Потенциальные гости МКС — миллиардеры из IT
Первый космический турист, американский мультимиллионер Деннис Тито, летавший на «Союзе» на МКС в 2001 году, заплатил за это $20 млн. Точную сумму, в которую обошёлся полёт Юсаку Маэдзаве и его ассистенту, ни организатор путешествия Space Adventures, ни «Роскосмос» не называют. Эксперты давали оценку в коридоре $50—100 млн. NASA сообщало, что за доставку своего астронавта на МКС в последний раз заплатило $80 млн.
«Портрет нашего клиента меняется, — рассказывает Сергей Костенко. — Раньше это был такой среднестатистический Деннис Тито. Человек с состоянием от $500 млн. Взрослый, всего достигший, много чего попробовавший. У которого были и лодки, и самолёты. Вообще всё было. Человек, который искал чего-то нового, острого. Кроме Марка Шаттлворта, слетавшего в 28 лет и так реализовавшего детскую мечту, это всё были возрастные люди. Сейчас мы всё чаще вступаем в контакт с потенциальными клиентами, которым 30 с небольшим. Новое поколение, которое пришло из IT или криптобизнеса».
- Первый космический турист Деннис Тито после возвращения на Землю, 6 мая 2001 года
- AP
Как рассказал RT генеральный директор АО «Главкосмос» Дмитрий Лоскутов, цена каждого путешествия рассчитывается индивидуально. «В неё закладывается стоимость ракеты-носителя «Союз-2.1а», транспортного пилотируемого корабля «Союз МС», медицинского обследования специалистами Института медико-биологических проблем РАН до и после полёта, подготовки к полёту и послеполётной реабилитации на базе Центра подготовки космонавтов имени Гагарина, работы космонавтов с туристами на борту станции. Индивидуального снаряжения: скафандров, ложементов, сменной одежды, питания и так далее. Плюс возможные пожелания космических путешественников, например, доставка на орбиту индивидуального питания, специфического оборудования для проведения научных экспериментов или видеосъёмки», — объяснил Лоскутов.
По оценке Сергея Костенко, число заявок от новых космических туристов будет расти, но при нынешнем ценнике очередь на полёты на МКС точно не выстроится.
Также по теме
«Космические туристы работают на технологическое развитие»: корреспондент RT проводил на орбиту миллиардера Маэдзаву
В среду, 8 декабря, с космодрома Байконур на Международную космическую станцию отправился корабль «Союз МС-20». Командир экипажа…
«Конечно, покупают и яхты, и картины по $100 млн, но это инвестиции, они остаются с тобой, а тут чистая развлекуха, — комментирует Костенко. — Россия собирается строить многоразовый корабль «Орёл». За счёт многоразового использования возможно снижение себестоимости. По мере развития технологий ценник упадёт. Но это в перспективе не года-двух, а десятилетия. Пока в любом случае число туристов в год будет измеряться единицами. По моим ощущениям, перелом произойдёт при снижении ценника до $10 млн — это уже смогут себе позволить люди с состоянием $300—400 млн. И счёт ежегодно пойдёт на десятки».
Пока же Костенко анонсировал новую опцию, под которую сейчас подбирают клиента: выход с МКС в открытый космос. Непрофессиональные космонавты такого ещё не совершали.
Ценовой же конкуренции пока не наблюдается. «Стоимость одного места Dragon — как на «Союзе», $50 млн, — комментирует Михаил Котов. — Суборбитальные полёты предлагаются на два порядка дешевле — $500 тыс. с пассажира. И там подготовки не требуется, просто проинструктировали — и вперёд. Но это и не совсем космос».
Уильям Шетнер
На октябрь 2021 года у Blue Origin запланирован новый суборбитальный полет. В 15-минутный рейс отправится 90-летний актер Уильям Шетнер, которого поклонники сериала «Звездный путь» помнят по роли капитана Кирка. Если полет с участием артиста состоится, то Шетнер станет старейшим жителем Земли, побывавшим в космосе. Сейчас этот статус носит 82-летняя Уолли Фанк, которая летала с Безосом в июле 2021-го.
Кто составит компанию актеру и сколько стоит полет в космос легендарного Кирка, который для атмосферности может надеть в день старта свой костюм из «Звездного пути», пока не известно. Представители Blue Origin проводят с путешественниками однодневные курсы, в ходе которых рассказывают об основах безопасности, учат справляться со стрессом и нагрузками.
Побывать на лунной станции и послушать музыку
Посетителей ВДНХ приглашают в интерактивные зоны. Например, в 10:00 в центре «Космонавтика и авиация» откроется площадка, на которой можно будет познакомиться с космическими проектами виртуальной и дополненной реальности. Так, гостям предлагают посетить лунную станцию. Виртуальная реальность была создана на основе предположений ученых о том, как будет выглядеть в будущем первая лунная станция. Чтобы отправиться в путешествие, достаточно надеть специальные очки. Испытатель сразу же перенесется в 2 июля 2038 года и станет участником 10-месячной экспедиции команды космонавтов на Луну. Следуя инструкциям капитана станции и подсказкам бортового искусственного интеллекта, пользователь подготовит свой скафандр к выходу из базы, прокатится на луноходе, соберет и изучит образцы лунного грунта, развернет солнечные батареи, а также понаблюдает за солнечным затмением на Земле.
Засорение околоземного пространства представляет серьезную опасность для космических аппаратов, особенно пилотируемых. На орбите находятся миллионы фрагментов космического мусора — это ступени ракет-носителей, разгонные блоки, неработоспособные спутники. Если отходов в космосе станет слишком много, человечество не сможет запускать новые аппараты. Ученые и инженеры по всему миру ищут решение этой проблемы. В том числе они проектируют специальные устройства для сбора, уничтожения и переработки космического мусора. ВДНХ предлагает испытать подобный аппарат. С помощью очков дополненной реальности посетители окажутся на орбите и попробуют себя в управлении специальным сборщиком.
Стенд с VR- и AR-проектами будет работать 12 апреля с 10:00 до 22:00, 13–15 апреля — с 13:00 до 21:00. Чтобы пройти к нему, необходимо приобрести входной билет в центр «Космонавтика и авиация». Со вторника по воскресенье с 11:00 до 15:00 в центре проходит акция «Счастливые часы» — в это время вход бесплатный. По понедельникам в музее технический день.
В конце праздничного дня посетителей ВДНХ ждет живая музыка. В 20:00 в центре «Космонавтика и авиация» состоится концерт группы Pompeya. Коллектив создает композиции, вдохновляясь диско и фанком 1970-х годов, а также инди- и поп-музыкой 1980–1990-х. Вход на концерт по билетам в центр.
В то же время в оранжерее павильона № 14 Азербайджанской Республики выступит квартет Melodion Orchestra. Музыканты исполнят произведения Эннио Морриконе, Людовико Эйнауди, Ханса Циммера и других знаменитых композиторов. Купить билет можно на сайте.
День космонавтики отмечают в России ежегодно 12 апреля. В этот день в 1961 году впервые в истории человек отправился в космос — Юрий Гагарин совершил орбитальный полет на космическом корабле «Восток-1». В 2011 году Генассамблея ООН признала 12 апреля Международным днем полета человека в космос.
Центр «Космонавтика и авиация» располагается в отреставрированном историческом павильоне № 34 «Космос» на ВДНХ. Он был открыт в апреле 2018 года. Это крупнейший в России космический музейный комплекс, его масштабная экспозиция посвящена истории достижений отечественной космической отрасли.
ВДНХ — уникальное общественное пространство, включающее историко-архитектурный комплекс, ландшафтный парк и современные музейно-образовательные площадки, многие из которых не имеют аналогов в России и за рубежом. Общая площадь выставки превышает 325 гектаров. На ее территории находится 49 объектов культурного наследия, в том числе павильоны, скульптурные композиции и исторические фонтаны.
Популярные новости
Москва
19:27
Крупнейшая международная премия в области управления персоналом WOW!HR 2023 принимает заявки
Москва
19:03
На нетворкинг-форум «ДЕНЬГИ И ОТНОШЕНИЯ» приглашают Чермен Дзотти и Академия счастливых миллионеров
Москва
11:49
В МГУ стартовал новый проект для школьников
Сложности космического туризма
Цена. Пока космический туризм — только для богатых. Хотя еще 100–150 лет назад туризм вообще был для богатых. С развитием авиации и появлением лоукостов стало абсолютно обычным летать на соседние континенты.
Сейчас полет на МКС стоит 20–40 миллионов долларов на человека. В будущем компании, которые хотят открыть отели в космосе, называют цены от 550 тысяч до пяти с половиной миллионов долларов за ночь. Полет вокруг Луны будет стоить от 150 миллионов долларов.
«Вирджин» продает суборбитальные полеты за 450 тысяч долларов, а «Блю Ориджин» планируют снизить цену до 100–200 тысяч долларов за полет, который ненадолго пересекает границу космоса. Но чем больше будет расти индустрия, тем дешевле будут стоить полеты, уверены некоторые специалисты.
Однако другие специалисты возражают, считая некорректным сравнивать развитие космического туризма с развитием авиации, ведь космический туризм сложно масштабировать. А развитие авиации подстегнула Вторая мировая война. Но кроме цены у космического туризма есть и другие нюансы, которые не позволят полетам в космос стать такими же доступными, как поездки в соседние страны.
Здоровье. Для того чтобы летать в космос, нужно очень крепкое здоровье, хотя первоначальные требования к туристам, которые планируют пробыть в космосе меньше 30 дней, мягче, чем к профессиональным космонавтам. Если у туриста есть заболевания сердечно-сосудистой системы, его не допустят даже до медосмотра. После сдачи всех анализов и предварительного результата «годен» туриста тестируют на различных тренажерах, имитируя нагрузки в космосе. Хотя, по информации директора Института медико-биологических проблем (ИМБП) Валерия Богомолова, среди побывавших в космосе были люди с хроническими заболеваниями, которые требуют постоянного лечения.
Впрочем, к суборбитальным полетам не нужно готовиться неделями, потому что организм не испытывает таких мощных перегрузок.
Другие серьезные требования. Космических туристов тщательно проверяют спецслужбы, у них должна быть идеальная репутация, они не должны быть склонны к употреблению алкоголя и не должны иметь криминального прошлого. Обязаны знать английский язык на уровне Intermediate, а если лететь на российском корабле, то обладать базовыми знаниями русского.
Долгая подготовка. Подготовка к полету на МКС длится не менее шести месяцев. Она проходит в Центре подготовки космонавтов в подмосковном Звёздном городке.
Тренировка по действиям после посадки космического корабля на водную поверхность в центре подготовки космонавтов. Фото: Центр подготовки космонавтов / Facebook.com
Подводные камни туризма в космосе
Часть экспертного сообщества высказывается скептически о перспективах регулярного космического туризма. Деньги и крепкое здоровье — это не все, что требуется космическому туристу. После эйфории от полета рассказы вернувшихся из космоса туристов сводились к описанию тяжелых трудовых будней: тренировок, перегрузок, тошноты и пр.
Будущим «космическим туроператорам», в отличие от классических, нельзя будет умолчать о перечне «обязательных приложений» к восторгу от зрелища космического рассвета над голубой планетой.
Врачи говорят о «космической болезни» — симптомах воздействия невесомости. Это обязательная тошнота, изменения давления — кровяного, внутриглазного, внутричерепного. Все происходит в тесноте, без возможности проветривания (фильтрация воздуха на МКС не рассчитана на быстрое устранение запахов). Острота дискомфорта снижается через 3-4 дня пребывания в невесомости. Но если полет туриста будет коротким, то его впечатления будут наполнены не теми эмоциями, которых ждут туристы от путешествий.
Еще эксперты отмечают частое отождествление понятий «экстремальный туризм» и «космический туризм». Экстремальный туризм — альпинизм, скалолазание, дайвинг, рафтинг и др. — хоть и сопровождается риском, но зависит от профессионализма экстремала. Кроме того, этот экстрим всегда многоуровневый. Дайвер начинает с малой глубины, скалолаз — с невысокой скалы.
Космический туризм градаций не имеет. Турист или летит в космос, или остается на земле. Даже тренировочные полеты в адаптированных самолетах дают возможность испытать «космические» ощущения невесомости не более чем на 30 секунд за один «нырок».
Как космический туризм влияет на окружающую среду?
Запуски ракет в целом вредны для окружающей среды. Во время сжигания топлива, ракетные двигатели выделяют вредные газы и частицы сажи (технический или черный углерод) в верхние слои атмосферы, что приводит к ослаблению озонового слоя. Только представьте: в 2018 году ракеты, работающие на углероде, выбросили в атмосферу такое же количество черного углерода, сколько мировая авиационная промышленность выбрасывает ежегодно.
Однако не все компании используют черный углерод для двигателей. Двигатель ракеты New Shepard, которая принадлежит Blue Origin, работает на жидком водороде, который просто превращается в водяной пар при сгорании.
Основная проблема, которую представляет собой космический туризм для окружающей среды — это его потенциальная популярность. С увеличением количества запускаемых ракет углеродный след будет только расти — при этом только в Virgin Galactic планируют проводить около 400 полетов ежегодно. Тем временем сажа от запуска 1 000 ракет может нагреть Антарктиду практически на 1°C!
SpaceX
У SpaceX самый большой опыт в отправке людей в космос благодаря партнерству с НАСА, и Маск дал понять, что хочет сделать космические путешествия доступным для общественности. На сегодняшний день SpaceX предложила два коммерческих варианта космических полетов и запланировала один большой на будущее:
1. Сентябрь 2021 Миссия Inspiration4: SpaceX завершила многодневное
- SpaceX завершила многодневное орбитальное путешествие, первое из их нового плана по предоставлению опыта частным астронавтам в рамках партнерства с НАСА.
- Оценивается в 55 миллионов долларов за 3-дневное пребывание внутри модифицированной капсулы SpaceX Dragon, вращающейся вокруг Земли на расстоянии 357 миль (574 км) с тремя членами экипажа, спонсируемой миллиардером Джаредом Айзекманом для сбора денег для детской больницы Святого Иуды.
2. 8 апреля 2022 года Axiom Space / Отдых SpaceX на МКС
- Партнерство между SpaceX и базирующейся в Хьюстоне компанией Axiom Space Inc.
- 55 миллионов долларов за 10-дневную поездку на МКС на расстояние 408 км с недельным (8-дневным) пребыванием в орбитальной лаборатории.
- Ожидается, что это продолжится и в 2023 году
- Axiom планирует построить автономную космическую станцию, чтобы заменить МКС первым модулем, запуск которого ожидается в 2024 году.
3. Прогнозируемая туристическая поездка на Луну в 2023 году:
Японский миллиардер Юсаку Маэдзава, первоначально анонимный, заключил контракт с SpaceX на отправку себя и восьми других гражданских лиц, пилотируемых одним или двумя членами экипажа, на космическом корабле SpaceX Starship для путешествия вокруг Луны. 8 декабря 2022 года был объявлен официальный состав экипажа проекта dearMoon (в дополнение к Маэзаве):
- Стив Аоки: американский диджей и музыкальный продюсер
- Повседневный астронавт Тим Додд: американский научный коммуникатор, создатель контента, фотограф и музыкант
- Йеми А.Д.: чешский хореограф, художественный руководитель и исполнитель
- Рианнон Адам: ирландский фотограф
- Карим Илия: британский фотограф и режиссер
- Брендан Холл: американский режиссер и фотограф
- Дев Джоши: индийский телевизионный актер
- Чхве Сын Хен: южнокорейский рэпер, певец, автор песен, музыкальный продюсер и актер.
Стоимость неизвестна, вероятно, минимум 500 миллионов долларов.
Затраты на запуск ракеты
В Древнем Египте люди любили смотреть на искусственные озера и строительство пирамид. В Древней Греции путешественники стремились попасть на Олимпийские игры. Древние римляне ввели в моду пляжный отдых и спа.
В XVII веке у сыновей европейских аристократов популярностью пользовался гран-тур. Маршрут путешествия, которое длилось 1–3 года, проходил через Францию, Испанию, Швейцарию, Италию, Германию. На рубеже XX–XXI веков экзотическими стали считаться космические полеты. Объединяет туристические предпочтения разных поколений стоимость, которую могут позволить только богатые люди.
Путешествия по Земле доступны большинству населения планеты. Но революция в туризме произошла после развития транспорта, отельного бизнеса, рынка туроператоров. Космический туризм – молодая отрасль, поэтому ценники вызывают оторопь у людей, не имеющих миллионных активов.
Создание и запуск ракеты в космос требуют сотни миллионов долларов. Илон Маск рассказывал, что разработка корабля Falcon 9 обошлась SpaceX в $390 млн. 70% бюджета потратили на первую ступень корабля, оставшуюся часть – на вторую и еще $6 млн отдали за головной обтекатель. За ракету сверхтяжелого класса Falcon Heavy компания выложила $500 млн.
Запуск Falcon 9 обходится в $62 млн, а отправить в небо Falcon Heavy стоит $90 млн. SpaceX вложила $1 млрд в разработку технологии многоразовости. Ракеты компания Маска использует повторно после ремонта матчасти либо продает другим участникам рынка. В России запуск комплекса «Протон-М» оценивают в $65–70 млн.
Сегодняшние полеты в космос — просто развлечение?
Журналисты Vox попытались узнать, есть ли какая-то польза для научного сообщества от таких полетов: могут ли ученые и исследователи получить новую для себя информацию. На самом деле, пользы не так много. Например, в корабль Virgin Galactic поставили растения, чтобы понять, как на них влияет микрогравитация. Но пока для NASA, как самого передового космического агентства, пользы практически нет.
И тем не менее, для космической индустрии это важный прорыв. Во-первых, благодаря многоразовому использованию ракет сами запуски будут дешевле, а значит дальнейшее исследование космоса станет более доступным и быстрым. Это своего рода трамплин для более дальних и сложных миссий. Во-вторых, что необычно, космический туризм может превратиться в земные полеты: на ракетах SpaceX можно будет взлететь в одном месте планеты и приземлиться в другом за 30 минут, вместо многочасового полета на самолете. Но пока это лишь планы.
Чего ожидать от полета в космос?
На что именно вы бы рассчитывали, отправляясь в космос в качестве туриста? Вот несколько примеров того, что вам придется испытать (помимо незабываемых впечатлений, конечно):
- Невесомость. Помните, что во время суборбитального полета вы проведете в невесомости всего несколько минут, но и они станут незабываемыми.
- Космическая болезнь. Ее симптомы включают в себя обильное потоотделение, недомогание, потерю аппетита, утомляемость и тошноту. Даже опытные космонавты не застрахованы от этой болезни!
- Перегрузки. Перегрузка в 1g — это то, что мы постоянно испытываем, находясь на поверхности Земли; при запуске ракеты космонавты обычно испытывают перегрузку в 3g. Чтобы лучше понять, как на человека влияют перегрузки, посмотрите это видео.
Как ваше здоровье?
Антропометрические данные космонавта продиктованы размерами пилотируемых космических аппаратов и снаряжения. Кандидатом в полет может стать человек ростом от 150 до 190 см, в положении сидя — от 80 до 99 см, массой тела — от 50 до 90 кг, со ступней не длиннее 29,5 см. Плечи не должны быть шире 52 см, расстояние между углами подмышечных впадин — до 45 см, ширина бедер в положении сидя — до 41 см, обхват груди — 94–112 см.
Здоровье кандидатов должно быть настолько хорошим, чтобы у комиссии не возникло сомнений, что человек сможет выдержать все «прелести» космического полета, включая перегрузки, гипокинезию, гиподинамию, микрогравитацию и длительную изоляцию. Поэтому все анализы и медицинские обследования должны подтверждать идеальную физическую форму. Неподготовленный человек выдерживает перегрузку 5 g — в пять раз сильнее силы тяжести. Космонавты же вращаются на центрифуге с перегрузкой 8 g и при этом должны оставаться в сознании, а после испытания показать, что все еще способны различать и запоминать буквы и числа.
Кандидатов ждут экзамены на «космические» нормативы, которые отчасти соответствуют нормативам ГТО для возрастной группы от 18 до 29 лет. Не каждый человек сможет:
— пробежать 1 км за 3 минуты 30 секунд или на лыжах 5 км за 24 минуты;
— проплыть 800 м вольным стилем за 20 минут 10 секунд или брассом за 22 минуты 30 секунд;
— подтянуться на перекладине 12 раз;
— продержать угол в упоре на брусьях 20 секунд;
— прыгнуть в длину с места на 2 м 30 см;
— подпрыгнуть на батуте на 60 см и развернуться в прыжке на 90, 180 и 360 градусов;
— выполнить упражнение «челночный бег», преодолев дистанцию 10 х 10 м за 26,3 секунды;
– выполнить наклон вперед и дотянуться кончиками пальцев рук на 16 см ниже верхнего края скамейки;
— простоять с закрытыми глазами на одной ноге с вытянутыми вперед руками 45 секунд (проба Ромберга);
— прыгнуть в воду головой вниз с трамплина высотой 3 м;
— нырнуть в длину на 20 м;
— пройти 1050 м за 11 минут на тренажном макете бортовой бегущей дорожки, чередуя бег и ходьбу по заданной циклограмме;
— пройти трехминутную процедуру «ручная велоэргометрия» на тренажном макете бортового велотренажера.
Эти испытания позволяют оценить выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость кандидата, а также устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов космического полета. Дополнительно комиссия оценивает психологическую устойчивость кандидатов в космонавты — добровольцев ждут тесты, собеседования и тщательная психологическая экспертиза.
О технологии путешествия в космос от «Space Perspective»
Космический туризм будущего от «Space Perspective», это путешествие на высокотехнологичных воздушных шарах на высоту 32 километров, где открывается прекрасные виды на нашу планету, ничем не отличимые от обзоров поверхности Земли с Международной космической станции. Для сравнения: туристические корабли «Virgin Galactic» поднимаются на высоту 80 км, а «Blue Origin» запускает туристов на 100 км над уровнем моря. Обычные пассажирские самолеты поднимаются не выше 10 километров.
Как сообщил соучредитель «Space Perspective» Джейн Пойнтер, подъем на высоту 32 км означает, что «пассажиры увидят реальный черный как смоль космос». Воздушный шар «Space Perspective» поднимается со скоростью 12 миль в час (19 км в час) и работает на водороде. К нему пристегнута большая каюта, напоминающая блюдца НЛО инопланетян. Как утверждает компания, для стабильного полета в верхних слоях атмосферы Земли, шару достаточно небольшое содержание кислорода, нижний порог которого составляет 1%.
Салон капсулы «Нептун»
Воздушные шары будут отправляться из Космического центра Кеннеди в штате Флорида. Первый запуск запланирован уже в 2024 году, а предварительная бронь билетов уже раскуплена. Аппарат будет оснащен капсулой-каютой «Neptune» с космическим освещением, Вай-фай и горячительными напитками.
Каюта капсулы «Space Perspective»
_________
Читайте нас в Телеграм
_________
Орбитальные и суборбитальные космические полеты
Орбитальные и суборбитальные полеты проходят по-разному. Орбитальный полет подразумевает постоянное движение вокруг планеты на очень высокой скорости, которая позволяет не упасть обратно на Землю. Такое путешествие может занять несколько дней, неделю или больше. Суборбитальный полет в свою очередь больше напоминает прыжок в космос — вы взлетаете, делаете огромную дугу в воздухе и в конце концов “падаете” обратно на Землю, не долетая до орбиты. В этом случае продолжительность полета варьируется от 2 до 3 часов.
Например, вы взлетаете на 100 км над Землей. Чтобы выйти на орбиту — совершить орбитальный полет — вам нужно набрать скорость около 28 000 км в час или больше. Но чтобы достичь этой высоты и затем упасть обратно — совершить суборбитальный полет — нужна скорость всего в районе 6 000 км в час. Такой полет требует меньше энергии, меньше топлива и, соответственно, меньше денег.