейся вакансии, один субъект пойдет на повышение квалификации, заняв в итоге эту или соответствующую должность.

Начиная фрустрировать, он может устроить скандал с необоснованными угрозами или ссылками на действующее законодательство (социально-политические настроения), косвенно или прямо способствующие найму подобных сотрудников:

  • воспитанников детдомов или детей из неблагополучных семей;
  • матерей после декрета;
  • людей с ограниченной дееспособностью;
  • лиц с нетрадиционной половой ориентацией;
  • представителей расовых меньшинств.

Квоты на таких работников существуют, но не требуют назначения, если соискатель не соответствует требованиям вакансии.

Утрата самоконтроля

Если первый этап не дает результата, индивидуум может перестать управлять эмоциями — целевая истерика перерастет в частично неконтролируемую. Субъект продолжает надеяться, что действия дадут желаемый результат. Он может запустить нужное поведение, но неспособен управлять всеми его этапами.

Так, субъект, страдающий эпилепсией или припадками тремора, знает о внешних (свет, звук, перепады температур) и внутренних (волнение, прием продуктов или лекарств) причинах приступов. Добиваясь целей, он может использовать один из стимулов, теряя на какой-то период возможность контролировать тело. Данная модель наблюдалась военными медиками. Солдаты с припадками дрожи осознавали их связь с возможностью избежать участия в боевых действиях.

Утрата связи мотив и поведение

Текущее эмоциональное состояние становится движущей силой, а не инструментом для получения запланированного результата. Субъект концентрирует все силы не на самой цели, а на преодолении текущего препятствия. Мозг фокусируется на конкретном моменте, теряя способность к анализу всей картины

Так, человек застрянет в перепалке с невоспитанным оператором билетной кассы или соседом по очереди, не принимая во внимание отбытие своего рейса

Наблюдается «истерика ради истерики»

Индивидуум продолжает помнить про цель, но она переходит в фоновые стимулы, переключая основное внимание на текущие эмоции

Полная утрата самоконтроля

На этой стадии может возникнуть аффект — кратковременный и интенсивный, полностью неуправляемый набор эмоционально направленных действий. В таком состоянии субъект теряет контроль над действиями, часто не помня их после возвращения в норму. На данном этапе он продолжает помнить о начальной цели, но поведение уже не направлено на ее реализацию. Поведение формируется текущими эмоциями.

Фрустрирующая личность, проходя эти четыре стадии, перестает управлять волей и сознанием. Сначала пропадает стремление к достижению цели, потом — надежда и интерес к ней.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение – лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

Эмоциональная агрессия. Даже при распределении моделей поведения такое последствие самое распространенное.

  • Двигательное возбуждение. Связано с нервным перенапряжением. Хаотические, бесцельные движения, иногда повторяющиеся. Примером может служить бесконечная ходьба по комнате взад-вперед или подергивание конечностями (осознанное! В ином случае это расстройство центральной нервной системы).

  • Апатия. Исходя из противного, человек вместо раздражения может испытывать вялость.

  • Бегство. Ярко выраженное психологическое или физическое. Проявляется в отречении от всего, что приносит негативные эмоции. Немного о бегстве уже говорилось в этой статье. Предпочтение вымышленного мира реальному относится как раз таки к этому пункту.

  • Фиксация. Неспособный преодолеть препятствие, обойти его, человек просто продолжает биться об одну и ту же стену. Интересно, что Эйнштейн определял сумасшествие как многократное повторение одно и того же действия с надеждой на иной результат.

  • Стресс. И все из него вытекающие последствия, включая внешние проявления, влияние на ЦНС. Может идти в довесок к остальным пунктам.

  • Депрессия. Болезнь нового поколения, которая может проявляться в скрытом виде.

  • Аддиктивное поведение. Проще говоря, вредные привычки. Злоупотребление алкоголем, курением или даже наркотиками вполне может стать последствием фрустрации. Кроме этого, в данный пункт также входят и пищевые паттерны. Фрустрированный человек – легкая добыча для анорексии, булимии или ожирения.

Способы борьбы с фрустрацией

При продолжительной фрустрации происходят негативные изменения в поведении. Человек становится апатичным, озлобленным, появляется неуверенность в себе, снижается мотивация и работоспособность.

Для выхода из фрустрации необходимо понять, что внутренние барьеры действительно невозможно преодолеть, порвать внешние барьеры и осознать недостижимость цели.

Техники для выхода из состояния фрустрации:

1. Принятие. Если что-то пошло не так, не нужно тратить силы, обвинять во всем себя, других, обстоятельства и весь мир. Сильные негативные эмоции нужно выплеснуть и отработать. В этом поможет силовая или кардиотренировка — при физической усталости исчезает стресс. Затем подумать, что можно сделать для исправления ситуации, начать выбираться, используя маленькие шаги.

2. Разделять ситуацию и состояние. Нужно понимать, что внешние обстоятельства никак напрямую не зависят от человека. Но каждый человек может научиться контролировать свои реакции на негативные раздражители, менять свое состояние при помощи разных техник.

3. Анализ. Анализировать ситуацию нужно после выполнения двух предыдущих техник. Нужно разобраться, почему все случилось именно так, определить зону собственной ответственности. Написать вывод с указанием действий, которые помогут избежать повторения этой ситуации в будущем. Дополнительно нужно четко прописать все действия, которые помогут безболезненно выйти из такой ситуации, если она все же случится.

4. Разговор с зеркалом. Людям чаще проще давать советы другим, чем разбираться в себе. Если возникла неприятная ситуация, можно представить, что вы даете совет подруге, как справиться с проблемой и негативными эмоциями.

Симптомы фрустрации

Фрустрированный человек испытывает целую гамму негативных эмоций:

  • Неуверенность в себе;
  • Раздражительность;
  • Тревожность;
  • Замкнутость;
  • Отчаянье.

При этом его поведенческие реакции во многом зависят от характера и личностных качеств. Чаще всего при столкновении с фрустратором человек ведёт себя агрессивно, причём агрессия может быть направлена как на источник проблем, так и на окружающих людей. Во втором случае происходит реакция замещения – человек не может справиться с проблемой и вымещает злость на других людях. Симптомами фрустрации в данном случае являются различные агрессивные действия и высказывания, гнев, потеря самоконтроля.

Иногда фрустрация заставляет человека замыкаться в себе. Таким образом, он «капитулирует» перед проблемой. Отступление может быть осознанным и неосознанным. В первом случае человек откровенно признаёт свою неправоту и совершённые ошибки. Во втором – уходит в себя, сублимирует или фантазирует. В такой ситуации симптомом фрустрации станет «переключение» на другой вид деятельности. Так, неудачи в семейных отношениях заставляют людей концентрироваться на карьерном росте и наоборот. А также к симптомам фрустрации в этом случае можно отнести необычные фантазии или замкнутость.

Инфантильные люди склонны к регрессии при столкновении с фрустраторами. Когда они оказываются неспособны достичь поставленной цели, они просто отказываются от неё, снижая планку. Если вернуться, к примеру, с покупкой собственного жилья, инфантильный человек в такой ситуации просто переедет жить к родителям и перестанет стремиться к самостоятельности. Таким образом, он вернётся к тому шаблону поведения, который когда-то позволял ему удовлетворить потребность в жилье.

Наиболее здоровой реакцией на фрустрирующую ситуацию является толерантность, то есть принятие проблемы. В этом случае человек осознаёт свои ошибки и пытается найти подходящее решение. Он проявляет повышенный оптимизм, называет произошедшее позитивным опытом и стремится снова достигнуть поставленной цели.

Причины возникновения фрустрации

  1. Наличие фрустратора (препятствия на пути достижения поставленной цели) – каждый из видов фрустраторов разделяется на внешний и внутренний:
    • «Лишения» – отсутствие средств для удовлетворения какой-либо потребности;
  2. Потери;
  3. Конфликты; внутренние конфликты сводятся к борьбе мотивов;
  4. Препятствия – блокировано использование имеющихся средств (законами, моралью, социальными запретами, совестью).
  5. Содержание блокируемой потребности и ее значимость: чем больше значимость потребности, тем более велика вероятность возникновения фрустрации.
  6. Сила потребности: чем сильнее потребность, тем больше вероятность возникновения фрустрации.
  7. Частота неудовлетворения данной потребности: чем чаще потребность не удовлетворялась, тем больше вероятность возникновения фрустрации.
  8. Особенности самого человека, испытывающего неудачу (толерантность к фрустрации).

Фрустрация особенно сильна при наличии социальной оценки, наиболее болезненна. Некоторые психологи считают, что фрустрация возникает лишь при блокировании потребности в самоуважении.

Как человек реагирует на фрустрацию?

В психологии длительное время изучалась реакция человека, которому пришлось перенести состояние фрустрации. Первое ощущение, возникающее на фоне фрустраторов — агрессивность. Если человек имеет достаточную силу воли, чтобы держать негативную эмоцию под контролем, завершается фрустрирующее состояние сильным раздражением. При отсутствии возможности контролировать агрессию проявляется гнев. Следом за первой реакцией обычно следует вторая, интенсивность которой зависит от темперамента человека, находящегося под влиянием фрустрации.

Человек, умеющий держать чувства, эмоции под контролем, легко переносит состояние фрустрации, обуздывая темперамент. Негатив превращается в позитивные ощущения — интерес к данному объекту, сильное удивление, развивается здоровый азарт преодолеть появившееся на пути препятствие. Если своевременно адаптироваться не получается, человек начинает впадать в негативное состояние — гнев переходит на следующий этап и превращается в сильное раздражение и депрессию, начинают развиваться созданные сознанием страхи.

Психологи предупреждают, что депрессивное состояние часто выступает заменой агрессии. Характеризовать депрессию, спровоцированную фрустрацией, можно несколькими проявлениями — чувством безнадежности, серьезной апатией, снижением самооценки. Человек чувствует себя «конченой» личностью, которая не способна ни на что в жизни и опускает руки даже перед легкими преградами, даже не пытаясь их преодолеть.

На фоне агрессивного состояния при фрустрации психологи выделяют несколько дополнительных эмоций, которые стремительно развиваются. Агрессия часто выплескивается на окружающих, приводит к сильной злости и возмущению. Часто человек начинает обвинять себя в случившемся, эмоции меняются — ощущается стыд, индивида мучат приступы вины. Сопровождается это состояние муками совести.

Самый простой вариант завершения агрессивного состояния — философская реакция на произошедшее. События воспринимаются, как нечто неизбежное, что невозможно предотвратить. Человек даже не пытается переложить на окружающих вину за случившееся, позитивно настраиваясь на будущее.

Примеры фрустрации из повседневной жизни

Таких примеров много. Если ребёнок при столкновении с малейшими преградами между ним и удовлетворением его желаний начинает проявлять агрессию, значит, фрустрированность уже развивается. Во взрослом возрасте это приведёт к многочисленным внутриличностным и межличностным конфликтам.

Ещё одним распространённым примером фрустрации является глубокое разочарование в отношениях между мужчиной и женщиной. Оно формируется из-за стереотипов о сути отношений. Литература, киноиндустрия и масс-медиа формируют в сознании людей определённый шаблон идеальных отношений, которые не могут существовать в реальной жизни. Несоответствие партнёра выдуманному идеалу приводит к конфликтам, расставаниям, разочарованию и непосредственно фрустрации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кукла Злата
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: